Originally published at Deutschland. You can comment here or there.
Я знаю, что многим интересно будет прочитать не только мои восторженные истории, но и что-нибудь негативное. Поэтому я все-таки попытаюсь в рамках приличия (хоть это и сложно) рассказать о своей, к счастью, бывшей работе.
Плохо писать такой пост прямо перед Новым Годом, но если я подожду еще неделю или две, то моя доброта может победить, и в итоге я не напишу пост вообще, а это очень плохо, ибо о таком надо писать
Название фирмы я называть не буду, хотя хотелось бы. Но если вдруг кто из Гамбурга пойдет в эту контору Никонора на собеседование и прочитает этот мой пост, он сразу же поймет, куда попал))
Кто хочет пережить со мной этот ужас длиной в месяц, добро пожаловать под кат))
Уже на собеседовании, на самом деле, все было плохо. Как я уже писала, эта маленькая логистическая фирма — семейный бизнес, где шеф — муж, а непосредственную обработку заказов выполняет жена. На собеседование меня пригласили жена, а проводил его этот самый шеф. То, как он говорил, и то, что он говорил, уже в принципе где-то граничило с хамством и недалекостью. Вообще русскоговорящие люди, которые живут в Германии давно, очень специфичны. Конечно же не все, но многие. Когда мои родители, например, приезжали к нам в гости, они были в шоке от разговоров на русском языке, случайно услышанных в нашем s-bahn. Такой у некоторых людей низкий уровень культуры и воспитания, граничащий с их полным отсутствием, что становится просто стыдно.
Так вот, за этого самого шефа мне стало стыдно уже на интервью. На мой, казалось бы, самый элементарный банальный вопрос: «А сколько людей работает в компании?», он уже на повышенных тонах ответил: «А какое ваше дело?» Вообще я всегда считала нормальным заранее осведомляться о компании, в которой собираешься работать, но нет — здесь любые вопросы воспринимались в штыки. Воспитание, образование, манеры, неумение вести диалог — всё это уже навевало на меня ужасную тоску и огорчение. Такое ощущение, что человек заснул в какой-то русской глуши в начале 90-х, потом проснулся в современной Германии и пытается вести здесь русский бизнес по старым российским правилам. Когда я вспоминаю его выражения, его этот «базар», меня бросает в дрожь. Как может в цивилизованной стране такой человек руководить своей компанией? Его «знания» немецкого языка и абсолютное незнание английского лишь подчеркивали и дополняли образ.
НО. Почему-то я согласились: то ли просто из интереса, то ли мне надоело искать работу. Теперь я уже знаю: Катя, если сразу чувствуешь, что что-то не так, не соглашайся. Будет только хуже.
Первая неделя прошла гладко, мне даже понравилось. Прошла она гладко, видимо, потому, что это считалось практикой, причем неоплачиваемой. Неделю я просто так ходила на работу за бесплатно и как бы пыталась доказать этой сладкой парочке, что я обучаема, не совсем безнадежна и так далее. Здесь надо сказать, что жена ни разу мне не высказала ни одного замечания. Весь разговор проходил через скайп-переписку. То есть на деле мне никто ничего даже не показал и не рассказал. Один раз только жена пришла в офис, чтобы показать мне, как оформлять экспортные декларации. Это был первый и последний раз, когда я ее видела.
Сам шеф присутствовал в офисе где-то час-два в день, если не меньше. Компания на столько неэффективно организована, что в обязанности шефа входило ездить забирать груз. В общем-то, только это. А может, просто на большее его способностей не хватало. То есть он сам садился за руль грузовика и ехал за три девять земель за грузами. В целях экономии: зачем нанимать водителя, зачем просить транспортную компанию, если можно забрать самому?)) Действительно. А офисной работой пусть занимается единственный человек в бюро, который работает в логистике уже целую неделю.
Экономия — это вообще основополагающий принцип данной компании. Мне со второй недели стали говорить, что я что-то получаю слишком много денег (хотя я на тот момент еще ни одной зар. платы не получила) и что ему сложно меня прокормить (кормилец ты мой!)). Хотя, по поводу оплаты, я согласилась лишь на предложенную им сумму, сама никаких предложений по деньгам я не вносила. Более того, я бы согласилась и на оплату в два раза меньше, так как деньги для меня играли самую маловажную роль. Но раз предложили больше, то я, конечно же, согласилась. Главное был опыт, который в этой компании мне никто передавать не собирался. «15 лет на рынке», — хвастались они. «На каком рынке? Уж не на овощном ли или Черкизовском?» — периодически возникал вопрос у меня.
Так вот, со второй недели начался веселец. В свой рабочий скайп я добавила свою маму, которой я писала что-то типа «привет», «как дела» и «поехала домой, пока», от силы тратя на это 10 минут в день. Ясное дело, что если у меня была работа, то не разобравшись с ней, я и в скайп не писала. А маму я добавила в скайп только с той точки зрения, чтобы она не волновалась, ибо уже после моего рассказа о собеседовании вся эта затея казалась ей не очень удачной. Так она хоть видела, что дочь жива, сидит онлайн))
В один прекрасный день (по-моему, второй мой официально рабочий) стало понятно, что шеф прочитал все мэйлы и переписку в скайпе. Он сразу же заявил мне, что ему не нравится как я работаю, что я слишком медленно отвечаю на эл. почту. «Вам задание прислали в 13:50, а Вы только в 14:30 его выполнили, как можно так медленно работать??» Человеку было бесполезно объяснять, что мне его же жена в скайпе в это время могла писать инструкции, как это делать, что я сама могла задавать ей какие-то вопросы, что я могла решать другие более срочные задания и задачи, которые мне поставили до этого, что я могла, в конце концов, обедать. Всё это было бесполезно. Но это был первый звонок — я уже в тот день распсиховалась и так и сказала, что я пока ничем не подрывала доверие, чтобы можно было меня так тщательно контролировать! А прицепиться ему было реально не к чему. Рабочую почту я использовала исключительно в рабочих целях, ну а в скайпе, как я уже писала… было два контакта — его жена и моя мама. К сожалению, никакого криминала.
Дальше пошли намеки на то, что я засланный казачок и шпион, который пришел, видимо, с целью развалить компанию. Вообще идея настолько параноидальная, что я бы на месте его жены действительно заволновалась бы и отправилась бы с ним в ближайшую больничку. Он настолько активно эту идею мне изо дня в день повторял, что я даже сама поверила в то, что я шпион, и уже ничего не имела против развала компании Все же я продолжала надеяться, что какие-то отголоски разума воскреснут в его голове.
Напрасно.
Когда я подписывала трудовой договор, мы договорились о том, что в счет будущего отпуска я возьму неделю в декабре (5 дней), поскольку у нас с мужем уже была запланирована поездка, по подаренным нам на свадьбу билетам. Отменить не представлялось возможным, и если бы мне сказали на работе «Нет, нельзя», я бы просто не стала подписывать контракт и не сильно бы расстроилась. Однако мне разрешили. К моменту отпуска я заработала уже 3 дня отпуска по закону, то есть они по идее должны были записать мне только оставшиеся два дня в счет будущего отпуска.
До неделю до отпуска шеф стал выносить мне мозг с новой силой. Как же так, все будут работать, а я буду отдыхать?! При этом в январе меня ждал какой-то расчудесный «обязательный отпуск», ибо фирма закрывается на новогодние русские каникулы. А планировать отпуск на будущие сезоны мне было не позволено — работа может нагрянуть в любую секунду. По-моему, люди просто не знали и не хотели понимать, что у меня есть право на отпуск и что это их фирма, но, к счастью, никак не моя.
Самым для меня досадным явлением, как для человека, получившего образование в области IT, стало то, что ничего не было автоматизировано и никакие средства для оптимизации рабочих процессов не использовались. То есть получать опыт было даже бессмысленно, т.к. я не верю, что хоть в одной приличной логистической компании всё делается настолько через одно место… Не было никакой складской программы, мной велась таблица Excel со всеми поступившими грузами, и меня умудрялись отчитывать за то, что я могла один раз в три недели перепутать «коробки» и «ящики» (т.е. указать в таблице Kiste вместо Karton — это уже повод отчитать меня за тупость). Иногда просто глаз уже замыливался. При этом каждый раз в конце дня я отправляла таблицу жене, которая, по словам мужа, исправляла мои ошибки до трех ночи Исправленную версию она мне почему-то не присылала (странно, не правда ли)…
Не было ли проще сделать расшаренную папку с таблицей хотя бы, если уж нет денег на складскую программу, или выложить её на какой-нибудь сервис расшаренных документов типа google или yandex? Все же в 21 веке живем. Тогда сразу было бы видно, кто, что и где правит. Но нет, везде шпионы!!1!1! Поэтому сводку с грузами делали три человека — я, жена шефа и еще наш сотрудник на складе (всего нас и было четверо). Независимо друг от друга. Ну да ладно, видимо, так и надо. Профессионалы рынка знают лучше
От меня еще тщательно скрывались контакты непосредственных клиентов в России. Вместо того, чтобы оперативно позвонить в нашу Рашу и решить вопрос напрямую с клиентом, приходилось просить жену шефа, чтобы она запрашивала необходимую информацию, получала ответ, передавала его мне и так далее. А потом я получала по башке от её мужа: «А почему всё так долго?» Но даже не это стало последней каплей.
В пятницу перед отпуском я осведомилась об одной декларации, а именно, почему у неё такой странный номер. Документ лежал у меня в почте уже неделю или две, ровно как и у женушки. Более того, этот странный номер я сразу же внесла в сводку поступивших грузов и каждый день исправно отправляла эту таблицу жене, которая, как вам уже известно, исправляла мои ошибки каждый день аж до трех ночи. И ни разу, видимо, она не обратила внимание на этот груз. Странно! При таком-то тщательном исправлении ошибок! И вроде строчек в таблице было не так много… Уж за 10 дней можно было обратить внимание…
Выяснилось, что я таким образом, заметила временную декларацию (о существовании которых мне никто не говорил, но по логике вещей, конечно, понятно, что такое вполне может быть). Не поняла я этого сразу только потому, что документ был полностью на французском, без перевода на англ, и я подумала, что это просто французы такие номера выдают. Мало ли. Короче, оказалось, естественно, что это очень критично и что нужно срочно делать постоянную. На этой радостной ноте я ушла в отпуск.
Выйдя из отпуска, вторым предложением после «Как прошел отпуск?» стало «Катя, к вашей работе много замечаний, из-за вас мы потеряли деньги». Я чуть не упала со стула, так как думала, что, наоборот, то, что я заметила ошибку — это хорошо. Но нет, это оказалось плохо, так как, цитирую: «Вы заметили ошибку слишком ПОЗДНО!» Причем ошибка была не моя явно. Вторая супер-предъява: я, оказывается, распечатала только первые листы экспортных деклараций. То есть видит Катя, что в документе 15 страниц, и думает: «А дай-ка я только первую напечатаю…» Ну не бред? Мне было очень смешно. На это я ответила, что в следующий раз перед отпуском буду фотографировать всё, что я печатаю, чтобы потом не исчезали листы Собственно, после этих претензий работать стало уже невозможно. У меня испортилось и настроение, и здоровье, и я просто встала и ушла к врачу, предварительно, конечно, предупредив, что плохо себя чувствую. Мотивации работать у меня не было уже никакой. Сначала шеф сказал: «Ок», потом перезвонил и сказал, что я уволена, причем без права на оплату больничного. Ведь он пошел на уступку, предоставив мне два дня отпуска, значит и я должна уйти немедленно, не требуя оплаты. А по договору у меня было две недели отработки… И больничный он обязан оплатить по закону. После этого я окончательно вышла из себя (вообще вывести меня из себя, тем более по рабочим темам, крайне сложно, и я раньше думала, что невозможно), сказала ему всё, что о нем думаю и что расставаться по-дружески я не собираюсь. Он еще осмелился спросить: «Но если мы расстанемся не по-дружески, то как же я буду предоставлять о вас хорошие отзывы, если будут звонить новые работодатели?» Чтооо?))) После этого я сказала, что его смешную компанию я не собираюсь указывать в резюме. Ведь это стыд и позор. И это действительно так, если будет звонить немецкий работодатель, то он выпадет в осадок от уровня владения немецким, и это после до фига лет в Германии… Таких контактов лучше вообще никому не давать, чтобы не опозорить тем самым и себя. Ведь шеф позволял себе и на немцев кричать русским матом… Нет, спасибо, опыта работы в ТАКОЙ фирме мне не нужно)) Самая крутая фраза, подводящая итог этому ужасу: «Были бы мы в России и были бы Вы мужиком, я бы Вас треснул пару раз по голове и болезнь бы прошла», намекая на липовость моего больничного Очаровательно, не правда ли? Такие люди, оказывается, существуют, да еще и живут в Германии, жалуясь на тупоголовость немцев… Как же стыдно((
Вот такой у меня фееричный был первый опыт работы в Германии. Надеюсь, теперь понятно, почему я больше не хочу работать в русской компании. Осадочек остался, еще какой.
Ой, упустила еще одну занятную деталь. Это бухгалтер этой чудесной фирмы, которого тщательно скрывают и контакты не дают. Эта чудо-женщина, о которой только известно то, что зовут её Неля (или Нелля), умудрилась неправильно рассчитать налоги, из-за чего в первой зарплате мне не доплатили деньги. Конечно, там были какие-то копейки, типа 40 евро, но сам факт того, что их очень компетентный бухгалтер до сих пор не научился считать налоги… как бы намекает… Ладно, если бы она признала ошибку — нет, на меня накричал шеф, за то, что я «ставлю под сомнение компетентность его бухгалтера». Хотя я всего-навсего спросила, почему мне заплатили меньше, осведомилась о причине… Класс! Еще эта женщина не знает о понятии «неоплачиваемый отпуск», право на который я тоже пыталась отстоять, когда пошел разговор о том, что оплачиваемый отпуск я почему-то планировать не могу…
Посмотрим, что будет со второй зарплатой, которую мне пока что не заплатили. Надеюсь, что до суда дело все-таки не дойдет
Короче, эта фирма — это сплошной абсурд и нелепица, стыд и срам! Этим постом я хочу закрыть страницу этой отвратительной русской логистической компании в Гамбурге (вроде, все ключевые слова для поиска учла )в моей жизни) У таких людей, как шеф, никогда ничего не получится! Потому что добро побеждает зло, рано или поздно Таких компаний не должно быть, они позорят своим существованием все русское и русскоговорящее население Германии
Единственная минутка позитива — это тот самый четвертый сотрудник со склада, с которым мы остались в отличных отношениях. Его жена готовила нам каждый день обеды и баловала меня русской едой, по которой я, порой, очень скучаю, мммм! Так что это знакомство — единственный, но, кстати, немаловажный плюс всей этот эпопеи. Этой прекрасной доброй русской семье с широкой душой я желаю только всего самого наилучшего!)