Deutsch
5 просмотров
прохожий
alexlotov
24.03.13 16:43  Новые характеристики глобального капитализма
Логика капитала не привнесена в систему кем-то конкретным, а объективно встроена в психику каждого человека на нейронном уровне; как только человек становится обладателем большого состояния, он сразу «слышит» призывный звон логики капитала.
Капитализм - это единственный надежный способ производить богатство (социализм не продержался даже 100 лет по сравнению с капитализмом, возраст которого не меньше 500 лет). А богатство, как известно, основа жизни; высокая культура и великие цивилизации вырастали только в богатых сообществах.
Сказанное вскрывает колоссальную выживаемость капитализма. Однако это еще не все. Он обладает еще одним свойством - отсутствием идеологии. В этом его экзистенциальное преимущество. Таким образом, глобальный капитализм - это просто-напросто глобальность рыночного механизма и рыночной логики капитала.
Все большее число людей готово отказаться от общественных свобод в обмен на свободы индивидуальные.
Указанная жесткость логики капитала естественным образом ведет к более изощренным формам эксплуатации. Это целые государства-неудачники. На всех этих людей современный капитализм как бы сбрасывает свои проблемы и за счет этого продолжает триумфальное шествие.
Проведенные в США расследования показывают, что вознаграждения топ-менеджеров и банкиров обратно пропорциональны успешности компании.
Все протесты осуществляются той самой привилегированной зарплатной буржуазией, которая является третьей силой и вносит динамику в классовую диспозицию. Это не пролетарские протесты, а протесты зарплатной буржуазии против угрозы потерять свои привилегии и быть низведенными до пролетариев.
Развал СССР был инициирован именно зарплатной буржуазией в лице высокопоставленных чиновников, осознавших свое место в экономике и боровшихся за более высокие доходы; таковые могли быть ими получены только в условиях капитализма.
Наличие системного насилия со стороны логики капитала приводит к постоянным протестам, число которых огромно по всему миру.
Учитывая многомерность социальной жизни, капитализм решает одни проблемы за счет создания других, в чем также проявляется эффект замещения. Так, свобода и демократия может быть получена с коррупцией в придачу. Можно искоренить коррупцию, но тогда будет утеряна солидарность и справедливость.
Если говорить об источниках истощения протестного движения, то можно отметить два фактора. Первый связан с бессмысленностью самих протестов. Умение капитализма присваивать достижения протестов приводит к так называемому отчуждению участников протеста от самого протестного движения.
Более комфортная жизнь привела к потере человеком сосредоточенности и ответственности. Утрата же данных качеств ведет к тому, что люди не могут долго сосредоточиваться на протестных акциях и быстро охладевают к ним.
Политическая рациональность и бесстрастность капиталистической системы порождает свой антипод - бессмысленное насилие. Фактически человек стоит перед бинарным выбором - либо принять существующие правила игры, либо осуществлять (само)разрушительное насилие, причем насилие без повестки, программы и идеологии.
Технологии усиливают то, что уже есть. Если в человеке изначально есть безумные образы и идеи, то они усиливаются. Если в человеке ничего нет, то усиливается пустота и чувство пустоты.
Авторитарный режим в Турции, добившейся больших экономических успехов, и государственный капитализм Китая, ставшего на несколько десятилетий воплощением экономического чуда, показывают, что капитализм может существовать без традиционной демократии и даже без рафинированного либерализма. Если в науке принцип демократии не работает, то почему он должен работать в политике?
Порой именно авторитарное правление удерживает систему от распада, именно оно позволяет сбалансировать интересы разных социальных групп. Яркий пример тому - Сингапур.
До тех пор, пока довольно большая часть людей будет принимать эгоистическую логику капитала, до тех пор и капитализм не будет иметь альтернативы.
Новая форма общественно-экономической формации может возникнуть только тогда, когда ментальность большинства людей изменится настолько, что будет отторгать логику капитала как таковую. Тем самым вопрос о построении Нового Общества становится производным от вопроса построения Нового Человека.
#1