В отличие от системы школьного питания Великобритании, где целью изначально
ставилось получить здорового защитника интересов Империи( Школьное питание и боеспособная армия, – какая связь? ПРЯМАЯ! ) школьное питание в США ставило цель поддержки голодающих детей из бедных семей.
Как питается средний американец, дают представление американские же комедии:
Утром большая кружка кофейной бурды(чаще с молоком или сливками), у продвинутых – сок. Некие сухие субстанции, называемые хлопьями, залитыми белой жидкостью «молоко» из пластиковой бутылки или омлет. На обед – большая булка с котлетами, майонезами, кетчупом, горчицей и свисающей из этого «зеленой салфеткой» под названием «салат», картошка и кола(диет для худеющих). Перекус – чипсы и бурда-кофе в большой же кружке из кофеварки(лучше с заменителем сахара!). Ужин – это святое и обильное! Мясо(говядина, курица, реже – свинина) с бобами, картошкой, кукурузой. Возможно, пицца.
Не семейные люди, как и семейные в выходные, вообще предпочитают питаться в кафе, закусочных и ресторанчиках – получается даже дешевле и менее хлопотно.
Суп в среднем раз в неделю и, чаще всего, баночный.
В принципе, это совпадает с реальностью. И поэтому ждать качественного отличия в питании детей в обычной школе от питания всей нации не приходится! Это, правда, не относится к закрытым или полузакрытым элитарным учебным заведениям, где выращивается политическая и экономическая элита, призванная в будущем управлять обществом и страной.
Неотъемлемым атрибутом американского школьника является коробочка с «завтраком» - в стране демократия и каждый решает сам, чем, как и где кормить своего ребенка! -
Школы кормят семей с действительно низкими доходами. Степень неблагополучия – 1500 баксов на семью в месяц. В США четко следят за тем, чтобы каждый американский школьник принес от родителей справку об их доходах. Только после соответствующей проверки ребенок начинает получать бесплатный или субсидированный обед и завтрак. При этом работает жесткая система надзора – не дай бог доходы выросли, а ребенок продолжает питаться за счет субсидий! – такая система сложилась со времен «Великой депрессии» 30-х годов 20 века, когда нация вынуждена была спасать себя, поддерживая широкие слои неимущего населения.
Расходов на одного школьника закладывается примерно 2$ в день.
В США из почти 30 млн. школьников завтрак получают порядка 9,4 млн. детей и 29,6 млн. получают ланч-обед. В общей сложности на завтраки отпускается 2 млрд. долларов, а на ланч-обед 8 млрд. долларов.
Что интересно, обеспечением питанием детей малоимущих занимается не Министерство социальной опеки или Министерство образования (занимается вопросами обучения, передовым опытом преподавания), а Минсельхоз (что для России немыслимо и непонятно!), причем от общих затрат
на питание населения примерно 56-58% идет на школьное питание(более $20 млрд. в год)
Минсельхоз направляет деньги по штатам. Администрация штатов направляет эти деньги по школьным округам. Школьные округа закупают продукты у местных предпринимателей, которые конкурируют между собой на тендерной основе (подобное пытаются ввести и в России). Это позволяет фирмам увеличить выход продукции, создавать рабочие места.
Школы получают субсидирование, как бы в обратном порядке. Сначала обеспечивают питанием, а потом выставляют счета и на них субсидируются.
Все просто и прозрачно! НО! Всегда есть но!
Поскольку система складывалась из соображений «голодный ребенок учиться не может»
и в условиях массового недоедания – изначально закладывалось получение «максимальной сытости за минимальные деньги» и преломить ситуацию и стереотипы пока сложно.
Каждые пять лет система школьного питания подвергается аудиту на предмет его структуры и соотношения в пищевом рационе белков, углеводов, жиров, калорийности. Согласно последним рекомендациям еда детей в американских школах должна обеспечивать 1/3 потребностей в белке, витаминах А, С, железе, кальции и калорийности (не более чем 30% калорий за счет жира). И все равно две трети расходов уходит на обеспечение детей мясом и молоком, чуть больше одной четверти - на закупку фруктов и овощей, преимущественно консервированных или замороженных, хотя питание детей в школьном возрасте должно в основном включать цельные зерновые, натуральные фрукты, овощи, умеренное количество мяса, рыбу, молочные продукты и бобовые.
И если за счет массированной пропаганды и жестких мер в США удалось справиться с массовым курением и употреблением алкоголя, то покусится на святое – системы переработки с\х продукции и питания пока никто не решается.
Кроме того в Штатах существует Федеральная программа "Питание детей в летних лагерях", специальная "Молочная " программа.
Думаю, не смотря на критику американского стиля питания, в этой системе есть рациональное зерно. Особенно если его объединить с британским походом к задачам школьного питания.