Как я уже писал, рынок российского кейтеринга крайне неоднороден. Здесь есть игроки, предоставляющие высококлассные услуги, использующие новейшие технологии производства, упаковки и доставки потребителю готовой продукции, так и потенциальные аутсайдеры, выжимающие из устаревшего оборудования советских времен последние возможности и теряющие свою долю рынка из-за нежелания инвестировать прибыль в средства производства и обучение персонала.
Безусловным лидером по объемам инвестиций в новые технологии является компания Конкорд –более 4 млрд. долларов инвестировано в 2 комбината питания, считающимися самыми современными на сегодняшний
момент фабриками готового питания на территории России. Мне удалось дважды побывать на подмосковном комбинате питания «Конкорд». Даже для подготовленного человека масштаб проекта невероятен – новейшие технологии переработки и хранения, максимальная автоматизация, контроль качества. При этом компания продолжает инвестировать свое развитие – до 80% прибыли реинвестируется ежегодно в производство и оборудование, подготовку персонала.
Заслуживает внимания инвестиционная программа компании Novikov Catering "Новиков кейтеринг"(мне приходилось сталкиваться с ее подразделениями при поставке оборудования и посуды) – работающая в сегменте «люкс» компания должна поддерживать свое реноме, поэтому подготовка персонала, качество услуги стоит на первом месте. Как известно из открытых источников, вложения в оборудование составили порядка $ 400 000.
На рынке комплексного предоставления услуг хорошо смотрятся показатели "КорпусГрупп". Компания не имеет собственных крупных комбинатов
питания – организация индустриального питания строится за счет сети собственных столовых. На обновление оборудования за 5 лет потрачено более 28 миллионов рублей.
Довольно туманно должны выглядеть перспективы транснациональной компании Sodexo на российском рынке – отравление более 11 тыс. детей непосредственно в Берлине и в трех северных регионах Германии нанесло существенный удар по репутации компании на мировом рынке. И хотя компания выплатила компенсации пострадавшим, обвинив во всем китайскую клубнику (власти КНР вину категорически отвергают), масштаб трагедии говорит о том, что даже в Германии компания не способна контролировать качество КРУПНЫХ партий продуктов(понимаю, можно просмотреть десяток гнилых или зараженных ягод, но несколько тонн? – это чем лаборатория у них занимается?)
В России Sodexo обслуживает ряд бизнес-центров, больницы и промышленные предприятия центральной
России. Но и здесь скандалы вокруг продукции компании постоянно мелькают в прессе – стекло в тарелке сотрудницы завода "Форд", заплесневелые продукты в больнице в Набережных Челнах… Не смотря на это, компания делает бодрые заявления и планирует освоение сегмента социального питания, финансируемого из бюджета. Вкус бюджета притягателен и сладок..
Примером потенциального аутсайдера и плохой организации бизнеса может служить «ОМС-Кейтеринг» - компания специализируется на организации питания в ВУЗах. Ставка была сделана на арендованные столовые без их технологического переоснащения. Судя по последним событиям в С-Петербурге, недовольство работой компании переросло в открытое противостояние студентов и поставщиков услуг. "ОМС-Кейтеринг" вынужденно пошла на снижение цен на чай и гарниры, продлила часы работы буфетов и признала, что не может позволить себе нанимать квалифицированный персонал и
поваров. А из этого следует, что компания попадает в «гонку по кругу»- снижая цены, теряем прибыль. Теряя прибыль, не можем инвестировать в оборудование и хороший персонал. Нет нового оборудования и квалифицированных поваров – снижаем качество услуг…Низкое качество услуг – потеря рынка.
Вот такой маленький обзор кейтерингового сегмента рынка общественного питания.
Видится четкая тенденция в сторону индустриализации готового питания – на российском рынке начинают доминировать игроки, способные инвестировать в новые технологии, осуществлять подбор персонала, выстаивать стратегию освоения рынка за счет спектра качественных услуг. В условиях насыщения рынка потребитель получает возможность выбирать между различными поставщиками кейтеринговых услуг. И голосует своим желудком и кошельком.