Добавки - вопрос меры и добросовестности
Колбаса - поистине народный, один из самых популярных и любимых у нас продуктов. В то же время именно её нередко упрекают в низком качестве, избытке добавок, явно не отвечающих здоровому питанию. Что здесь правда, а что миф?
Ответы мы получили из первых рук. За круглым столом «АиФ-Петербург» собрались эксперты, которые знают о колбасе всё.
АиФ-Петербург: - Часто на этикетке написано: продукция изготовлена по ГОСТу или ТУ. В чём же разница между этими требованиями?
Игорь Ефимов, генеральный директор Кронштадтского мясоперерабатывающего завода:
- Противопоставлять ТУ и ГОСТ не стоит. Скорее это историческое понятие. На современном рынке немало продуктов, которые не имеют ГОСТа, но очень популярны. На «пармскую ветчину», «хамон» ГОСТа нет. В наши дни ассортимент вырос в сотни раз, немало импорта, так что действовать по правилам, принятым 20 лет назад, нельзя. Сегодня предприятия сами разрабатывают технические условия, рецептуру, проводят сертификацию, бьются за репутацию и качество.
А покупатель отвечает выбором определённых марок, стойким спросом на ту или иную продукцию.
Не смотреть, как делается?
Андрей Семёнов, руководитель службы коммуникаций «Атриа Россия Пит- Продукт»:
- Неверно думать, что ГОСТ - это некий регламент, установленный государством, а ТУ - полностью воля производителя. Продукция, которая изготавливается по техническим условиям, также проходит тщательную проверку: сами ТУ изучает ФБУЗ (бывший СЭС), а соответствие заявленным условиям - Роспотребнадзор и Росстандарт. Нас пристально контролируют и независимые организации. Но самое главное - это ответственность производителя за своё доброе имя.
Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской организации потребителей «Общественный контроль»:
- Не секрет, что ТУ - коммерческая тайна компаний. Если ещё 10 лет назад производители их согласовывали, сейчас не обязаны. А недобросовестным игрокам они часто нужны, чтобы легально снизить себестоимость. Вместо свинины или говядины положить птицу, добавить эмульгаторы, крахмал. Не накормить людей правильно и с пользой, а изготовить конкурентоспособный товар и остаться с солидной прибылью. Срок годности многих сортов варёной колбасы, щедро лежащей в магазинах, - 60 суток. Из чего же она сделана, что может не портиться два месяца? Ещё аргумент. При нынешних технологиях одна часть стабилизаторов способна заменить пять частей мяса. Вдумайтесь, какой продукт попадает на наш стол…
АиФ-Петербург: - Бисмарк говорил: «Если хотите наслаждаться колбасой или политикой, не смотрите, как это делается». Он был прав?
Анна Рыжова, главный технолог КМПЗ:
- В продукции нашего комбината по рецептуре ГОСТа может содержаться до 95% мяса. Однако добавляется и вода, без неё колбасу в принципе не сделать. Есть общий баланс предприятия, и из него видно - сколько мы производим колбасы, столько и закупаем говядины, свинины, птицы. Приобретаем сырьё отечественное и импортное. Кстати, мясо из Бразилии - одно из лучших. Хотя последнее слово всегда остаётся за потребителем.
Попробовать - надёжнее всего
АиФ-Петербург: - Придешь в магазин - от изобилия аппетитных срезов глаза разбегаются, прилавки заполнены и традиционными марками, и деликатесами. Как же потребителю не ошибиться и выбрать продукт вкусный и полезный?
И. Ефимов: - Визуально даже специалисту это сделать сложно, но есть несколько общих правил. Первое - всё должно быть свежим. Поэтому надо проверить срок реализации, он обязательно указывается на упаковке. Второе - цена. Будем реалистами: можно найти колбасу и за 100 рублей, но здоровья от неё, скорее всего, точно не прибавится. Уровень начинается от 270 рублей за килограмм и выше. Купив продукт за такую цену, потребитель может быть уверен, что у него на столе колбаса из высококачественного сырья. Влияют на свойства колбасы её срок годности и упаковка. Но самое надёжное - попробовать, составить своё мнение о продукте. Определиться, а не метаться от одного производителя к другому. И тогда выбор всегда будет правильным.
АиФ-Петербург: - Какая же продукция, выпускаемая КМПЗ, «Пит-Продуктом», пользуется наибольшей популярностью?
И. Ефимов: - Лидируют «сосиски молочные ГОСТ», затем «докторская», «сервелат», «домашняя», окорок «по-тамбовски». Всего мы выпускаем более 200 наименований. Кроме нашего города поставляем партии в Москву, Поволжье и другие регионы.
А. Семёнов: - Традиционный ассортимент «Пит-Продукт» - колбасные изделия, сосиски, мясные деликатесы - прекрасно продаётся в Петербурге и Ленинградской области. Но в ассортименте «Атриа Россия» есть и совершенно инновационные продукты. Например, фрикадельки, кебабы и бифштексы. Эти полностью готовые охлаждённые мясные продукты мы реализуем под маркой «КампоМос». Сегодня на долю таких новинок приходится 15% объёма наших продаж.
АиФ-Петербург: - Сосиски, сардельки во многих семьях продукт № 1. 15 минут - и завтрак, ужин готов. Более того - появились «детские», привлекающие яркой весёлой упаковкой. Но как часто можно их есть маленьким и взрослым?
Алёна Чубарова, врач-диетолог, детский гастроэнтеролог «Международной клиники MEDEM»:
- Для детей эти продукты не первостепенные, поэтому считаю, что малыши до трёх лет их не должны есть вообще. А на завтрак нет ничего лучше каши. Взрослым также, если выбор стоит между куском мяса и колбасой или сосисками (даже дорогостоящими), однозначно лучше выбрать мясо. Не забудем, что колбаса - продукт изначально жирный, с высоким содержанием соли, неоднократно прошедший промышленную обработку. Хотя сегодня уже есть марки с пониженным количеством жира.
Надо быть острожным и тем, кто любит эксперименты с диетами. В моде белковая, где не возбраняется упо-
треблять разные сорта колбасы. Однако для организма это оборачивается дополнительной нагрузкой на почки и печень.
А. Семёнов: - Сегодня потребители стремятся к разнообразному столу. Жареное, варёное мясо в нашем меню на почётном месте. Но у современного человека далеко не всегда есть время готовить сложные блюда, и в такой ситуации бутерброд с колбасой от проверенного производителя - правильный выбор.
АиФ-Петербург: - Сегодня с самых высоких трибун много говорят о партнёрстве государства и бизнеса. А как на самом деле?
И. Ефимов: - В группе мясопереработки такого диалога нет вообще. Мы вступили в ВТО, и из-за снижения пошлин стоимость продукции должна была уменьшиться. Но другой рукой государство закрыло для ввоза сырья целые регионы. В итоге цены взлетели. Если в начале лета окорок без костей стоил 160 руб. за кг, сейчас - 210.
А. Семёнов: - Европейский опыт подтверждает: самые строгие стандарты безопасности и качества не те, за которыми следят чиновники, а добровольные. Принятые соответствующими профессиональными ассоциациями,
и контролирующими их исполнение. Нашему предприятию это близко, потому что нынешним летом мы получили самый строгий международный сертификат безопасности продукции. Причём аудит также проводила международная компания, имеющая
высокий авторитет в этой сфере. Она же будет контролировать исполнение требований.
Постепенно и вся Россия придёт к тому, что уважающие себя производители начнут руководствоваться аналогичными стандартами.
оригинал здесь http://www.spb.aif.ru/food/article/60807