Deutsch
213 просмотров
прохожий
Klark_u701
11.10.09 08:47  ╚все мы родом из детства!╩

- фразу эту не знает разве что только лесной отшельник, не повторяет ее только застенчивый или ленивый. А уж любитель красного словца или риторических фигур дедуктивного красноречия охотно произнесет ее на публике, справедливо рассчитывая, минимум, на внимание, а, максимум - на симпатию и почет┘
Между тем, сосредоточившись на ее значении, как правило, мало кто отдает себе отчет в том, а каков же у нее смысл? Так каков же он?
Буквально-то речь о том, что ╚мы╩ и ╚детство╩ √ это вещи, так сказать, совсем-совсем однородные. Взрослые и дети, оказывается, суть одна и та же категория. Просто-напросто одна РОДНЯ.
Подумаешь! Что за тривиальность! √ наверняка скажет кто-нибудь. Тоже мне, Америку открыли.
┘Такой ╚разоблачитель тривиальностей╩, однако, живет по правилу: то, что мне знакомо, то мной и понято! При этом отчаянно и злонамеренно путая ╚понятия╩ и ╚слова╩. Однако, как учил величайший разоблачитель пресловутой ╚житейской мудрости╩ Г.Гегель (1770-1831), ╚не все известное и знакомое является понятым╩. Ибо нельзя путать понятия и ╚представления╩! Особенно людям, получающим образование┘
Между тем, если такие вещи как ╚мы╩ и ╚дети╩ принадлежат логически одному роду, то вот ╚слова╩ и ╚понятия╩ - это совершенно разные роды вещей.
К слову сказать, сегодня миллионы дедушек и бабушек, мерзнущих, заброшенных и голодающих в различных точках России, подняв глаза в поисках своих неизвестных мучителей, вдруг (неожиданно!) обнаружат среди них своих вчерашних┘ ╚сыночков╩, ╚внучиков╩ и ╚унучек╩, которых совсем-совсем недавно они кормили из собственных рук, гладили по детской головке и утирали им слезы и носы. Видя, что у детишек-то все хорошо, детишки сделали карьеру, ╚неперспективные╩ старики впадают в дополнительное оцепенение, не находя ответа на вопрос: если это вчерашние и благополучные наши дети, то кто же сегодняшние наши мучители?! И от невероятной Правды единственно возможного ответа им становится еще горше, еще холодней┘
Итак, перед лицом теории познания, наша одно-родность с Детством означает, что все те, кто именуются словами ╚взрослые╩ или ╚мы╩, видят себя в детстве как┘ в зеркале. Причем отражение свое в нем мы обнаруживаем как отражение истинное , беспристрастное, правдивое, а не какое-либо еще. Даже и тогда, когда оно обрушивается на нас со всей своей беспощадно разоблачающей беспристрастностью.
Настоящая научная педагогика вскрыла это обстоятельство довольно давно. И вот почему сегодня она решительно утверждает: ВЗРОСЛЫЕ √ это ДУРНЫЕ ДЕТИ!
Кстати, человек, читающий Евангелие, обнаружит там знаменитые слова его главного персонажа: ╚Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное╩. То есть, если ты кичишься своей ╚взрослостью╩ перед детством, то небесного царства Истины не видать тебе, как своих ушей┘
С полнейшим пониманием всего этого академическая, научная, педагогическая и родительская общественность страны ответственно и продуктивно поработала в составе секции ╚Софиология детства╩ на II Российском философском конгрессе ⌠XXI век: будущее России в философском измерении╩, который состоялся в июне 1999 г. в Екатеринбурге. Ее непосредственный результат √ РЕЗОЛЮЦИЯ философского конгресса (см.: ╚НАУКА УРАЛА╩, декабрь 1999,╧ 23), посредством которой все наше общество, а особенно Средний Урал и его высшая школа, получили академическое задание, которое можно так и назвать: Софиология ДЕТСТВА.
┘На ум приходит одна из, пожалуй, самых глубокомысленных басен Эзопа под названием ╚Прометей и люди╩:
╚Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили зверообразную╩.
С тех пор, как басня была рассказана, человечество много веков подряд переоткрывало эту истину вновь и вновь. И собственными боками, и горестной участью, а порой, и своей головой. Пересказ же басни Эзопа мыслящею головою, предстает перед нами в виде 25 веков истории мировой философии, где раз за разом ее Гении и Герои √ Сократ, Платон и В.Соловьев; Достоевский, И.Кант и В.Кожинов; Шеллинг, П.Чаадаев и Г.В.Плеханов; Аристотель и Ф.Энгельс; Спиноза, Фихте и Э.Ильенков; Ленин, Гегель и Гераклит; А.Потемкин и И.Дицген; М.Горький и Диоген-собака; И.Ильин, Плотин и Алексей Лосев √ все они раз за разом неустанно предупреждали людей: не путайте ╚вид╩ и сущность. Ибо за обликом Человека порой скрывается┘ социальное животное. Очень даже легко его можно и проглядеть!
Эта вездесущая и зловредная ╚животина╩ каждому из нас хорошо известна в виде так называемого ╚бюрократа╩. Проницательной педагогике она известна под видом ╚взрослых╩. Мыслящая общественность знает ее в качестве ╚карьериста╩. А подлинной науке и настоящему Образованию они известны под названием ╚тупого доцента╩ и ╚ученого дурака╩.
О первом из них сказал русский поэт XVIII века:
Наукой ум на то печемся мы питать
Из глупого скота, чтоб человеком стать.
А ты на то провел в ней лучшие дни века,
Чтоб сделаться тебе скотом из человека.
А о втором √ Гете:
┘Коль недочет в понятиях случится,
Их можно словом заменить┘
Так что у этих Прометеевых ╚недоделок╩ есть даже своя ╚философия╩ √ так называемый п о з и т и в и з м. ╚Философия словестного паразитирования на результатах чужого умственного труда╩ √ назвал ее классик отечественной философии второй половины XX века Э.В.Ильенков (1924-1979). Она даже обеспечила себе надежную прописку в философских учебниках и кафедрах. Ничуть не противореча основным правилам защиты диссертаций, а скорее даже и наоборот┘
Плохо ли это, хорошо ли, но жизнь устроена так, что за лень нашу в обнаружении ╚божественных недоделок╩, нас ждет наказание. А именно: если ты не отличаешь человека от социального животного, то сколько уважения, послушания и любви ты отдал, например, бюрократу, столько же ты о т н я л у друзей и родных, у детей и святых, у мудреца и ученого, наконец, у самого себя┘
Что же жалуешься, когда эта кичливая орда, это ╚социальное стадо╩ разом бросается на тебя, превращая жизнь твою в кошмар? Ведь твой жребий ты выбрал сам: быть палачем и мучителем самого себя.
Такую жизненную ошибку мировая философия давным-давно определила как с о ф и с т и к у. А Резолюция философского конгресса определила ее для нашего времени как ╚с о ц и о л о г и з м╩.
╚Пора избавиться от пут социологизма и избавить от псевдообществознания новые молодые поколения России.
И девиз живой академической мысли таков: ОТ ЗАСИЛЬЯ СОЦИОЛОГИИ √ К ТОРЖЕСТВУ СОФИОЛОГИИ!╩- сказано в ней.
Кстати сказать, живой отклик на эту Резолюцию уральцы получили┘ в Кавказских минеральных водах в 2001 году. Так в программе философско-педагогических Чтений (общество ╚ЗНАНИЕ╩ г. Ессентуки) буквально сказано следующее: РЕАБИЛИТИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ √ значит ПРЕКРАТИТЬ РЕПРЕССИЮ ПРОТИВ ДЕТСТВА! И сказано-то не случайно. Проще говоря, чтобы сформировать гармонию в душе ребенка, педагог, родитель и вообще взрослый, прежде всего, обязаны навести должный порядок в собственной голове. Иначе вольный или невольный хаос взрослой души зловещей тенью упадет на маленького человечка. Выдавая эту ╚тень╩ за ╚проблемы детства╩, требуя к себе незаслуженного уважения, внимания, ╚помощи╩ и┘ бюджетных средств.
Греческий язык как язык всех (живших, еще не родившихся и уж, конечно, ныне живущих) умных людей по самой сути своей призван вскрыть и разоблачить эту ложную и паразитическую общественную связь. От хаоса √ к ╚Космосу╩! √ собственно говоря. Ведь он есть язык с о ф и и┘
┘София ( sojia ) по-гречески, значит мудрость. Если разобраться коротко и по существу, то однокоренные с ним термины ╚фило-софия╩ означает, как известно, любовь к мудрости. А слово ╚софистика╩ √ зло-употребление ею. Если любовь эта избежит злоупотреблений и сумеет стать взаимной, то она и рождает ╚софио-логию╩.
Так что, софиология √ это состоявшаяся (т.е. качественная, избежавшая любой софистики!) философия, проще говоря.
Скажем еще иначе: любовь человека к софии √ дает философию. Любовь к мудрости человека зрелого √ дает софиологию. А любовь к ней не-зрелого человека порождает софистику┘
Так, в постоянных колебаниях между тем и другим, философия и живет, раз за разом отстаивая себя.
Резолюция конгресса открыла нам следующее: если в истории мировой философии (т.е. живой академической традиции) философия выбор свой сделала верно, то вот на так называемой ╚к а ф е д р е╩ дело, увы, обстоит как раз наоборот┘
Социологизм (и его всевозможные вариации) как современная форма софистики, разоблачаемый в свете греческого языка, совершенно невидны, незаметны, необнаружимы и неразоблачаемы в зеркале общераспространенного ╚птичьего языка╩ современных социальных животных: бюрократов, карьеристов и ╚дурных детей╩┘
Все они, слившись в экстазе взаимного ╚щебетания╩, соучаствуют в организации репрессий против детства современной России. Против Истины и ее живого академического самовыражения, иначе говоря. В этих целях ими мобилизована и специфическая форма педагогики: без-детной, без-людной, без-полой┘ С ╚ученым видом знатока╩ она совершает целый ряд софиститческих фальсификаций, делая это на глазах у нас у всех.
А именно: образование подменяет┘ ╚социализацией╩; обучение┘ ╚просвещением╩; воспитание┘ ╚адаптацией╩.
Общественное бытие подменяется┘ ╚окружающей средой╩; смысл √ ╚значением╩; знание √ ╚информацией╩; Логика √ ╚логистикой╩; психология √ ╚психо-гогией╩; социология √ ╚социо-доксией╩; место человека в Жизни подменяет┘ ╚материальным положением╩, а софио-генез личности подменяет┘ социо-, сомато- и психо-генезом.
Коронный номер этой ╚софистики-социологизма╩ является тотальная подмена зрелости √ ╚взрослостью╩, в благотворности которой она триумфально убедила буквально всех.
И что же?
Дело в том, что Истина √ это то, отрицание чего ее же и утверждает. Или иначе: обманщик √ это тот, кто неизбежно должен быть обманут. Причем обмануть-то он должен себя┘ сам!
┘Каждый знает, что ребенок жаждет стать взрослым. На сем стоит всякая состоявшаяся педагогика, каждый успешный родитель и успешный педагог. На самом деле ребенок имеет в виду одно, а говорит другое: хочу стать зрелым, но говорю √ ╚взрослым╩. Что же, ему позволительно и это √ не беда.
Однако, социальные животные тут как тут. Не состоявшись как л ю д и, они ищут паспортизации своей ╚человечности╩┘ у детей: да, да! √ кудахчут они. Стремитесь к взрослости, станьте ╚социальными╩, шарахайтесь от зрелости, будьте как мы! Ведь взрослость √ это хорошо!
А детство┘ Плохо?!
Так в строй врагов детства становится и сам ребенок. И заговор против детства (т.е. человеческой сущности в ее Истине!) становится тотальным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, кстати говоря.
Вот одно из них.
┘ В 1995-96 годах в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга до 30-40% младших школьников собирались в ╚особые╩ классы с диагнозом ╚ЗПР╩. Задержка психического развития √ это диагноз, который педагоги-взрослые ставят детям-школьникам. Тем самым выводя их за пределы нормальной (обычной) школы, за границу нормальных, ╚обычных╩ (т.е. успешных по жизни) детей.
Так считается┘
Однако, на самом-то деле все обстоит как раз наоборот!
На самом деле картина такова. Ребенка зовут в школу. Вы позвали меня для образования? - спрашивает он, вступив в 1-й класс. Да, да!- дружно отвечают ему. Так, что трудно и усомниться. Однако, очень скоро младший школьник обнаруживает, что позвали его, якобы, для образования, а на деле предлагают┘ социализацию. Словом, подмена! Проще говоря, обман┘
И дети России этот обман взрослых дерзнули отвергнуть решительно, массово и всерьез.
- Раз не хотите заменить социализацию на образование по-хорошему, то заставим вас сделать это по-плохому! √ говорят они.
Однако, ╚по-плохому╩ дети вынуждены отстоять правду, истину и справедливость, увы, лишь за счет самих же себя. Другой возможности, знаем мы, им не дано.
Резолюция философского конгресса ясно дает нам понять: такое массовое поведение нынешних российских детей есть вовсе не то, чем его именуют. В самом точном научном смысле этого слова √ оно есть ни что иное, как ДЕТСКАЯ СОФИОЛОГИЧЕСКА Я РЕВОЛЮЦИЯ. То есть, та беззаветная борьба за Истину, которую самоотверженно (и пока безнадежно) дети ведут за нас, без нас и вместо нас.
За то, что школа изгнала детство из пределов образования, дети в ответ оставляют школу (эту институцию мира взрослых) за границами детства. Миллионы детей (по разным данным от 2 до 5 млн. чел.) оказались беспризорными, проще говоря.
Официальный диагноз ╚ЗПР╩ √ это месть, к которой в бессильной ярости прибегает разнообразный и сплоченный мир современных ╚социальных животных╩, маскирующих себя под вывеской ╚взрослый мир╩. Аморальную ╚легальность╩ которого, дети России беспощадно обнажили ценой собственной беззащитной души и беспощадной судьбы.
┘ Не надо, однако, думать, что перед судом софиологической революции современного детства не оказалась будто бы высшая школа. Высшая школа √ это разновидность школы как таковой. Взятая со стороны софиогенеза человеческой личности (т.е. софиологии образования, а не института ╚взрослости╩!) она подчинена закону: образование должно быть не высшим, а┘ полным. И, как авторитетно свидетельствует Резолюция конгресса, ее священный долг перед ╚системой духовного производства Истины и Человека╩ ее главнейшая обязанность - ╚логическая реставрация╩ народного образования и академической жизни Урала √ так до сих пор абсолютно и не решена.
Валерий МОЛЧАНОВ, ученый секретарь УО Философского общества СССР, АН СССР.
Тезисы доклада на научной конференции ╚Россия в III-м тысячелетии: прогнозы культурного развития. Проблемы творчества╩
14 мая 2003, г. Екатеринбург, Центр культуры и искусств ╚Верх-Исетский╩
#1