русский
71 Views
прохожий
12.02.14 19:27  .....


ЗА ГРАНИЦАМИ СТАНДАРТОВ

Современный мир диктует свои условия — быть красивыми, активными, стройными, молодыми,
соответствовать тем стандартам и критериям, которые считаются наиболее привлекательными.
Что само по себе не плохо — в этой философии много правды, если бы не одно «но»!
Незрелый ум прочтет в таком послании задачу заниматься исключительно внешней жизнью,
и в погоне за оболочкой рискует растерять внутренние качества, а вместе с ними и самого себя.
Известно, что восприятие (как и мировоззрение) формируется посредством активного взаимодействия
с окружающим миром — мы обращаем внимание на то, что происходит вокруг, благодаря чему способны
видеть и различать предметы и объекты, а также их качественную и количественную составляющие.
Так формируются представления относительно внешнего мира, таким же образом лепится
образ собственного «Я».
Все это создает, рисует уникальную картину мира каждого конкретного человека,
с которой он пойдет дальше по жизни — до тех пор, пока что-то и кто-то из вне не повлияет на ее изменения.
Так происходит потому, что человеческое сознание обладает особенностью:
оно не способно видеть самое себя до тех пор, пока его не отразит другое сознание
— окружающих нас людей, которые рассказывают и показывают как нужно говорить
и выглядеть, что и как делать для того, чтобы жить в обществе.
Таким образом задаются критерии красоты и уродства, силы и слабости, правильного-неправильного,
добра и зла, и человек обретает систему представлений — своего рода, опору, платформу,
границы которой заданы из вне. И в зависимости от того, сколь компетентно мнение значимых людей
на тот или иной счет, эти представления могут быть более или менее адекватными реальности.
Полностью отказаться от ориентации на общепринятые стандарты невозможно, да и не нужно,
поскольку в этом есть свои плюсы. Позитивный момент состоит в том, что человек обретает ориентиры,
благодаря которым обнаруживает других и лучше видит себя.
На это и направлено воспитание — мы узнаем, что хорошо, и что плохо, а этого уже немало для того,
чтобы выжить в обществе. Но этого, конечно, недостаточно, чтобы жить как человек — быть свободным,
воплощаться, любить, играть и радоваться этой жизни.
В чем же состоит опасность ориентации на сугубо внешние критерии?
Почему происходит закрепощение на общественном мнении (чего бы оно ни касалось),
а вследствие этого — остановка в развитии?
Как известно, основные представления формирует именно ближний круг — родителя, учителя, друзья.
И если, например, в детстве ребенка оценивали по тому, насколько хорошо он себя ведет,
правильно говорит и красиво, с точки зрения взрослых, выглядит, у него неизменно создается
убеждение, что он и есть: тело (стройное или полное), лицо (красивое или не очень),
жесты (плавные или резкие), речь (родная или не совсем ), суждения (правильные или ошибочные) и т.д.
Иными словами, поведение, действия смешиваются с самим ребенком и вместо «твой поступок недостойный»
дается информация «ты плохой». А поскольку все мы хотим, чтобы нас любили и принимали,
стремление быть хорошим (красивым, удобным) человеком появляется помимо воли и разума.
В итоге человек залипает на внешнем образе-Я, что и формирует ложную самоидентификацию.
И он за всю жизнь может так и не увидеть себя вне предложенных оценок и критериев,
по привычке продолжая вешать как себя, так и на других самые разные ярлыки «хорошо-плохо»,
«красиво-не красиво», «модно-не модно» и пр.
Что в итоге приводит к потеря себя в море заданных из вне стандартов.
При таком раскладе человеку предлагается одна из двух дорог: либо начать соответствовать шаблонам
(на что тратится огромное количество энергии и личных сил), либо — выйти из обоймы, откатиться на обочину жизни,
так и не вкусив ее прекрасных плодов (что тоже не добавляет радости и счастья).
В подавляющем большинстве случаев люди так и поступают, условно разделяясь на тех,
кто борется за место под солнцем
(красивое лицо, стройную фигуру, молодость, богатство, славу и власть) и тех,
кто потерял всякую надежду на признание собственных достоинств.
Каков же выход из сложившейся ситуации?
Выход заключается в том, чтобы опираясь на сложившиеся стандарты
(поскольку, как мы уже знаем, само их наличие помогает человеку обрести почву под ногами,
без которой ни о каком дальнейшем развитии речи идти не может — в любом жизненном контексте),
задавать свои собственные.
Но здесь без того, чтобы научиться принимать и любить себя вне зависимости количества килограммов,
прибавившихся за прошедшую неделю или дел, которые вы не успели сделать, не обойтись.
Это сложно, но возможно и более чем желательно, поскольку именно такое отношение
к себе и дарит чувство внутренней свободы.
А для того, чтобы полюбить себя, важно научиться видеть в себе не столько внешность и достижения,
сколько душевные, человеческие качества, за которые вас уважают и ценят окружающие люди
и за которые вы сами себе нравитесь.
В сущности, психология как практическая наука направлена ставит перед собой две основные задачи:
1) разотождествление человека с тем набором количественных категорий, который он успел
приобрести в процессе социализации (рост, вес, возраст) и
2) «включение», осознание тех внутренних качеств и свойств, которых он в себе не видел,
поскольку был занят выстраиванием и поддержанием внешнего образа-Я.
Так, открывая в себе лучшее, расширяя спектр своих достоинств, меняя то, что можно исправить и принимая то,
что изменить нельзя, человек становится все более независимым от заданных критериев и стандартов.
Он начинает понимает, что полон собственных уникальных черт — внутренних и внешних, что дает ему как
право быть собой, так и возможность меняться в соответствии с собственным нравственным законом,
не отвергая при этом, но и не следуя слепо морали: общественному своду правил и норм.





img
#1