русский
99 Views
прохожий
14.03.14 21:25  Никколо Паганини. Дорога без конца...

Никколо Паганини (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782,
Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач
и гитарист-виртуоз, композитор.Одна из наиболее ярких
личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков.
Признанный гений мирового музыкального искусства.


Далеко от дворцов, в небогатом квартале Генуи, в узком
переулочке с символическим названием Черная кошка,
27 октября 1782 года у Антонио Паганини (1757—1817)
и его жены Терезы Боччардо появился на свет сын Никколо.
Он был третьим из шести ребёнком в семье. Его отец был
одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при
переписи населения Генуи, выполненной по приказу
Наполеона, назван «держателем мандолин».
Тяжелый, властный характер, грубость в обращении
с домашними, тяга к вину каким-то образом уживались
в нем со здравым смыслом и прозорливостью. И еще он
любил на досуге играть на мандолине. На этой почве
у него возникали ссоры с женой. Едва он брал в руки
инструмент, она уходила подальше от дома, чтобы не
слышать многочасового монотонного бренчания, да и
соседям его игра не доставляла удовольствия.

Однажды Антонио, играя, вполне отчетливо услышал
голос четырехлетнего Никколо: «Папа! Ты в этом
месте фальшивишь. ..»
Антонио аж поперхнулся. Хотел влепить сынишке
затрещину, но что-то его удержало. От жены он не
раз слышал, что Никколо неравнодушен к музыке,
весь обмирает, когда бьют
колокола соседней церкви и по грязному переулку
плывут золотистые, как бронза, которая их издает, звуки...
Стерпев упрек сынишки в фальши, Антонио протянул ему
мандолину и сказал: «Ну покажи, сопляк, как надо здесь
играть...» Обладавший абсолютным слухом малыш в
мгновение ока сыграл как надо...

Дом Паганини был снесен, от него осталась только одна стена.
Когда мальчику исполнилось пять лет, отец начал учить
его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке.
Показав, как держать ее на плече, как водить смычком
по струнам, он в остальном
положился на природные данные сына. Уходя в лавку,
Антонио запирал сынишку в его комнате наедине со
скрипкой.
Много лет спустя Никколо напишет про «уроки музыки»
отца следующие строки: «Он оставлял меня без еды и голодом
вынуждал удваивать старания, так что мне пришлось много
физически страдать, и это сказывалось на моем здоровье».
Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом
и усердно упражнялся, надеясь найти ещё неизвестные
сочетания звуков, которые удивили бы слушателей.

Кадр из фильма «Никколо Паганини» (1982)
Истощенный каждодневными занятиями музыкой, мальчик
заболел и впал в каталепсию — состояние на грани жизни
и смерти. Родители сочли его умершим, положили в гроб
и приготовились похоронить, как вдруг сынишка пошевелился...
Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать
и писать он научился позднее. В его письмах, написанных
в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки,
однако он обладал некоторыми познаниями в литературе,
истории, мифологии.

Кадр из фильма «Никколо Паганини» (1982)
По-прежнему глядя на Никколо как на свою удачу в жизни,
Антонио нанял для него учителей музыки. Но, кажется,
они особо мальчику и не нужны. Алессандро Ролла,
послушав его игру, изумленно развел руками и сказал:
«Я ничему не смогу научить тебя...»
И отказался от занятий с чудо-ребенком. Другой учитель
признался Никколо: «Я не нашел в твоей игре ни одной
ошибки, ни единого нарушения чистоты формы...»
Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и
обладатель редких, скрипок, предложил мальчику пари:
«Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа,
я подарю тебе скрипку Гварнери». Рассказывают,
Никколо удивленно посмотрел на богача своими
прекрасными черными глазами, раскрыл незнакомые
ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой
ошибки.
Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег...
В возрасте одиннадцати лет он дал свой первый публичный
концерт. Люди были потрясены его виртуозной игрой.
Скоро его признали самым искусным в мире скрипачом.
Это звание сохраняется за Паганини до сих пор.

В 1801 году Паганини избавился от опеки отца.
Свою концертную деятельность он возобновил в декабре
1800 года в Модене.
Известность его как выдающегося скрипача росла
необычайно. В декабре 1801 года Паганини получил
должность первой скрипки Луккской республики.
В этом городе он провёл несколько лет. По словам
сына композитора Доменико Куиличи, Бартоломео,
Паганини в Лукке занимался также преподавательской
деятельностью и работал с музыкантами оркестра.
С луккским периодом связано, вероятно, самое
серьёзное любовное увлечение Паганини.

Никколо Паганини Гравюра 19 века.
Знатная дама, имя которой музыкант скрывал всю жизнь,
уединилась вместе с ним в своём тосканском поместье.
Паганини прожил там три года. Об этом периоде он
позднее не говорил. В «Автобиографии» сообщил лишь,
что в ту пору занимался «сельским хозяйством» и
«с удовольствием щипал струны гитары».
Возможно, некоторый свет на тайну проливают пометки,
сделанные Паганини на рукописях гитарных сочинений,
многие из которых посвящены некой «синьоре Диде».
В годы затворничества он пристрастился к игре на гитаре
и написал 12 сонат для этого инструмента и скрипки.
По воспоминания самого Паганини, первое время
самостоятельной жизни кроме страсти к женщинам,
им владела любовь к карточной игре. Часто он проигрывал
всё, и «только моё собственное искусство могло спасти
меня», но он сумел отказаться от азартных игр и более
никогда не прикасался к картам.

В конце 1804 года скрипач возвращается на родину,
в Геную, и несколько месяцев занимается лишь сочинением.
А затем снова едет в Лукку — в герцогство, которым правил
Феличе Бачокки, женатый на сестре Наполеона Элизе.
Три года служил Паганини в Лукке камерным виртуозом
и дирижером оркестра.
Отношения с княгиней Элизой постепенно становились
все менее официальными. Прошло почти три года службы,
и Паганини начали тяготить отношения с Элизой, двором,
ему вновь захотелось артистической и личной свободы.

Игорь Жарков. Паганини.
В 1808 году Паганини получил длительный отпуск, и
отправился с концертами по Италии. Постепенно у него
сформировалась своя собственная, отличная от других
скрипачей, исполнительская манера.
Известность ему принесли его необычный вид и поведение
во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли
не только ценители высокого искусства, но и публика,
привлечённая внешними эффектами и невероятными
приёмами игры, которые демонстрировал Паганини.
Всех в зале оторопь берет, когда на сцену торопливым шагом
выходит какое-то несуразное существо со скрипкой в руке,
похожее одновременно на человека и обезьяну.
Сквозь длинные черные волосы проглядывают горящие углями
черные глаза. Маэстро так худ, что черный фрак болтается
на нем как на вешалке, длинные ноги тонки и кривы, вдеты
в несообразно большие туфли...

Конечно, временами Паганини нарочно подыгрывал
публике, изображая загадочную, демоническую личность,
выпячивая несуразности своей фигуры. Начав же игру,
он забывал про все на свете, и вот тогда люди становились
свидетелями еще более удивительного явления:
Паганини и его скрипка превращались словно в одно
существо! Он становился ее частью, а она — его.
Весь организм музыканта, включая сердце, мышцы,
кости и даже потовые железы, охлаждавшие чрезмерный
перегрев тела, — все приспосабливалось к игре на скрипке,
все работало на музыку! Для него не было в новинку играть
не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне.

Скрипка Паганини. Вячеслав Ольховский.
«Звуки развертывались спокойно, величественно вздымаясь
и нарастая... — так описывал свои впечатления немецкий
поэт Генрих Гейне, присутствовавший однажды на концерте
Паганини, — и все вокруг развертывалось вширь и ввысь,
образуя колоссальное пространство, доступное лишь
духовному, но не телесному взору.
В середине этого пространства носился сияющий шар,
на котором высился гигантский, гордый, величественный
человек, игравший на скрипке.
Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах
человека я узнал Паганини. Это был человек-планета,
вокруг которого с размеренной торжественностью,
в божественном ритме вращалась вся Вселенная...»

Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии,
Франции и Англии.
В Германии он купил титул барона,
который передавался по наследству.
В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью,
как Паганини. Хоть размер гонорара в начале XIX столетия
далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини
оставил после себя несколько миллионов франков.
27 декабря 1808 года Паганини исполнил в ложе Великого
Востока Италии масонский гимн, написанный им на слова
Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство
Паганини.

Александр Маранов. Никколо Паганини 1995 г.
В конце 1816 год Паганини отправился с концертами
в Венецию. Во время выступления театре он познакомился
с певицей хора Антонией Бьянки и взялся обучать ее пению.
Несмотря на горький опыт, Паганини брал ее с собой
концертные поездки по стране и все более привязывался
к ней. 11 октября 1821 года состоялось его последнее
выступление в Неаполе. Состояние его здоровья было
так плохо, что он вызывал к себе мать, перебирался в
Павию к известному врачу Сиро Борда. Туберкулез,
лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм и другие
заболевания терзали Паганини. Силы его таяли.
Мучительные втирания ртутной мази, строгая диета,
кровопускания не помогают.
Даже разнесся слух, что Паганини скончался.

В апреле 1824 года Паганини неожиданно появился в
Милане и объявил о концерте. Окрепнув, Паганини
дал концерты в Павии, где лечился, затем в родной
Генуе. Он почти выздоровел; остался — теперь уже
на всю жизнь — «невыносимый кашель».
Неожиданно он вновь сближается с Антонией Бьянки.
Они вместе выступают. За прошедшие годы Бьянки
выросла в отличную певицу, даже имела
самостоятельный успех в «Ла Скала».
Их связь приносит Паганини сына — Ахилла.
Весной 1830 года Паганини концертирует в городах
Вестфалии. И здесь, наконец, исполняется его давнее
желание — Вестфальский двор жалует ему титул
барона, разумеется, за деньги.
Титул передается по наследству, а именно это и надо
было Паганини: он думает о будущем Ахилла.

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце
с тремя концертами. К тому времени он постоянно болеет,
его здоровье подорвано. В то время, когда ценители
музыки, восторгаясь его игрой, млели от удовольствия,
сам Паганини испытывал адские боли в своем
искривленном позвоночнике. Много раз его укладывали
в постель больные почки. Несмотря на то, что скрипач
прибегает к помощи многих именитых врачей, никто
из них не сумел избавить его от многочисленных недугов.

В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном
состоянии, в страшных болезнях, последний раз приезжает
в родную Геную к семье. Паганини год от года физически
слабел. Он часто терял сознание.
Случалось, у него горлом шла кровь. Его некогда красивое
лицо быстро покрылось морщинами и грубыми складками.
К сорока семи годам он потерял почти все зубы.
«Не вредит ли скрипка вашему здоровью?» — участливо
спросил его один человек. «Уже нет, — с грустной
улыбкой ответил
Паганини. — Она отняла у меня все силы...»
Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил
из помещения, у него постоянно болели ноги,
а многочисленные болезни уже не поддавались лечению.
Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку
смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал её струны
пальцами.

Дом, где умер Никколо Паганини.
Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.
Таинственность и необычность личности Паганини
вызывала предположение в его суеверности и атеизме,
и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал
в заупокойной мессе.
Только вмешательство папы уничтожило это решение,
а прах великого скрипача окончательно обрел покой
лишь к концу 19 столетия. Последний приют Паганини
нашел на новом пармском кладбище, куда был перевезен
в 1896 году. На могиле поставлен памятник — бюст
Паганини, окруженный колоннадой.

Могила Паганини в Парме.

Паганини обладал драгоценной коллекцией
скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых
свою замечательную и наиболее любимую и известную
скрипку работы Гварнери завещал родному городу
Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист
на ней играл.

Она лежит в муниципалитете,
Налетом лет, покрытая слегка,
А ведь когда-то пели струны эти -
К ним прикасалась гения рука...
Вл. Шилин.
#1