Deutsch
110 просмотров
прохожий
15.03.14 20:14  Цыганский джаз



Я хочу рассказать вам о выдающемся гитаристе, который прожил короткую, но насыщенную событиями жизнь, и успел оставить свой след в искусстве. Это Джанго Рейнхардт (1910-1953). Цыган, родившийся в таборе в предместье Парижа, он с раннего детства кочевал вместе с семьей по всей Франции. Через Ниццу цыгане направлялись в Италию, Корсику, Алжир и вновь возвращались обратно. Восприимчивый мальчишка научился играть на трех народных инструментах по слуху, совсем не зная нот. Путешествуя с табором, он впитывал впечатления от увиденного, познавая таким образом мир. Банджо на шести струнах он освоил настолько хорошо, что выигрывал призы. Наконец семья начала вести оседлую жизнь. Их промыслом было изготовление красивой плетеной мебели. Джанго тоже принимал участие в семейном бизнесе: в 9 лет он отлично вырезал из дерева фигурки, создавая занятные композиции из жизни цыган. Они пользовались спросом. На смену банджо пришла гитара. Вместе с несколькими друзьями Джанго частенько появлялся в клубе возле Старой Таможни в Париже. Это было обычное место сбора цыган. Составилось музыкальное трио - банджо, гитара, аккордеон. Выступления пользовались успехом. Вскоре произошло событие, ставшее роковым в судьбе юноши. Он уже был женат (у цыган ранние браки). Его жена Белла занималась изготовлением искусственных цветов на продажу. В тот вечер она приготовила их к утру. Следует сказать, что сам Д. Рейнхардт никогда не любил вспоминать это событие, поэтому нельзя точно представить себе, что там конкретно произошло. Возвратившись из клуба, он обнял жену и неловким движением задел горящий подсвечник. Пламя моментально охватило платье Беллы и цветы. Пожар перекинулся на весь табор. Джанго и его жене удалось выбраться, но оба получили сильнейшие ожоги. Молодому человеку было в то время всего 18 лет. На долгие полтора года местом его обитания стала больничная койка в госпитале св. Луи. Очень сильно пострадали руки, особенно левая, где рабочими (способными к движению) остались лишь два пальца: указательный и безымянный. Надо ли говорить, какая это катастрофа для музыканта! Превозмогая сильнейшую боль, вызывая огромное удивление и уважение медицинского персонала, Джанго Рейнхардт заново учился играть на гитаре! Нечеловеческими усилиями он заставил работать искалеченную руку; создал свой метод исполнения, которым и пользовался всю жизнь. Наступили 1930-е годы. В музыкальном мире появились новые веяния. Из США во Францию проник джаз. Выписавшись из больницы, Джанго вновь стал играть. Его, как музыканта, тянуло к новому. Джаз привлекал его, но и родная цыганская музыка не отпускала. Еще до травмы, играя в клубе, Джанго прославился как блестящий импровизатор народных цыганских мелодий, завораживающих своим синкопированным ритмом и быстрым темпом. И теперь он в полной мере проявил свои способности импровизатора, сочетая цыганские мотивы с новым стилем - свингом. Красочные музыкальные композиции Джанго Рейнхардта пользовались большим успехом. Его карьера резко пошла вверх. Этому немало способствовала дружба со знаменитым музыкантом, пианистом и скрипачом Стефаном Грапелли, чья игра в кафе и ресторанах не имела себе равных. В 1934 году они создали квинтет (5 музыкантов-исполнителей), в котором совсем не было ударных инструментов; были лишь струнные. Однако, мастерски извлекая из гитар ударные звуки, музыканты покоряли слушателей слаженным исполнением. К Джанго Рейнхардту пишла слава. Талантливый музыкант, Д. Рейнхардт был еще красив и обаятелен. К нему тянулись люди, он был прекрасный собеседник. Его слава как исполнителя и непревзойденного создателя собственных джазовых композиций перешагнула далеко за пределы Франции. В тяжелые годы Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немцами, Джанго продолжал играть, давать концерты, хотя это было нелегко. Фашисты не поощряли джаз, ведь его истоки шли от негров, по представлению немцев - "недочеловеков". Выступления знаменитого гитариста были своеобразным актом сопротивления. Конечно, в оккупированном Париже Д. Рейнхардт мог бы и не уцелеть; ведь по национальности он - цыган. Сколько цыганских душ погибло в газовых печах! Не все немцы были противниками джаза, бывали исключения. Музыканта тайно опекал офицер Люфтваффе Дитрих Шульц-Кен, большой любитель джаза, которого так и называли: Доктор Джаз. И все же Рейнхардту пришлось уехать из страны. Вновь начались странствия, подорвавшие его здоровье. В конце 1945 года музыкант возвратился в Париж и даже открыл небольшое кафе, которому дал название "Фургончик". Кафе было необычайно популярным; казалось, наступили лучшие времена. Выступления Д. Рейнхардта, его композиции в стиле цыганского джаза стали как бы символом вызова оккупантам, музыкой свободы. Продолжалось это недолго. Люди просто хотели забыть все ужасы оккупации, выкинуть из памяти все, связанное с фашизмом. Новые веяния, новые жанры в музыке постепенно вытеснили цыганский джаз. Кафе пришлось закрыть. Приспособиться к новшествам Д. Рейнхардт так и не смог. Он стал часто болеть: сказывались лишения во время военных странствий. В начале 1950-х годов он со второй женой и сыном поселился в предместье Парижа, в небольшом городке. А 16 мая 1953 года мир облетела весть о его кончине.С тех пор имя Д. Рейнхардта и созданного им стиля "цыганский джаз" неотделимы друг от друга. Наиболее известным и часто исполняемым произведением Д. Рейнхардта является "Минорный свинг(блюз)". Это замечательная музыка. В недавно вышедшем романе Дины Рубиной "Синдром Петрушки", о котором вы можете прочитать, кликнув вверху на ссылку в начале статьи, неоднократно упоминается имя Д. Рейнхардта и его "Минорный свинг". Это, собственно, одна из сюжетных линий книги. Откровенно говоря, я до прочтения книги даже не слышала ни о таком композиторе, ни о его произведении. И лишь прочитав умную, интересную семейную сагу Д. Рубиной, я заинтересовалась личностью вадающегося гитариста, результатом чего стало написание этой статьи.




#1