Deutsch
108 просмотров
прохожий
17.03.14 22:54  Удовлетворенность жизнью и сила разума


Многие люди вполне удовлетворены своим текущим состоянием,
а когда вопрос заходит об устранении страданий, они озадачиваются, заявляя,
что существует множество преотличных ощущений, связанных, например,
с борьбой и сопротивлением, а не с их отсутствием, с активностью ума,
а не с его молчанием, со страстями, а не с умиротворенностью.
А для того, чтобы быть в мире с собой и присутствовать «здесь и сейчас»,
им достаточно хорошей психотерапии.
И таким людям совершенно непонятно, почему половина религий считают
умиротворенное состояние чуть ли не вершиной развития личности и человечества
в целом, и ведь чтоб войти в него, «достаточно всего лишь помедитировать».
В общем, как сказал один мой знакомый: «не удовлетворяет меня
такая удовлетворенность».
Дело в том, что мы ведь далеко не всегда находимся в безмятежности, потому что
толком не способны ей управлять – даже сподручные одурманивающие средства
срабатывают непредсказуемо.
А вот развитие разума неминуемо приводит к стабильному успокоению сознания
и удовлетворенности жизнью в противовес обыденной суетливой активности.
Пробужденный человек не променяет свое успокоение и развитый разум ни на какие
мирские блага, – попробую объяснить почему.
Одна из основных функций разума – различение, способность «делать» выбор.
Черное от белого, хорошее от плохого, одно от другого отличает разум.
Различительная способность разума – это основной фактор на пути развития личности.
Скажу больше, исходя из классических учений, именно продвинутая стадия
различительной способности разума делает человека не просто удовлетворенным,
а просветленным. Это возможно, когда разум становится настолько утонченным
, что приобретает способность отличить чистое сознание от всего остального.
«Различие саттвы (субстанции разума) и Пуруши (наблюдателя)» – один из афоризмов
«йога-сутр», который подразумевает различение тончайшей «материи» и вечного зрителя,
наблюдающего жизнь.
Когда вы ясно отличаете объект от мысли о нем – это уже достаточно высокий уровень
силы разума – различения, которым владеют продвинутые практики.
он способен различать лишь одну мысль от другой, а различение объектов у него происходит
на уровне подсознания. Мастер способен различить сознательно тончайшие грани реальности,
такие как: восприятие, существование, тончайшие грани настроений и др.
Сила его разума позволяет различить и воспринять суть вещей.
В сущности, развитие личности и сознания можно свести к способности воспринимать все более
и более тонкие причинные уровни происходящего.
Тот, кто видит причину, способен разобраться со следствиями.
И здесь мы подходим к важному моменту.
Различение тончайшего приходит путем пресыщения более грубыми ощущениями.
Человек может находить удовлетворенность в злобе и зависти, когда не различает их как страдание,
пока его различение работает на относительно грубом уровне. То, что некоторые люди считают
преотличными состояниями, связанными с борьбой и сопротивлением, для продвинутого практика
может оказаться настоящим адом, если он с этим отождествляется.
Растождествление с грубыми аспектами реальности и переход к более тонким – сущность развития
личности и сознания.
Все дело в утончении восприятия и развитии способности различения.
На продвинутом этапе практик овладевает искусством самоосвобождения любых переживаний,
и тогда он способен позволить себе любую деятельность в любой среде.
Самоосвобождение происходит путем проницательного, расслабленного, ясного созерцания сферы
собственного сознания.
При таком созерцании мысли и любые ментальные фиксации растворяются.
Но до тех пор, пока этот этап не достигнут, можно следовать определенным правилам, например:
избегать дурной компании, пустой болтовни, просиживания у телевизора, злоупотребления
алкоголем и куревом, сексом, грубой пищей и т.п.
Развитие личности – это непрерывное движение ко все более тонкому уровню равновесия.
Наглядно сила различения работает в медитации, где восприятие становится настолько тонким,
что постепенно грубым начинает казаться даже восторг, и тогда сознание переключается
на блаженство.
Затем, когда пресыщается и блаженством, то освобождается и от него, пребывая в своей
истинной пустотной форме абсолютного бытия за пределами любых ощущений.
Читта-вритти-нирдха (ума колебаний остановка) – цель йоги.
Этот этап граничит с переходом на тончайший безличностный уровень.
Страдание очищает, выталкивает на новый этап удовлетворенности жизнью.
Однако чрезвычайно важно отучить себя от привычки смаковать дурные переживания,
иначе страданиям не будет конца. Когда приходят негативные мысли, не стоит уделять
им внимания, тогда эта информация выходит просто как временное переживание,
не затрагивая вашу жизнь.
Восприятие утончается семимильными шагами, благодаря осознанности и медитации.
И такое постепенное утончение заставляет переживать немало боли, потому что ум по
привычке цепляется за старые привязанности, в то время, как они уже не кажутся такими
приятными.
Так, встречая старых товарищей, вступая с ними в беседу на некогда типичные темы,
может ощущаться дискомфорт от того, что эти темы на новом этапе кажутся бессмысленными
и грубыми. Или, например, могут всплыть устаревшие реакции, такие как гнев и раздражение,
которые на данный момент различимы как грубые и диссонирующие.
Может возникать печаль, когда по привычке производятся действия, на данный момент
не имеющие смысла. К примеру, человек включает телевизор, щелкает каналы, что-то ищет,
но ничего не находит.
По мере развития силы различения, буфера восприятия (блоки в сознании) пробиваются,
и жизнь воспринимается все ясней и временами острей. Есть такой период, который
называют «периодом боли», когда кажется, что жить просто невозможно, и все становится
одним беспрерывным страданием.
И очень желательно в это время присутствие человека, прошедшего этот период, который
мог бы поддержать.
Некоторое время, иногда на несколько лет, тема страданий, выхода стрессов
(или отмывки кармы) может стать для практика главной, потому что в это время есть лишь
одно желание – устроить себе передышку или прийти к окончательной удовлетворенности
и успокоению сознания, когда мысли о вчерашнем не печалят, а мысли о завтрашнем не беспокоят.
Различение – это операция разума. Иногда встречаются люди умные, но при этом их разум может
отставать. То есть можно быть гением математики, чемпионом по шахматам, подкованным в разных
вопросах, но при этом не иметь обыденной житейской мудрости. Мудрость приходит путем
развития различающей способности разума.
Возвращаясь к вопросу о том, почему пробужденный не променяет свой уровень развития личности
и сознания ни на какие земные блага, приведу слова Шри Ауробиндо:
«Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того бесконечного наслаждения,
тех совершенных сил, тех светоносных сфер стихийного знания, того глубочайшего покоя нашего
бытия, которые ожидают нас на просторах, пока еще не достигнутых нашей животной эволюцией,
они бросили бы все и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами.
Но узок путь, с трудом поддаются двери и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм – верные
стражи Природы, не дающие нам покинуть ее привычные пастбища».
Развитие личности и самопознание – истинный смысл жизни.
А настоящая удовлетворенность жизнью возможна, лишь когда мы перестаем гоняться за внешними
удовольствиями, и обнаруживаем источник мира и покоя внутри себя.





#1