Deutsch
0 просмотров
прохожий
maj-major
11.02.11 12:40  Российская драма: Касьянов против Путмедведя ("Eesti Ekspress", Эстония)
Издательство Eesti Ekspress выпустило книгу российского оппозиционного политика Михаила Касьянова. Бывший премьер-министр борется против своего бывшего президента. Что стоит за этим?

Впервые я задумался над феноменом бывшего премьер-министра России Михаила Касьянова во время просмотра одного документального фильма. Молодая российская журналистка Алена Полунина показала в 2008 году фильм «Революция, которой не было».

Заголовок фильма Полуниной и год выпуска ясно указывают на первые эмоции, вызывающие у меня в связи с именем Касьянова. Это была неудача на президентских выборах 2008 года. Не только его личный провал, но и провал всех сил, находившихся в оппозиции Путину.

Как известно, перед предыдущими президентскими выборами было создано странное объединение под названием «Другая Россия», где наиболее известными представителями были шахматист Гарри Каспаров и политический хулиган из писателей Эдуард Лимонов.  

Каким образом бывший премьер-министр Касьянов попал в одну ладью с подобными деятелями? Русская судьба?

Когда я в понедельник перед обедом встретился с первым премьер-министром Владимира Путина в Таллине на 28 этаже в бизнес-кафе отеля Swissotel, вновь остро вспомнился фильм Полуниной*.

В оппозицию в России входят всякого рода мохнатые и пернатые, начиная с национал-большевиков в кожаных куртках и кончая длиннобородыми православными монархистами. И вдруг среди них бывший премьер-министр…

Человек, с которым я здороваюсь за руку  в дверях кафе, с первого же взгляда оставляет впечатление представителя крупнобуржуазного мира. Он их руководитель проекта.

Для доказательства лишь один эпизод, который он описывает в своей книге. В 2003 году тогдашний
владелец «Юкоса» Михаил Ходорковский  пришел к тогдашнему премьер-министру Касьянову на прием, чтобы обсудить, как изменить необратимость процесса приватизации времен Ельцина. Как мы помним, проведенная в быстрых темпах в начале 1990-х годов приватизация во многих посткоммунистических странах оставила в общественном сознании достаточно мощный осадок ненависти, презрения и зависти. На эстонском языке был даже придуман термин «прихватизация».

В России этот осадок был толстым как слой гумуса в черноземной полосе. Олигархи масштабов Ходорковского почувствовали тогда определенную опасность: если общество убеждено, что некоторые ловкие деятели в свое время заполучили народное достояние по цене бутерброда, то при смене политического ветра это богатство могут у них отнять.

 Ходорковский придумал предупреждающий метод: гиганты российского бизнеса сядут все вместе и договорятся между собой, сколько каждый из них внесет т.н. рассрочки в государственную кассу. Это было бы компенсацией за то, что они в свое время получили за копейки предприятия, настоящая ценность которых была в десятки, если не в сотни раз больше. Касьянову идея понравилась. От искупающей грехи крупной буржуазии России можно было бы собрать 15-20 миллиардов долларов, причем  эти средства можно было бы разместить в целевой фонд.

По мнению Касьянова,  эти средства следовало бы направить на модернизацию инфраструктуры: дороги, железные дороги, электросети, аэродромы (что понятно – Касьянов по образованию инженер-автодорожник). В ответ олигархи должны были бы получить законодательно закрепленные гарантии, что итоги приватизации ельцинских времен не будут оспорены. 

Касьянов отправился с этим предложением к президенту Владимиру Путину. Путин прочитал подготовленный Ходорковским законопроект и спрятал его в ящик стола. Там он и остался. Касьянов предполагает в своей книге, что Путин не хотел снимать крупных предпринимателей России с крючка. Пусть чувствуют себя неуверенно, пусть боятся, что государственная власть в силах при желании их репрессировать.

Как это вышло на практике, было продемонстрировано именно на том самом Ходорковском. 

Начав общаться в бизнес-кафе с Касьяновым, с испугом понимаю, что спрашиваю гранитную глыбу, покрытую мягкой обивкой. Разумеется. Он только что прибыл из аэропорта, напротив него сидит неизвестный журналист. Он не знает, как я настроен. Он не имеет права сказать мне ничего такого, что я мог бы использовать для создания «нездоровой сенсации».
Спрашиваю его о распределении труда в тандеме Путин и Дмитрий Медведев. Два начальника (это выражение самого Касьянова) действуют по сценарию, в котором прописаны роли плохого следователя и хорошего следователя. Медведев хороший. В своих речах последнего времени он звучит почти как демократ.

Такой пример: в конце прошлого года Медведев давал интервью генеральным директорам трех телеканалов России. Представлены были Первый канал, «Россия» и НТВ, которые на деле все зависят от государства. Медведев пожурил телевизионных начальников за то, что они «фильтруют информацию», не отражают правду, показывают материалы выборочно и, следовательно, не уважают свободу слова. Он не совсем их понимает. Это был просто абсурд! Российское телевидение выполняет заказ  правительства России, а теперь вдруг в ТВ-студии появляется самый высокопоставленный представитель и спрашивает отчета у телевизионных боссов: почему они делают так, как он приказывает?

У меня есть теория, что Медведев ввел в игру демократию для того, чтобы лишить воздуха под крыльями у оппозиционеров вроде Касьянова. Для Касьянова на парламентских выборах конкурентом станет не авторитарный Путин, а псевдодемократ Медведев, с которым Касьянову может предстоять сражаться на одной платформе. Сиамские близнецы Путмедведь продумывают на несколько ходов вперед. Что Касьянов думает о моих сомнениях?

Касьянов: Путин уже давно принял решение стать президентом, и выборы будут имитацией. Наша задача сделать их настоящими, вынудить власти пойти на это. Если будут настоящие выборы, то истинная поддержка Путина 23 процента. Не 40, не 80. Это означает второй тур голосования. Что делает шансы провала Путина очень большими.

Теперь менее вероятная возможность – Путин и не пойдет на выборы, они будут настоящими и в них примет участие Медведев. Три года его пребывания у власти показали, что все сладкие слова о том, что «свобода лучше несвободы», о модернизации и прочие, все это просто имитация. Не достигнуто ни одного позитивного изменения. Сейчас он уже подтверждает путинское отношение к правосудию и партиям. Он утверждал, что те семь зарегистрированных партий, что представлены в Думе, покрывают весь спектр предпочтений и ожиданий населения. Он утверждает, что знает, чего ждут люди….»

Встреваю: «Есть ли в ФСБ подразделение, которое занимается инакомыслящими? Знает ли власть о настоящих настроениях?»

Касьянов: «Конечно! Там есть отдел, который занимается инакомыслящими. Они встречаются на местах с нашими активистами. Проводят так называемые беседы по душам. «Зачем вам этот Касьянов? Начальники в Москве им еще займутся, а у вас   дети учатся в университете…» Такие вот разговоры. Напоминают Советский союз! И сейчас эти методы вновь используются, их используют последние три года для обработки наших активистов.»

Говоря это, Касьянов уже не человек из гранита, а совершенно живой человек. И все же я по-человечески его не понимаю. В чем заключается его движущая сила? 

Вечером в семь часов в книжном магазине центра «Виру» начинается представление книги Касьянова. Из публики спрашивают, в числе прочего: а демократия вообще желанна в России? Касьянов говорит, что он оптимист. Он задает риторический вопрос: «Чего хотят граждане?» Они хотят улучшения условий своей жизни и поэтому политики не должны слушать всего, чего граждане им говорят и чего требуют. Политики должны найти путь достижения того, чего хотят граждане, они должны их убедить, что путь к благосостоянию предполагает реформы. Касьянов отмечает, что с этим плохо. На экономическом форуме в Давосе Медведев публично признал, сколь ужасно трудно и сложно модернизировать Россию. Касьянов  раздражается – это говорит человек, президент Медведев, которые считает, что существующих партий для России совершенно достаточно.

Слушаю его и думаю, что уже становится теплее.

Окончательная ясность наступает в десять часов в одном из ресторанов Старого города, где у людей из Eesti Ekspress есть возможность обменяться мыслями с великим оппозиционером России. Сижу напротив Касьянова и наблюдаю за выражением его лица, когда он слушает рассказ Ханса Х.Луйка (владелец концерна «Ээсти экспресс» - прим.перевод.) об измеримости счастья и о том, как наличие счастья и его достижение записываются на западе в программы современных партий. Ханс советует Касьянову использовать этот прием.

Касьянова этот разговор не очень интересует. Он скучает.

Это уже третий случай за день, когда я могут его слушать и следить за ним. Он загорается только при ключевых словах – реформы, модернизация.

И тут понимаю, что для Касьянова демократия не самоцель. Это средство. Для чего? Для тех самых реформ и модернизации. Пока он надеялся в отношении недемократичного Путина, что Путин реформатор, Касьянов поддерживал и верил этому человеку. Пусть недемократичен, главное, реформатор. В глазах Касьянова он пал, когда Путин свел счеты с Ходорковским. Который был настоящим модернизатором.

Политические сиамские близнецы Путмедведь создали авторитарный режим, который исчерпал свои силы реформировать Россию. Касьянов понял, что дело не в конкретных Путмедведе, а в политической системе. Следовательно, необходимо  изменить систему. И только после этого Россия превратится в современное и зажиточное государство.

Для Касьянова демократия средство, так же как когда-то для  Кемаля Атутюрка средством модернизации Турции стало введение латиницы и отделение церкви и веры (так в тексте. Очевидно автор имел в виду церкви и государства – прим.переводчика).

Тепло прощаюсь с Касьяновым. Он политик с большим потенциалом. Не западный вариант. Он российский политик.

*М.Касьянов находился в Эстонии 7-8 февраля по приглашению ведущей партии Реформ и издательства «Ээсти экспресс» в связи с выходом на эстонском языке его книги «Без Путина». Книга была издана впервые на иностранном языке. Прим.перевод. 

Перевод: Хейно Сара


оригинал статьи  http://www.ekspress.ee/news/paevauudised/elu/vene-draama-kasjanov-versus-putmedjev.d?id=40040707
#1