Deutsch
4609 просмотров
патриот
novenkay
08.09.13 15:02  как научить детей, что их слово "нет" важно
Источник: fantaghiro
Молодая интересная мама и феминистка Пейдж Лукас-Станнард (Paige Lucas-Stannard) рассказывает о тех 4 ошибках, которые допускают родители, сами того не желая, в воспитании детей на тему слова "нет".

На английском языке. Пересказ - fantaghiro.
4 момента, которые важны, по мнению Пейдж:
1) Возня и борьба: в процессе игры, когда родители начинают детей щекотать, кусать за пятку, бороться и возиться тд - следует быть внимательными. Это все круто, смешные и клевые моменты родительства, но очень важно, замечает Пейдж, что если ребенок говорит в какой-то момент "нет, стоп" - родитель должен немедленно перестать. Даже если ребенок не говорит вам "нет" - все равно проверьте, нравится ли ему эта возня. Остановитесь, позвольте ребенку перевести дыхание и посмотрите, что он будет делать. Бывает, что дети думают: " маме нравится меня щекотать, значит мне это тоже должно нравиться" - и не прерывают взрослого. Если ребенку нравится происходящее - он возобновит возню, и "положит вам пятку обратно в рот", но родительское уважение к его ощущениям поможет избежать формирования представления, что более сильный и более крупный человек решает, что можно и что нельзя в отношении его тела и границ.
Продолжение в комменте.
#1 
патриот
novenkay
08.09.13 15:03 new Re: как научить детей, что их слово "нет" важно
в ответ novenkay 08.09.13 15:02
2) Преуменьшение и обесценивание чувства ребенка: (примечание от меня: вообще, об этом есть целая чудесная книга Алис Миллер "Драма одаренного ребенка" - очень всем советую. Открыла мне глаза на проблему обесценивания чувств детей.)
Ребенок говорит "мне холодно" - а вы возражаете "не может быть, на улице жара!". Говоря так, мы учим детей не доверять своим собственным чувствам, а это как раз те самые чувства и инстинкты, которым мы так хотим, чтобы они доверяли в 16-18 лет, когда они становятся сексуально активны и попадают в ситуации, в которых чувствуют себя плохо, некомфортно психологически.
Пейдж предлагает вместо прямого возражения - задавать ребенку открытый вопрос. В ответ на "Я ненавижу бабушку!" не отвечать немедленно "Нет! Это моя мама! Не говори так! Ты любишь бабушку! И бабушка любит тебя!!" Вместо этого задать более открытый вопрос: "Серьезно? Ты уверен? Я думаю, бабушка очень любит тебя и к тому же на прошлой неделе тебе так нравилось с ней играть."
3) Поцелуи и объятия родственников - принуждение ребенка целовать и обнимать незнакомых ему людей, которых он совершенно забыл, которые ему не нравятся. Мы хотим научить ребенка вежливости и манерам, хотим, чтобы дети не были грубыми. Это важный момент. Но подумайте: мы же не хотим на самом деле, чтобы наша дочь-подросток, оказавшись в ситуации, когда она не хочет секса, в то же время чувствовала, что не может ничего сделать или сказать, потому что "было бы грубо сказать ему, чтобы он ушел" или "я уже позволила ему зайти так далеко, было бы грубо сейчас останавливать".
Пейдж предлагает спрашивать ребенка: "смотри, это дедушка Джо, ты встречалась с ним в прошлом году. Ты хочешь его обнять или ты можешь ему просто помахать и сказать "привет?"
Это важно для того, чтобы ребенок понимал: неважно, кто перед ним - родственник, дядя, дедушка - всегда можно и нужно сказать "стоп", если ваша дочь/сын не хочет, чтобы их трогали незнакомые люди, пусть даже и родственники, и даже очень дружелюбные.
4) Уважение к старшим: право прервать. Вот, положим, вы говорите по телефону или говорите с подругой, и ребенок прерывает вас, желая поиграть или с требованием открыть сок, или чем-то еще подобным. Конечно же, вы желаете привить ребенку хорошие манеры, и сделать возможным совместное существование. Пейдж упоминает вот эту статью на Pinterest, где описывается как можно научить ребенка умению прерывать вас вежливо. Очень хорошая идея, ИМХО: двое взрослых разговаривают, и если ребенку что-то нужно - он подходит и кладет родителю руку на плечо, и молча ждет. Родитель в ответ кладет руку ему на руку, признавая, что услышал ребенка. Когда в разговоре науступает удобная пауза - родитель поворачивается к ребенку, благодарит за ожидание и спрашивает, что ему нужно. Все отлично, мысль ясна. Другое дело, что ребенок параллельно обучается концепциям: "НИКОГДА не прерывай старших", "дела и желания старшего важнее, чем твои дела и желания" или "дела и желания человека с бОльшей властью важнее, чем твои дела и желания". Это, в общем, правда жизни, и невозможно просто всем хамить и сесть всем на голову, но - Пейдж не дает ясного предложения, как разграничить понятия вежливости к старшим от - "я не могу прервать дедушку/дядю, когда он лезет мне в трусы, потому что его желания важнее". Мое ИМХО, со всеми воспитательными намерениями можно быть осторожнее, и лучше вежливо и ясно научить ребенка этим отличиям, чем подождать, пока ему грубо вобьют в детсаду и школе эту концепцию в голову, не заботясь, что там ребенок понял или не понял.
Это важно и для мальчиков и для девочек, как вы понимаете. ©
#2