Вход на сайт
1446 просмотров
15.04.12 15:13 Московский романтический концептуализм
входит в течение - Пост-модернизм
Московский концептуализм, в 1970-х и 80-х годов, пытался подорвать социалистическую идеологию используя стратегии концептуального искусства и методов присвоения. Центральными фигурами были Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, дуэт Комар и Меламид.
Московский концептуализм состоял из двух чётко выявленных ветвей: литературоцентричной, что впоследствии назвали «Романтической» и аналитической, также называемой соц-артом. Он являлся советским аналогом поп-арту, рефлексировал на тему переизбытка идеологии в СССР и к концу 1990-х исчерпал себя, так как с изменением политической ситуации содержательная основа этого искусства стала неактуальной.
«Романтическая» ветвь:
Илья Кабаков
Андрей Монастырский и арт-группа Коллективные действия - (тут смотри работу Монастырского в жанре конкретной поэзии
)
Эрик Булатов
Дмитрий Александрович Пригов
Виктор Пивоваров
Павел Пепперштейн
Вадим Захаров
Никита Алексеев
Ирина Нахова
Сергей Ануфриев
«Аналитическая» ветвь:
Арт-группа «Комар/Меламид». Участники: Виталий Комар, Александр Меламид
Арт-группа «Гнездо». Участники: Геннадий Донской, Михаил Рошаль, Виктор Скерсис
арт-группа ТОТАРТ. Участники: Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов
Иван Чуйков
Юрий Альберт
Впервые словосочетание "московский романтический концептуализм" появилось в 1979 году на страницах парижского журнала "А-Я" в статье Б. Гройса, которая, собственно говоря, так и называлась: "Московский романтический концептуализм". Московский концептуализм Гройс описывает следующим образом: Романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60 - 70-х годов.
Ничего удивительного, что Андрей Монастырский, один из тех, кто стоял у истоков традиции, называет концептуализм "эстетическим путешествием как бы между небом и землей", пишет о "философской поэтике" концептуализма, разъясняет, что концептуализм акцентирует в этом словосочетании поэтическое, подчеркнуто "несуществующее" - то, что сначала требует ничем не оправданного доверия к себе, а уж потом понимания и заключает определением концептуализма как поэзии философии.
А Лев Рубинштейн характеризует московский (и вообще русский) концептуализм как нечто, по идее, невозможное, однако все же каким-то образом существующее:
В основе западной проблематики - драматическое взаимодействие разных существований вещи (вещи в широком понимании, то есть и предмета, и явления, и идеи, и представления): существования в реальности и существования в номинации, в описании, - в каком-либо условном обозначении. <...> Русский концептуализм сразу обнаружил отсутствие этой реальной вещи как исходной данности. Вернее - проблематичность ее присутствия. Уверенность в реальном существовании чего бы то ни было почти вытеснена в нашем сознании номинативным существованием этих вещей. Присутствие даже самых простых предметов вполне фиктивно: сегодня есть, завтра исчезли, как и не было, оставив на память одни слова. Такие слова-напоминания получают смысл скорее заклинательный: они не столько подтверждают присутствие вещи, сколько заклинают ее не исчезать навсегда. И при сопоставлении разных планов сталкиваются не реальность и язык, а разные языки, один из которых призван замещать реальность. То есть чистого концептуализма на русской почве как бы не может быть. Однако он есть, или есть нечто, имеющее это название.
Московский концептуализм, в 1970-х и 80-х годов, пытался подорвать социалистическую идеологию используя стратегии концептуального искусства и методов присвоения. Центральными фигурами были Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, дуэт Комар и Меламид.
Московский концептуализм состоял из двух чётко выявленных ветвей: литературоцентричной, что впоследствии назвали «Романтической» и аналитической, также называемой соц-артом. Он являлся советским аналогом поп-арту, рефлексировал на тему переизбытка идеологии в СССР и к концу 1990-х исчерпал себя, так как с изменением политической ситуации содержательная основа этого искусства стала неактуальной.
«Романтическая» ветвь:
Илья Кабаков
Андрей Монастырский и арт-группа Коллективные действия - (тут смотри работу Монастырского в жанре конкретной поэзии
)
Эрик Булатов
Дмитрий Александрович Пригов
Виктор Пивоваров
Павел Пепперштейн
Вадим Захаров
Никита Алексеев
Ирина Нахова
Сергей Ануфриев
«Аналитическая» ветвь:
Арт-группа «Комар/Меламид». Участники: Виталий Комар, Александр Меламид
Арт-группа «Гнездо». Участники: Геннадий Донской, Михаил Рошаль, Виктор Скерсис
арт-группа ТОТАРТ. Участники: Наталья Абалакова, Анатолий Жигалов
Иван Чуйков
Юрий Альберт
Впервые словосочетание "московский романтический концептуализм" появилось в 1979 году на страницах парижского журнала "А-Я" в статье Б. Гройса, которая, собственно говоря, так и называлась: "Московский романтический концептуализм". Московский концептуализм Гройс описывает следующим образом: Романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60 - 70-х годов.
Ничего удивительного, что Андрей Монастырский, один из тех, кто стоял у истоков традиции, называет концептуализм "эстетическим путешествием как бы между небом и землей", пишет о "философской поэтике" концептуализма, разъясняет, что концептуализм акцентирует в этом словосочетании поэтическое, подчеркнуто "несуществующее" - то, что сначала требует ничем не оправданного доверия к себе, а уж потом понимания и заключает определением концептуализма как поэзии философии.
А Лев Рубинштейн характеризует московский (и вообще русский) концептуализм как нечто, по идее, невозможное, однако все же каким-то образом существующее:
В основе западной проблематики - драматическое взаимодействие разных существований вещи (вещи в широком понимании, то есть и предмета, и явления, и идеи, и представления): существования в реальности и существования в номинации, в описании, - в каком-либо условном обозначении. <...> Русский концептуализм сразу обнаружил отсутствие этой реальной вещи как исходной данности. Вернее - проблематичность ее присутствия. Уверенность в реальном существовании чего бы то ни было почти вытеснена в нашем сознании номинативным существованием этих вещей. Присутствие даже самых простых предметов вполне фиктивно: сегодня есть, завтра исчезли, как и не было, оставив на память одни слова. Такие слова-напоминания получают смысл скорее заклинательный: они не столько подтверждают присутствие вещи, сколько заклинают ее не исчезать навсегда. И при сопоставлении разных планов сталкиваются не реальность и язык, а разные языки, один из которых призван замещать реальность. То есть чистого концептуализма на русской почве как бы не может быть. Однако он есть, или есть нечто, имеющее это название.