Deutsch
214 просмотров
прохожий
Klark_u701
11.10.09 14:48  Знания "на рынке" или ..."базар" в науке

╚80 миллионов читателей АиФ╩ - это весомый факт, не правда ли?╩ √ с этим риторическим рекламным вопросом вот уже несколько месяцев подряд мы встречаемся в каждом номере популярного еженедельника. Ничего удивительного! Просто редакция осваивает рынок рекламы √ одну из главнейших ценностей новой цивилизации, в борьбе за которую ею было положено немало сил.
С каким же товаром выходит она теперь? Ответ √ на страницах ╚АиФа╩, хотя среди прочего, предлагается товар, подпадающий под рубрику ╚наука╩, ╚педагогика╩ или просто производное от них √ ╚консультации молодым мамам и папам╩┘
Так, в мартовском ╧ 9 за этот год, под шапкой ╚Институт человека╩, корреспондент О.Извекова беседует с профессором А.Матюшкиным на тему ╚Вундеркинды, гении, таланты╩. Много чего сможет узнать молодой родитель из этого интервью: во-первых, что ╚великие научные открытия и произведения искусства появляются на свет именно потому, что их автор делал всё ╚не так╩. Во-вторых, что профессору доподлинно известно соотношение числа ╚талантливых╩ и ╚умственно отсталых╩. В-третьих, что талант √ это высокая одаренность ╚в чем-то одном╩, а гениальность √ одаренность сразу в ╚нескольких областях╩. Причем, первых √ около 15 % , а вторых √ порядка 2-х %.
И много чего ещё┘ Ну, что тут скажешь?!
Скажем для начала так: нужно, конечно, открыть Истину, чтобы стать лауреатом Нобелевской премии. Но даже из этого не следует, что всякий, кто стал лауреатом, обязательно ┘открыл Истину.
Что же до рассуждений интервьюируемого в ╚АиФе╩ профессора┘ То здесь ╚логическую бдительность╩ папам и мамам приходится проявлять буквально на каждом шагу. Судите сами. Конечно, кто сделал гениальное открытие, тот, естественно, поступил ╚не так╩, как те из его сограждан, кто открытия не делал. Ну и что?! Будем вслед за профессором утверждать, что продуктивность в науке и искусстве проистекает из того, чтобы делать ╚все не так╩? Есть в народе пословица: ╚Назло мужу сяду в лужу╩. Это ведь тоже истина, над которой, однако, смеётся народ. Так, не её ли, под маркой ╚Институт человека╩, рекомендуют нам в качестве надежного алгоритма творчества в культуре? Ведь в политике и общественной жизни такой подход вполне возобладал┘
Логики в подобных уверениях, как видим, мало. Но даже полное отсутствие логики отнюдь не мешает утверждениям этим попасть на нынешний рынок ╚научных идей╩. Ох, уж этот рынок! На нем, конечно, можно Истину сделать товаром, но ≈ не товар превратить в истину. Хотя┘ Ежели под ╚маркой Института человека╩, то ≈ как сказать!
Между тем всякому известно, что, поступив ╚не так, как все╩, т.е. сделав открытие, гений или талант породил не свою истерику, а общее правило, которому следуют все. Выражаясь языком мировой философии и культуры, открытие √ это продуктивность человека в сфере всеобщего. А вовсе не ╚продуктивность╩ в сфере различных ╚кривляний╩ (как индивидуальных, так и общественных, как ╚профессиональных╩, так и любительских, как ╚обычных╩, так и кафедральных), которые, на том же самом языке, получили название ╚дурной индивидуальности╩.
Обратимся, например, к знаменитой книге Эккермана под названием ╚Разговоры с Гёте в последние годы его жизни╩ - настольной книге всех культурных и образованных людей. Из неё узнаем, что ╚гениальность╩ √ это демоническая сила человека. Причем, по Гёте, не важно, ╚чем занимается человек╩. (Напомним, что по ╚АиФу╩, это-то, как раз, и важно для различения гения от таланта). Она характеризуется, во-первых, продуктивным характером. Во-вторых, она сугубо положительна, ибо исключает мефистофельское начало, который, по мнению великого поэта и мыслителя, ╚слишком негативен╩. И, в-третьих, гений не теряет своей продуктивной силы даже и после смерти. ╚Нам известны┘достаточно значительные имена, при жизни считавшиеся гениями, воздействие которых, однако, кончилось вместе с их жизнью, а это значит что они были не столь уж значительны, как полагали сами и как думали о них другие╩ √ говорил Гёте.
Великий немецкий философ Гегель, младший современник Гёте, тоже полагал, что гениальность √ это продуктивность человека в сфере всеобщего. Что же касается различия между ╚талантом╩ и ╚гениальностью╩, то, выражаясь логически, первое √ это продуктивность в сфере ╚вида╩ человеческой деятельности, а второе √ в сфере ╚рода╩. Талант создает новый вид культуры, а гений √ саму культуру, её ╚новый род╩.
И что ж из этого? А из всего этого следует, что ╚вундеркинды, гении и таланты╩ формируются вовсе не по вымышленным статистическим правилам ╚института человека╩. Ибо, что это за ╚институт╩, ежели в выкладках своих он не соблюдает даже элементарных законов логики? Ведь ещё всему ╚дорыночному╩ человечеству было известно: законы логики √ это всеобщие законы богов и людей.
┘Когда в речи о зарытом в землю таланте, что Христос произнес на горе Елеонской, он уподобил деньги человеческим способностям, то для человечества им были рождены две Истины. Первая √ истина о том, что деньги в обороте лучше, чем деньги, зарытые в земле или спрятанные в кубышку. А вторая Истина: что человеческие способности √ это нечто гораздо лучшее, чем деньги. Даже если деньги эти пущены в прибыльный оборот!
Делать же из этой евангельской притчи ╚вывод╩ о том, будто знания √ это, прежде всего товар, а место им на рынке √ значит не уважать ни Христа, ни Истины. И, более того, не убоявшись Самого Бога, превращать Науку┘ в базар.
Валерий МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук,
член Совета городского семинара по русской, немецкой и греческой философии
╚Русский Логос╩.
#1 
гость
12.10.09 09:43 new Re: Знания "на рынке" или ..."базар" в науке
в ответ Klark_u701 11.10.09 14:48
А чего ожидать от популярного еженедельника, расчитанного на возможно большую и широкую аудиторию?
В ответ на:
Талант создает новый вид культуры, а гений - саму культуру, её ╚новый род╩.

Не вижу разницы.
#2