русский
0 Views
посетитель
olena-klier
04.01.13 21:35  Метод шести шляп
Является он ничем иным, как способом переключать мышление. Писатель формулирует проблему (не могу описать персонажа, все сплошь мачо-мены лезут в голову, может, про них и написать?), а затем по очереди примеряет шляпы. Правила просты: надевая шляпу, вы примеряете на себя роль. Снимая шляпу, вы уходите от роли и типа мышления, которое эта шляпа навязывает.
Начинаем с красной шляпы - это эмоциональное мышление. Вам не надо ничего обосновывать. Вы смотрите на образ и говорите - это круто/полный бред! (ах, какая прелесть, да и с размерами все окей!)
Затем надеваете желтую шляпу. Это взгляд оптимиста. Вы всеми правдами и неправдами ищете позитивные стороны в проблеме (мачо-мен – красавчик – понравится романтичным школьницам).
Затем идет черная шляпа. Это, разумеется, критика: вы становитесь пессимистом и изо всех сил пинаете предлагаемое решение (кроме романтичных школьниц, мачо-мен-красавчик будет никому не интересен).
Потом примеряется зеленая шляпа. Вы пытаетесь изобрести что-то нестандартное (пусть это мачо-мен, но с большим прыщом на лице - тем интереснее будет обыграть, почему на него вешаются девушки).
Белая шляпа - вы сосредоточены на фактах. Только факты и цифры (романтичные школьницы - всего такой-то процент от максимума ЦА, мало, блин!).
И, наконец, синяя шляпа - философский взгляд на проблему и подведение итогов. (Да, от книги для романтичных школьниц успеха не жди. Надо что-то менять... Но вот прыщ мне нравится!) А затем все идет по кругу. Применяются новые методы, ищется оптимальное решение.
(идея: Эдвард де Боно, изложение: В.Скумбриев)

А вот, как этот метод применяют на практике менеджеры больших компаний.
Белая шляпа - сбор информации
Представьте себе чистый нейтральный лист. Надев эту шляпу участники знакомятся с информацией, каждый высказывается - что ему известно об обсуждаемом объекте и таким образом формируется предметная область.
Обратите внимание что данный этап должен быть в самом начале. Он позволяет посвятить всех участников совещания в обсуждаемую тему. Так же к нему можно возвращаться по необходимости из середины совещания, если Вы понимаете что не вся информация известна участникам.
Красная шляпа - чувства и эмоции
Представьте себе красный цвет- это огонь и тепло. Эта стадия интуиции и чувств.
Когда предлагается одеть красную шляпу все забывают о логике и начинают говорить о своих чувствах: Мне не нравится эта идея! Я чувствую что цена на этот товар упадут и т.п.
Зачем это нужно? Затем что не все свои мысли мы можем аргументировать в виде логических умозаключений, некоторые вещи мы понимаем на уровне интуиции и подсознания и лишь затратив усилия можем логично их объяснить.
Данная стадия исключает потребность в логическом обосновании и дает волю чувствам.
Черная шляпа - критика
Очень популярная стадия обсуждения - критика. Представьте себе сурового судью - который в любой идее может найти отрицательные стороны. Надев шляпу все участники, не зависимо от своих предпочтений, должны осуждать описанную идею и искать минусы во всех деталях.
Прелесть данной шляпы в том, что она дает возможность критиковать, причем всем вместе - командно. Это ведь так просто и приятно)
Учтите что критика возможно только на этой стадии, поэтому пресекайте все попытки надеть черную шляпу на других стадиях.
Желтая шляпа - стадия оптимизма
Эта стадия противоположна стадии “черной шляпы”. Это стадия логического оптимизма, поиска преимуществ. Надев эту шляпу, участники должна заботится о том как исполнить задуманное, все должны искать позитивные стороны в предложенных идеях, какими бы ужасными они не были.
Мышление под желтой шляпой иногда требует определенных усилий. Не всегда легко получается найти положительные моменты. Однако любая творческая идея заслуживает внимания этой шляпы.
Результаты сессии суммируются под синей шляпой.
Преимущества
Вот некоторые преимущества метода, найденные Эдвардом де Боно во время пребывания под желтой шляпой.
- Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
- Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
- Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
- Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
- Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
- Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
- Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Зеленая шляпа - креатив
Находясь под действием зеленой шляпы участники забывают о готовых решениях и придумывают новые, пытаясь найти альтернативный путь к достижению цели.
Синяя шляпа - управление процессом
Данная шляпа в отличии от остальных не связана с темой обсуждения. Она создана для того, чтобы управлять процессом обсуждения. В частности её одевают в начале совещания для определения того что предстоит сделать и в конце, чтобы подвести итоги.
(Изложение gorcer.ru)
#1