Тут я уже слышу хор уверенных порицателей, мол, научить писать нельзя, и талант либо есть, либо его нет, и учеба автора только портит, мол, посмотри, сколько писателей вышло с филфака.
Итак, во-первых, оговорюсь о терминах. Талант — это способности, помноженные на титанический труд. Графомания — это болезненное состояние, когда человек не может не писать и не в состоянии слышать хоть сколько-то критичные замечания по написанному.
И совершенно точно: писатель растет с каждой новой книгой. То есть, на самом деле научиться писать можно только в том случае, если пишешь. И каждая следующая история будет лучше предыдущей.
Ну, а если чувствуешь, что где-то не хватает знаний, что нужен критический взгляд и дельный совет (т.е. ты не графоман, и психиатр тебе не нужен), то есть выбор (из моего опыта).
1. CWS Майи Кучерской — онлайн-школа на базе очного академического и даже магистерского курса. Ставлю эти курсы под номером раз, потому что они дают максимальную практику из всех мной испробованных. С мастерами везет по-разному. Но все они дают подробную обратку по написанному, указывают на удачные и неудачные моменты. Мне особенно повезло на последнем курсе. Мастер был заоблачно аккуратен и нежен со всеми тонкими натурами в группе, даже если тексты реально ставили в ступор.
Итак, плюсы:
— подробные видео-лекции — практические задания после каждой лекции (в итоге на руках почти портфолио из миниатюр)— время на исполнение заданий: неделя— дельные, знающие мастера — вебинары по всем возникающим вопросам (включая сумасшедшие) — если следовать правилам по сдаче домашки, то сто процентов научишься укладываться в маленький объем, вычеркивать все ненужное, формулировать кратко и емко (это здорово помогает, когда надо уложиться в объемы по конкурсам, например): попробуй уложить весь рассказ в 2.000 знаков! Слабо? После пары таких курсов научишься. — после окончания курса остается какое-то теплое чувство, ощущение собственной ценности что ли, принадлежности к семье
Минусы:
— курс слишком быстро заканчивается (всего-то пару месяцев драйва!) — доступ к материалам ограничен по времени, сохранить видео нет возможности (хотя есть конспект, но это ж совсем другое) — если с мастером не сойтись характерами, то поменять не получится
Особенно классным оказался мой последний курс от Марины Степновой «Как писать хорошо». Это для тех, кто уже пишет и расписался. Марина жжет! И в лекциях, и на вебинаре — с полной отдачей.
Кстати, в тему о том, что гении не учатся. На одном потоке со мной курс у Марины проходили Лиля Ким (да-да, та самая, которая пишет сценарии для Голливуда и которая жена Андрея Курпатова, достаточно известная уже авторесса) и Вера Полозкова (да-да, та самая распиаренная, талантливая и вельми известная поэтесса).
2. «Мастер текста» от АСТ. Если ты хочешь печататься, то тебе надо знать, чего от автора ожидают издательства. Приблизительно такой была моя мотивация. Обучение происходит в виде вебинаров, где сразу же можно задать вопросы, если таковые возникают. Но обычно информация так накрывает, что ее сначала надо переварить.
Плюсы:
— тебе на самом деле дают понять, чего издательство ждет от писателей — выпускники в течение года получают приоритет на рассмотрение рукописей (то есть, из текучки вы уже выбьетесь) и даже шанс на публикацию (кажется, таких учеников уже полсотни опубликовались) — есть шанс получить отзыв не только от редактора издательства, но и от гл.редактора персонально, и таким образом можно отдаленно познакомиться с издательской кухней — есть практические задания, и даже есть веселые — в итоге есть несколько классных идей — после вебинара есть запись, которую можно сохранить и пересматривать
Минусы:
— на выходе меньше текстов, чем после CWS — вебинаров не много, и они длиннющие — после окончания курса остаешься один на один с миром современной литературы, и он отчего-то становится пугающим (но это моя личная импрессия, конечно)
АСТ не успокаивается на достигнутом и постоянно генерирует новые проекты, так что у выпускников всегда остается бонус — возможность участвовать в различных конкурсах или соавторских битвах. Иногда из этого даже получается книга (как у меня вышло с Шерлоком в России).
3. «Райтхак» от Дарьи Корж. Этот проект начался еще в мою бытность на ЖЖ и вырос в огромное движение пишущих людей в поисках совершенства. И да, в рамках этого проекта бывают курсы писательского мастерства, целью которых является прокачка мозгов и вскрытие писательской кухни в смысле «как это сделано». Кстати, ведущие проекта на хорошем счету у редакции АСТ (во всяком случае, о них тепло отзываются как о специалистах) и активно пишущие и успешно издающиеся авторы. Тут приятно, что я с Дашей познакомилась задолго до и ценю ее очень высоко.
Плюсы:
— в очень краткой форме даются концентрированные знания по определенной теме (например, как написать детектив) — никакой воды, все только по делу — в твои руки вкладывают конструктор, и при определенном уровне интеллекта вполне можно собрать историю — есть практические задания, позволяющие прокачать какой-то навык— есть вкусные бонусы в виде «волшебных сундучков» и массы писательских приемов, облегчающих решение задачи
Минусы:
— режим обучения очень интенсивный: каждый день — новый урок, на подумать и переварить времени — абсолютный минимум — сокурсники обычно в шоке и тяжело раскачиваются на общения и игры, а время-то уходит... — текстов на выходе нет вообще, кроме того, над которым ты уже работаешь
Кстати, у Даши есть еще отдельные курсы по написанию рассказа, например. Мне повезло послушать один из вебинаров, и я просто растаяла от того, какой внимательный, нежный и аккуратный из нее получается тренер. В таких руках любого участника ждет успех. И публикация (я отчего-то уверена). Так что рекомендую ее с дорогой душой.
4. Эльвира Барякина. Ну, тут реклама работает хорошо, и нет, наверное, пишущего человека, который не знал бы о Барякиной. Она начала свой проект «Справочник писателя» тоже на ЖЖ. Поразительная работоспособность, вебинары минимум раз в месяц, выездные семинары в романтичных локациях (Прага, Венеция и т.п.)
На последнем месте по практическому эффекту лично для меня. Творческого кайфа не словила.
Плюсы:
— она на самом деле пишет и издается, и охотно делится секретами как писательской, так и издательской кухни — остается трезвое понимание собственной ситуации
Минусы:
— стиль преподавания достаточно фривольный, оставляет ощущение обесценивания многих моментов — нет обратной связи, нет личной работы, все на уровне вольного слушателя — активность ведущей больше направлена на саморекламу
Итак... Тут должно быть резюме?
Sapienti да будет sat. (Если кто-то не знаком с латынью, Sapienti sat. = Умному достаточно.)
P.S. И да, не надо меня убеждать, что все великие — самоучки. Это миф, активно поддерживаемый лентяями. Да. И Роулинг тоже практикуется с шести лет и училась делать «это» правильно (по ее собственным словам). С другой стороны, кто же признается, где он учился. Это же реклама им и контрреклама себе. Мне можно, потому что я пока никто. Тс-с-с-с-с!