Deutsch
47 просмотров
посетитель
Arturian
02.12.12 12:52  Неизвестный Выготский (1916-1917): ЕВРЕИ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Оригинал взят у в  nemo_nostrum" /> в

Учение Л. С. Выготского сложилось и развилось на почве русской культуры, было плоть от плоти ее порождением, сфокусировавшим сквозь ее традиции и запросы несколько линий развития мировой научно-психологической мысли.
М. Ярошевский (
1993), класег истории отечественной психологииTM


— Вы — писатели? — в свою очередь спросила гражданка.— Безусловно, — с достоинством ответил Коровьев.— Ваши удостоверения? — повторила гражданка.— Прелесть моя... — начал нежно Коровьев.— Я не прелесть, — перебила его гражданка.— О, как это жалко, — разочарованно сказал Коровьев и продолжал: — Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? — обратился Коровьев к Бегемоту.— Пари держу, что не было, — ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу.— Вы — не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.— Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.— Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
М. Булгаков (1940), классик русской литературы советского периода (NB, когнитивный диссонанс: на картинке справа не он, а какой-то совсем другой человек!)

Итак, "учение Л. С. Выготского сложилось и развилось на почве русской культуры, было плоть от плоти ее порождением" и т.д. Этими бессмертными строками класега советской психологии завершается его статья "Л.С. Выготский - жертва "оптического обмана"", прекрасно написанная в лучших традициях советского обличительного дискурса начиная с середины 1930х и далее. В этом тексте автору расхожего мема "репрессированная наукаTM", весьма популярного в определенных кругах, конечно далеко до его же собственного шедевра, так и оставшемся непревзойденным, -- Ярошевский М. Г. Кибернетика — наука мракобесов // Литературная газета, 5 апреля 1952. Тем не менее, текст 1993 г. все равно прекрасен и доставляет лулзы безмерно по сей день приносит большую радость его читателям. Это что касается поцреотизма автора и прочего пэгээма.
А вот что касается того, как оно все было на самом деле, -- к чему история отечественной психологииTM остается непричастна вплоть до наших дней, -- то об этом, как уже здесь при случае упоминалось, нам недавно поведали несколько вполне добросовестных авторов работ, опубликованных в последнее время на разных языках. Наиболее заметные работы на тему "Выготский как порождение русской культуры":
1. Kotik-Friedgut, Bella & Friedgut, Theodore H. (2008). A man of his country and his time: Jewish influences on Lev Semionovich Vygotsky’s world view. History of Psychology, 11(1), 15-39
Lev Semionovich Vygotsky created the cultural-historical school of psychology, yet all too few of those writing about his work take into account the family, education, and cultural tradition from which he came. The authors contend that the Jewish nature of these elements was of some importance in forming his personality and his consciousness. The 1st part of the article traces his early upbringing, describes the Jewishness of his environment, notes 3 instances in which his “otherness” was imprinted on his consciousness, and points to the sources of his determination to forge a harmonious synthesis with his environment. The 2nd part examines his writings, both earlier journalistic and mature psychological, and points to evidence of the influence of his Jewish upbringing and environment on his work.

2. Завершнева Е. Еврейский вопрос в неопубликованных рукописях Л.С. Выготского // Вопр. психол. 2012. №2. С. 79-99
Анализируются неопубликованные рукописи из семейного архива Л. С. Выготского, датированные 1914-1917 гг. Изучение этих рукописей показывает, что основной темой размышлений Л. С. Выготского в дореволюционные годы был еврейский вопрос. Рукопись "Книги фрагментов" рассматривается как духовное завещание Л. С. Выгодского накануне революции 1917 г. Из работы " Иудаизм и социализм" следует, что накануне революции Л. С. Выготский находился в жесткой оппозиции к идеологии социализма и теории К. Маркса.

Ну и, наконец, чтоб два раза не вставать, а вот нам всем текст в тему. Мы уже знаем, что Л.С. Выгодский думал на тему того, как все мы были когда-то рабами (иначе говоря, עבדים היינו). А вот еще один текст, малодоступный, черновик работы Выгодского по интересующему нас с Ярошевским вопросу русских корней автора и его "плоть от плоти порождение" русской культурой. В этой ранней работе великий классик русской литературы Ф.М. Достоевский рассматривается с двух позиций, что и отражено в структуре работы, включающей в себя две основные части: I. «Антисемитизм художественный» и II. Антисемитизм бытовой.
Итак,ЕВРЕИ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО[Черновой план статьи]I. «Антисемитизм художественный»Отношение русской литературы к еврею; изображение еврея русскими писателями. «Еврейский шаблон»; его происхождение - еврей в жизни и литературе средних веков. Оценка этого шаблона с художественной точки зрения; - обычная ошибка, допускаемая при этом /вина перед еврейством/, ее опровержение, шаблон еврейки. - Евреи-герои художествен, произвел. Достоевского. Общая их оценка /карикатурность их/. - Бумштейн. Отношение к нему автора. Черты «евр. шаблона». Отсутствие художествен, правды в его изображении - /пример - отсутствие даже жизненной правды/. Эстет, элементы. - Лямшин. Неоправданность его еврейства. Черты «евр. шаблона». Сходство и различие с Бумшт. Смысл его еврейства. - «Эпизодический жид». Его характер в предыд. литературе. Сопоставление его с «эпизод, полячком». Примеры и общий смысл этого «жида». - Сцена смерти Свидригайлова /«Преет, и нак.»/, ее художественная оценка; ее символ, смысл; художеств, сила. - Неравномерное распред. художеств. силы в изображении евреев Достоевским.II. Антисемитизм бытовойБытовая подкладка художествен, антисемитизма. «Евр. шаблон» как продукт народного творчества. - Бытовой антисемитизм Дост. как подкладка его худож. антисем-ма. Общее мнение /формула Горнфельда/, его достоинства и недостатки. Оправдание его. Априорное определение ант-ма Дост. Переписка его с евр. Характерист. его корреспондентов. Нападки их /общая формула/. Возражение Дост. - отрицание им своего ант-ма. Правдивость его отрицаний. Употребл. слова «жид» как показатель его отношения к евреям. Идеология бытового ант-ма Дост.
Источник: От Гомеля до Москвы. Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л.С. Выготского. Составитель и редактор И.М. Фейгенберг. Lewiston-Queenston-Lampeter: The Edwin Mellen Press. С.98.
И наконец:
Когда-нибудь, когда звезды сойдутся, здесь появится и полный текст этой юношеской работы Отца-основателя Российской ПсихологииTM, но сейчас пока удовольствуемся и черновиком. Кому не терпится, а нужно все сейчас и сразу - стучаться ниже.
#1