Deutsch
95 просмотров
посетитель
Arturian
30.12.12 00:42  Африканские берберы, которые сами себя называют amazigh (свободные)
Оригинал взят у в  nordman75" /> в Оригинал взят у в  bvsv" /> в Кто такие берберы? Родственники бедуинов на верблюдах? Нет, так называемые берберы испокон веков называют себя amazigh, (может звучать как амазигх, амазир и даже амазай), и означает это слово «вольные, свободные люди (племя)». Амазаи же легко превращаются в амазонок для иностранных, в нашем случае греческих, ушей. Итак, машина времени Яги прибыла на конечную станцию, через 50 столетий обнаружив потомков воинственных красавиц со среднерусских степей в Ливии, Алжире, Тунисе и Марокко. Опять не верится? Думаете, очередная новая хронология? Тогда перейдите в галерею ниже и посмотрите сами на то, какими вы, да-да, вы, могли бы быть, и где бы жили, если бы ваши пра-пра…предки оказались бы большИми непоседами и отправились бы в дальнее путешествие к последнему морю. Жаль, что много «бы», но результат все равно впечатляющий. И какая сохранность фенотипа, несмотря на многочисленные войны, завоевания и смешение с другими народами!

Среди «свободных людей», или более привычно, берберов, выделяют несколько групп: шлехи, кавилы, туареги, рифаи. Есть и другие, помельче. В наибольшей степени сохранили свою скифскую идентичность, язык и культурные традиции кавилы. На территории исламского Алжира, где они компактно проживают, это очень-очень непросто. Вообще, как говорил в свое время Киплинг, осознавать бремя белого человека очень непросто. А еще сложнее нести его, будучи не путешественником-миссионером среди туземцев, а коренным жителем, с течением истории ставшим иностранцем в своей стране. Только не простым иностранцем, а укорененным, белой, в прямом смысле, вороной в темной стае нового кочевья.
Внешний облик «чистых» берберов, орнамент, символика, традиционная одежда и мелодика древнейших песнопений мало чем отличаются от южно– и среднерусской. Берберы все еще говорят на своем языке, не берберском, конечно же, а на языке тифинар, в азбуке которого все буквы начинаются с «я». Буква Ж у них не только пишется, как у нас, но и произносится так же. Есть и буква Y, и читается она как Yag. Родной брат, получается, с целый алфавитом родственников. В культурном наследии амазиров есть и схожее русскому предание о Царь-девице, королеве Тин Хина, защищавшей страну от арабских завоевателей. И эта воинственная царь-девица куда более реальна, чем Король Артур, живший примерно в то же время. Ее могила известна, а мумия высокой женщины выставлена в местном музее. Именно ей в прошлом сезоне была посвящена коллекция модельера Тодда Линна. Кстати, ливийские красотки модничали не только до Линна, но и до первых царских династий Египта, что явствует из наскальных рисунков плато Тассили в Алжире. 
ГЛАЗАМИ ЛИНГВИСТА: ГАРАМАНТИДА В КОНТЕКСТЕ Североафриканской истории,
А. Милитарев:

"Коснемся еще нескольких научных «микромифов» вокруг самоназвания берберов. «Самоназвание, которое они (берберы.— А. М.) чаще всего себе дают, это amasiγen, что значит "люди". Язык же свой они называют людским, в чем не меньше гордости и презрения к неберберам, чем у римлян, которые называли их варварами»(13). И у другого автора: «Самоназвание туарегов — имохаг (или имаджирхен), что значит «свободные» («независимые»)»(14). И в другом месте: «Свободолюбие туарегов, отраженное уже в их самоназвании — «имохаг»... напоминает о гарамантах, отстаивавших свою независимость» (15). На самом деле, imaziγean— самоназвание берберов (и его варианты у южных берберов — туарегов) — не переводится ни как «люди», ни как «свободные». Термин этот существует не менее 2,5 тысячелетия — он довольно надежно идентифицируется с Maksyes Геродота и Mazikes, Mazices других античных источников и действительно, как предполагает Ю. К. Поплинский, сопоставим с этнонимом msws «ливиец» египетских текстов XIX и XX династий (второе š здесь может передавать h , как это часто происходит в египетском языке этого периода, т. е. mšwš<*mšw h ; - h соответствует здесь ливио-берберскому у), обозначая одно из ливийских племен и ничего более. Самая правдоподобная этимология для amaziy, мн. ч. imaziyan, была предложена Т. Сарнелли: он реконструировал его как прилагательное «красный» с обычным префиксом m- из общеберберского глагола *i-zway «быть красным». Название народа по цвету (волос, кожи или традиционной одежды) — явление не уникальное(16). Развившееся в туарегских диалектах дополнительное значение этого этнонима — «свободные» — указывает не на свободолюбие туарегов или их стремление к независимости от каких-то внешних «угнетателей», а, напротив, на их собственный статус свободных, господ по отношению к зависимым от них этническим группам неевропеоидного типа и неберберского происхождения.
------------
14. Поплинский. Из истории этнокультурных контактов, с. 160.
15. Там же, с. 169.
16. Другая, значительно менее вероятная этимология, предложенная Ф. Никола, производит amaziγ, imaziγean от глагола ežžeγ «шествовать надменно, с гордым видом», засвидетельствованного в туарегском диалекте восточный тауллеммет.
------------
М. Айюб называет «коренной ливийкой» женское божество Тиннит, которому, по-видимому, поклонялись гараманты. Рядом исследователей эта ливийско-пуническая богиня сопоставляется или прямо отождествляется с египетской богиней Нейт. Оставляя в стороне сравнительные характеристики обоих персонажей, отмечу, что с лингвистической точки зрения имя Нейт затруднительно произвести из имени Тиннит; напротив, Тиннит может закономерно производиться от Нейт на любом берберском (а значит, и на праберберо-ливийском) языке с вероятным значением «та, которая Нейт». Это, конечно, не исключает изначального неегипетского происхождения имени Нейт, означая лишь то, что, если два эти имени связаны, имя Нейт первично по отношению к имени Тиннит, а не наоборот(25).
----------
25. Если же принять предположение, что Тиннит — производное имя от общеберберского глагола * inni «сказать, говорить», то ее следует считать исконным ливио-берберским божеством, и тогда связь с Нейт становится весьма проблематичной. "

Ливийские амазонки происходили с острова Вечерней зари (возможно, имеется в виду остров Гран-Канария). Они были белокурыми и голубоглазыми. Их царство якобы простиралось по всей Северной Африке и Малой Азии. В «Илиаде» Гомер упоминает могилу их царицы — Мирины.
Согласно Диодору Сицилийскому, ливийские амазонки жили на тысячу лет раньше черноморских. Эти древние амазонки обитали в Ливии, той части Африки, которая с востока ограничена Египтом и Эфиопией, с запада - Атлантическим океаном, с севера - узкой полоской классического Срелиземноморья, а с юга - воображаемой рекой Океан, - в земле, населенной множеством разнообразных чудес и народов. Эти края, в соответствии с "древними повестями", к несчастью не названными, одно время славились "воинственными и могучими женщинами" Геродот побывал в Северной Африке в V в, до н.э. Он упоминает, что на озере Тритонида (в Тунисе) застал племя, жившее еще по обычаям амазонок: на ежегодном празднике местные девушки, «разделившись на две партии, сражаются друг с другом камнями и палками».
 
A SOUTH ARABIAN BRONZE FEMALE FIGURE CIRCA 1ST CENTURY B.C.-1ST CENTURY A.D.
.
Энциклопедия «Мифологический словарь» сообщает, чем кончилась жизнь Гекубы: «либо она была перенесена Аполлоном в Ливию, либо была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт. Обе версии указывают на связь образа Гекубы с образом Гекаты: в Ливии было главное место культа этой малоазийской богини, а собака считалась ее священным животным. Мыс Киноссема («песий курган») в Геллеспонте, где древние локализовали могилу Гекубы, назывался также памятником Гекаты»6-144. Элемент отождествления Гекубы и Гекаты наводит на мысль, что в роли супруги Аполлона когда-то выступала Геката . В греческой мифологии с Гекатой иногда сближается Артемида, сестра Аполлона6, 61, и можно думать поэтому, что Аполлон и Геката несут в себе черты героев языческой четы из «купальского» мифа.
Интересно сопоставить с фактом существования камней «Кум и Кума», воплощающих эту чету, приведенное А.Ф. Лосевым сообщение о парности фетишей, когда-то изображавших Аполлона и Гекату:
«Во время одного празднества в Диди-мах водружали два обелиска, именно в честь Гекаты и Аполлона, причем тут характерно уже само объединение Аполлона из одним из самых хтонических демонов всей античной мифологии»

<!--/a-->
История Ливии - Введение от
#1