Deutsch
0 просмотров
прохожий
mokmor
26.12.07 12:30  На всякий случай
СВОБОДА
от жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания в местах лишения свободы

Права человека могут быть ограничены в отношении лиц, которые отбывают уголовное наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и эти ограничения обоснованны и необходимы в обществе, они предусмотрены Законом. Но свобода от жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания безусловна и не подлежит ограничению независимо от того, где находится человек, и какой поступок он совершил. В приговоре суда санкцией является только лишение свободы и связанные с этим необходимые ограничения. Ни в одном приговоре не может быть указано, что при лишений свободы должны создаваться невыносимые условия для жизни человека.
В чем состоит основная суть свободы от жестокого унижающего достоинство обращения и наказания и какими нормами закона она охраняется?
Статья 21 Конституции Российской Федерации
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Указание на местоимение "никто" означает, что данная норма относится и распространяется на всех без исключения людей, независимо от их социального и правового статуса, а следовательно и на осужденных тоже.
Ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию.
Таким образом, у данной правовой нормы есть три составляющие:
- унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (например, неуважительное обращение к осужденному);
- бесчеловечное обращение или наказание (содержание в тяжелых условиях, отказ в воде, медицинской помощи);
- пытка.
Если в действиях властей по отношению к осужденному имеет место хотя бы одна из перечисленных составляющих, то уже можно утверждать о том, что имеется нарушение свободы от жестоко, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.
Не всякое обращение с лицами, находящимися в заключении, можно назвать унижающим их достоинство (даже если осужденные терпят от пребывания в заключении физический или моральный дискомфорт). Само по себе нахождение в местах лишения свободы уже является наказанием и несет в себе шлейф нравственных переживаний, однако эта мера необходима в демократическом государстве, и законное лишение свободы не является нарушением прав человека.
В понятие унижающего , бесчеловечного обращения или наказания не включаются боль или страдания, которые возникают в результате законных санкций, поскольку они неотделимы от этих санкций или вызываютя ими случайно (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Организации Объединенных Наций).
Свободу от жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания лиц, находящихся в заключении можно условно разделить на две сортовияющие:
- условия содержания в местах лишения свободы (колонии, следственные изоляторы, тюрьмы, колонии-поселения)
- обращение со стороны персонала исправительных учреж�ений.
Механизм защиты свободы от жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания
Если Вы подверглись незаконному применению силы со стороны персонала исправительного учреждения, или отрядов специального назначения УФСИН и решили отстаивать защиту своих прав, необходимо засвидетельствовать следы побоев и можно написать заявление (сообщение о преступлении) в прокуратуру.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Минюста Российской Федерации от 17 октября 2005 г. N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" говорит: в случае доставки в Учреждение лица, имеющего телесные повреждения, по инициативе дежурного помощника начальника Учреждения (оперативного дежурного) либо по заявлению лица, имеющего телесные повреждения, а также при выявлении телесных повреждений при осмотре медицинским работником (врачем, фельдшером) составляется акт произвольной формы. Указанный акт составляется в двух экземплярах, один из которых приобщается к медицинской карте амбулаторного больного, второй экземпляр выдается на руки подозреваемому, обвиняемому или осужденному под его личную подпись на первом экземпляре акта.
О факте проведения освидетельствования рапортом информируется начальник Учреждения и прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью Учреждения. Приобщение акта к медицинской карте амбулаторного больного в обязательном порядке отмечается в листе уточненных диагнозов.
Таким образом, Вы имеете право требовать провести освидетельствование и получить на руки акт. Если Вам отказывают в освидетельствовании или не отдают акт, Вы также можете написать жалобу в прокуратуру по надзору.
Требование стандарта по соблюдению ст.3 Европейской Конвенции (свобода от жесткого обращения) включает в себя три основных момента: признание государством нарушения ст.3 в отношение человека; сатисфакция (то есть наказание должностного лица, обрушившего ст.3 Европейской Конвенции), а также компенсацию вреда за нарушение свободы от пыток.
Лица, находящиеся в местах лишения свободы, если свобода от жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания нарушена (либо условиями содержания, либо обращением со стороны персонала) для восстановления нарушенного права могут:
- в судебном порядке требовать признания нарушения в отношении них ст.3 Европейской Конвенции;
- в рамках уголовного или административного производства требовать наказания виновных сотрудников;
- могут обратится в суд и взыскать компенсацию морального вреда с казны Российской Федерации, после того, как нарушение будет установлено прокуратурой или судом.

Необходимо также отметить, что статья 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод практически в полном объеме включена в Российское законодательство. Это нашим свое отражение в виде внесения в Уголовный кодекс Российской Федерации поправок, в частности в ст.117 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая была дополнена примечанием с определением "пытки". Кроме этого, ч.3 ст.286 Уголовного кодекса Российской Федерации (превышение должностных полномочий, связанное с насилием) также может считаться своего рода аналогом ст.3 Европейской Конвенции, поскольку стоит в главе должностные преступления, а субъектом данного преступления являются только должностные лица. Однако ст.286 Уголовного кодекса Российской Федерации не охватывает последствия, предусмотренные ст.ст.105, 111, 112, 115, 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, т.е. убийство, причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью. Субъектами преступлений по статьям 105, 111, 112, 115, 116 также могут быть должностные лица.
Существуют также составы умышленных преступлений со специальным субъектом (должностным лицом), которые также могут считаться проявлением ст.3 Европейской Конвенции.
При установлении вины должностного лица при использовании им должностных обязанностей путем постановления обвинительного приговора потерпевший вправе предъявить требования о компенсации вреда в соответствии со статьями 1069-1071 Гражданского кодекса Российской Федерации непосредственно к казне государства или муниципального образования в лице соответствующих финансовых органов.
Помимо этого, ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет предъявить требования о компенсации вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами и в случае совершения или не уголовных правонарушений.
#1