Вход на сайт
1 просмотров
04.07.14 18:19 Остатки временной железной дороги
Украина. Славное Запорожье. Во время Великой отечественной войны, по причине разрушения мостов Стрелецкого, для железнодорожного сообщения между берегами была создана временная ЖД-ветка, проходящая через южную часть острова Хортица. Мосты Стрелецкого, которые стояли на месте нынешних мостов Преображенского, были взорваны в начале войны, в 1941 году. Во время немецкой оккупации немцы восстановили верхний (железнодорожный) ярус этих мостов, и таким образом наладили железнодорожное сообщение между берегами. В 1943 году, при изгнании врага с наших земель, советские военные в героическом бою смогли взорвать восстановленные немцами мосты.

14 октября 1943 г. враг был изгнан из Запорожья, и до конца декабря продолжались бои за остров Хортица и правый берег. Сразу после изгнания немцев с территории Хортицы и правого берега, началось сооружение временных мостовых переходов, которые позволили бы на время восстановления основных мостов наладить железнодорожное сообщение Запорожья с Никополем. На левом, правом берегу и на острове Хортица была сооружена насыпь, проложено 14 километров железнодорожного пути, а через оба русла Днепра построены временные мосты общей длиной 1886 метров. Перед началом строительства сапёрами было обезврежено 10 тысяч мин.

Строительство насыпи на острове Хортица велось вручную. Южная оконечность дамбы соединялась с деревянным мостом через плавневые протоки и Днепр, длина этого моста составила 1330 метров. Этот мост каждый день вырастал на 30 метров в длину. Второй мост, соединявший западную часть насыпи на острове Хортица с правым берегом, имел длину 556 метров, и был построен всего за 12 дней! Уже в начале 1944 года по новой железнодорожной ветке отправились в путь первые составы с военными грузами. После окончания войны этот путь ещё долго служил основной транспортной артерией между Запорожьем и Никополем, и функционировал до окончания постройки новых мостов - железобетонных мостов Преображенского, на месте разрушенных мостов Стрелецкого. Временный железнодорожный путь разобрали в декабре 1952 года.
Много времени прошло с тех пор, но и сегодня на Хортице можно наблюдать остатки этого временного пути. В юго-западной части Хортицы, там, где заканчивается степь и начинаются плавни, подходит к берегу хорошо заметная земляная насыпь, поросшая разнотравьем. Почти у самого берега видны железобетонные опоры, когда-то служившие началом моста через Старый Днепр.

Далее насыпь уходит вглубь острова, на восток, и пройдя около 500 метров, делает поворот направо, на юг. Здесь сама насыпь не так заметна, поскольку высота её в этих местах существенно уменьшается. Но здесь можно очень хорошо ощутить наличие под слоем грунта и песка старых деревянных шпал. Грунтовая дорога, которая ответвляется на юг от большой автодороги в сторону поселения Протолче - это и есть путь старой железной дороги. Здесь хорошо прослеживается волнистость пути, а кое-где после дождей даже выглядывают на поверхность деревянные шпалы, сохранившиеся ещё с военных времён! Здесь на пути вы встретите остатки хутора Гвардейского, названного в честь охранявших эту железную дорогу гвардейцев. Сейчас от него остался заброшенный фундамент и бетонная электроопора, которую можно заметить западнее дороги. У южной границы мемориально-туристического комплекса "Протолче", в начале плавней, дорога снова переходит на насыпь, пересекающую плавневые озёра и протоки. Сейчас по ней проходит экскурсионная тропа в заповедные плавни Хортицы.

Длина этой части дамбы - 650 метров, ширина - до 10 метров, высота - до 5 метров. Сооружение насыпи в южной части Хортицы изменило плавневой ландшафт - озеро Осокоровое разделилось на две части: вторую, северо-восточную часть назвали озером Утиным. Кроме того, в плавнях образовались новые островки и полуостровки, изменили ход некоторые протоки. Дамба была обрамлена гранитными камнями, которые со временем разобрали на строительство новых сооружений на Хортице.

14 октября 1943 г. враг был изгнан из Запорожья, и до конца декабря продолжались бои за остров Хортица и правый берег. Сразу после изгнания немцев с территории Хортицы и правого берега, началось сооружение временных мостовых переходов, которые позволили бы на время восстановления основных мостов наладить железнодорожное сообщение Запорожья с Никополем. На левом, правом берегу и на острове Хортица была сооружена насыпь, проложено 14 километров железнодорожного пути, а через оба русла Днепра построены временные мосты общей длиной 1886 метров. Перед началом строительства сапёрами было обезврежено 10 тысяч мин.

Строительство насыпи на острове Хортица велось вручную. Южная оконечность дамбы соединялась с деревянным мостом через плавневые протоки и Днепр, длина этого моста составила 1330 метров. Этот мост каждый день вырастал на 30 метров в длину. Второй мост, соединявший западную часть насыпи на острове Хортица с правым берегом, имел длину 556 метров, и был построен всего за 12 дней! Уже в начале 1944 года по новой железнодорожной ветке отправились в путь первые составы с военными грузами. После окончания войны этот путь ещё долго служил основной транспортной артерией между Запорожьем и Никополем, и функционировал до окончания постройки новых мостов - железобетонных мостов Преображенского, на месте разрушенных мостов Стрелецкого. Временный железнодорожный путь разобрали в декабре 1952 года.
Много времени прошло с тех пор, но и сегодня на Хортице можно наблюдать остатки этого временного пути. В юго-западной части Хортицы, там, где заканчивается степь и начинаются плавни, подходит к берегу хорошо заметная земляная насыпь, поросшая разнотравьем. Почти у самого берега видны железобетонные опоры, когда-то служившие началом моста через Старый Днепр.

Далее насыпь уходит вглубь острова, на восток, и пройдя около 500 метров, делает поворот направо, на юг. Здесь сама насыпь не так заметна, поскольку высота её в этих местах существенно уменьшается. Но здесь можно очень хорошо ощутить наличие под слоем грунта и песка старых деревянных шпал. Грунтовая дорога, которая ответвляется на юг от большой автодороги в сторону поселения Протолче - это и есть путь старой железной дороги. Здесь хорошо прослеживается волнистость пути, а кое-где после дождей даже выглядывают на поверхность деревянные шпалы, сохранившиеся ещё с военных времён! Здесь на пути вы встретите остатки хутора Гвардейского, названного в честь охранявших эту железную дорогу гвардейцев. Сейчас от него остался заброшенный фундамент и бетонная электроопора, которую можно заметить западнее дороги. У южной границы мемориально-туристического комплекса "Протолче", в начале плавней, дорога снова переходит на насыпь, пересекающую плавневые озёра и протоки. Сейчас по ней проходит экскурсионная тропа в заповедные плавни Хортицы.

Длина этой части дамбы - 650 метров, ширина - до 10 метров, высота - до 5 метров. Сооружение насыпи в южной части Хортицы изменило плавневой ландшафт - озеро Осокоровое разделилось на две части: вторую, северо-восточную часть назвали озером Утиным. Кроме того, в плавнях образовались новые островки и полуостровки, изменили ход некоторые протоки. Дамба была обрамлена гранитными камнями, которые со временем разобрали на строительство новых сооружений на Хортице.