Вход на сайт
8 просмотров
04.07.14 19:23 Печальная история меннонитов
Украина. Немецкое кладбище на Хортице. Печальная история народа меннонитов. С сегодняшнего дня начну серию постов, в которых я расскажу про историю немцев-меннонитов, еще сто лет назад составлявших заметную долю населения Приднепровья. Некоторые районы нынешнего Днепропетровска до Первой Мировой были немецкими поселениями, к примеру, Самаровка в те времена была Йозефсталью, дачный поселок за ней – Кронгартеном, Рыбальское – Фишерсдорфом, а село Днепровое к югу от города – Ямбургом. Но куда больше немцев жило на территории нынешнего Запорожья, в том числе, и на острове Хортица.
Удивительное дело, колыбель украинского козачества еще относительно недавно была населена немцами! Появились немцы в наших краях в конце 18 века, после русско-турецких войн, когда обширная территория нынешней Южной Украины стала частью Российской Империи.
Еще в 1762 и 1763 годах Екатерина II издала манифесты, приглашавшие граждан других стран приезжать в Россию и заселять пустые земли. В 1780-х же годах это переселение стало массовым. Сюда ехали немцы, шведы, чехи, сербы, влахи, болгары и даже албанцы. И до сих пор в Херсонской, Николаевской и Запорожской областях существуют населенные ими села. Жители, правда, преимущественно украинизировались, но корни свои помнят.
Движение меннонитов зародилось в Нидерландах в 16 веке на волне развития протестантства и является по сути одной из его конфессий. Из-за своей религиозной доктрины, призывающей иметь как можно меньше дел с властями и отрицающей службу в армии, меннониты постоянно подвергались гонениям со стороны тех стран, где существовали их общины. Так что переселение в еще недавно Дикую Степь, на практически незаселенные территории, где и власти никакой по факту не было, стало вполне логичным шагом для последователей Менно Симонса.
Первая группа немцев-меннонитов появилась в Приднепровье в 1789 году. Сюда приехало 228 семейств, часть из которых поселились непосредственно на Хортице. Тут меннониты основали колонию Остров-Хортица, которая и сейчас существует в виде поселка Колонка, в котором, правда, к нашему времени не осталось ни одного немца.
Вот какой исторический анекдот рассказывает нам Википедия:
«Интересно описана первая встреча немцев с местным казаком Дворяненко, который занимался рыбной ловлей и охотой. Первый день очень наглядно продемонстрировал немцам обычаи запорожцев. В первый день когда немцы переправились на остров и разместились в «Музычной» балке, к ним в рыбацкой лодке приплыл через Днепр Дворяненко осмотреть невиданных до сих пор чужеземцев. Дворяненко из себя был сильным и красивым казаком лет за 50, широкие плечи свидетельствовали о его силе; так как дело было летом, то пришел он босиком, в рубашке и широких штанах; сбоку на ремне висел большой нож. Ни немцы по-малороссийски, ни запорожец по-немецки сначала не могли изъясняться, а поэтому молча смотрели друг на друга. Немного постояв и осмотрев немцев, запорожец пошел к себе. Приближался вечер. Немцы, устав после долгой дороги, легли спать на безлюдном острове под открытым небом, а лошадей, чтобы не разбрелись, привязали к повозкам. Утром проснулись — нет одной лошади. Бросились к тому месту, где она была привязана, — видят нож, висевший вчера на поясе у запорожца, который он забыл, торопясь ночью».
Закат общины меннонитов на Хортице начался в 1914 году с наступлением Первой Мировой. Понятно, что на фоне антинемецкой пропаганды они не могли чувствовать себя спокойно. Их угнетала и власть, и местное население. А уж во время Гражданской Войны вообще начался беспредел. Махно, к примеру, люто зверствовал по отношению к колонистам, видя в них врагов анархического крестьянства.
Несмотря на эти беды, с приходом Советской Власти в окрестностях Запорожья осталось несколько тысяч немцев. И в 1929-1930 годах во время политики коренизации тут даже существовал Хортицкий немецкий национальный район (из 18485 человек его населения 11815 были немцами), расформированный на фоне коллективизации (меннониты всячески ей противились).
Между войнами часть немцев-меннонитов уехала за границу, часть была репрессирована. К началу Второй Мировой жить тут остались лишь единицы, которые в 1943 году ушли вслед за немецкой армией.
Впрочем, несколько сотен человек немецкой национальности все еще живут в Днепропетровске, Запорожье и мелких населенных пунктах региона. А в селе Днепровое (бывший Ямбург) даже существует немецкая католическая община и восстанавливается костел, разрушенный в 1984 году. Да и в самом Днепропетровске вот-вот будет открыт обновленный католический храм. Обо всем это я еще расскажу в следующих своих постах из этой серии.
На Хортице же от немцев осталось лишь разрозненные строения и кладбище. Местные жители рассказали мне, что раньше оно было полностью немецким, сейчас же от сотен меннонитских могил осталось лишь несколько десятков, разбросанных по всей его территории и зажатых могилами современными.
Впрочем, кладбище это небольшое, и за полчаса прогулки я исходил его вдоль и поперек несколько раз.
1. Так сейчас выглядит кладбище. Процентов так 98 могил - советского и постсоветского периода.
2. Немецких могил осталось лишь несколько десятков. Да и те не в самом лучшем состоянии.
3. Надгробные камни, поставленные на рубежах 19-20 веков выглядят хорошо, более старые - очень плохо.
4. Якоб Вибе. Вибе, судя по количеству их могил, - одно из самых массовых семейств хортицких немцев.
5. Немало тут также и Хильдебрандов.
6.
7.
8. Внушительное надгробие. Видимо, священник. Удивительно, что до сих пор столбы и цепи вокруг него сохранились.
9. Еще несколько Вибе. Анна.
10. И Петер.
11. Со стороны принял эту могилу за немекую, но оказалось, что не так. Впрочем, наверняка и среди немцев были идейные коммунисты.
12. Громадный камень Хильдебрандов.
13. Камень поскромнее.
14. Кто-то из основателей хортицкого рода Хильдебрандов.
15. Для того, чтобы найти могилы меннонитов, пришлось изрядно походить по клабищу. Они разбросаны по всей его территории.
16.
17. Меннониты очень бережно относились к природе. Именно по их протекции были созданы первые российские заповедники.
Перевожу для тех, кто не знает украинский: "Балка Ганновка. Одно из мест сохранения столетних дубов. Первый в истории Российской Империи (впоследствие - СССР, сейчас- Украины) памятник природы, основанный немцами-меннонитами в середине 19 века. Красота и гордость Хортицы!"
18. Современники, надо сказать, немецкие захоронения не уважают, зажимая их со всех сторон надгробиями, заборами и даже столами.
19.
20. Касдорф и Хильдебранд. За некоторыми могилами, кстати, ухаживают. Кое-где видно цветы, иногда даже настоящие. А часть захоронений, как рассказывают местные жители, нынешние потомки здешних немцев-меннонитов увезли в Германию.
21. Но большинство памятников находятся в плачевном состоянии.
22.
23. Еще парочка Вибе.
24.
25. Скромная могила Кэт Классен.
26. Старые могилы со стершимися надписями.
27. Хелена и Дебра. Судя по датам, родились они еще в Германии и в подростковом возрасте перебрались на Хортицу. Матери-основатели!
28. Парочка видов от кладбища на Запорожье. Пилон строящегося моста через Днепр.
29. Город контрастов.
Другие посты из серии "В поисках меннонитов":
Insel Chortytza (рассказ в жанре альтернативная история, пересекающийся с сюжетом моего романа "Східний Вал, 1985")
Дом-музей немецких колонистов в селе Ручаевка
источник
Удивительное дело, колыбель украинского козачества еще относительно недавно была населена немцами! Появились немцы в наших краях в конце 18 века, после русско-турецких войн, когда обширная территория нынешней Южной Украины стала частью Российской Империи.
Еще в 1762 и 1763 годах Екатерина II издала манифесты, приглашавшие граждан других стран приезжать в Россию и заселять пустые земли. В 1780-х же годах это переселение стало массовым. Сюда ехали немцы, шведы, чехи, сербы, влахи, болгары и даже албанцы. И до сих пор в Херсонской, Николаевской и Запорожской областях существуют населенные ими села. Жители, правда, преимущественно украинизировались, но корни свои помнят.
Движение меннонитов зародилось в Нидерландах в 16 веке на волне развития протестантства и является по сути одной из его конфессий. Из-за своей религиозной доктрины, призывающей иметь как можно меньше дел с властями и отрицающей службу в армии, меннониты постоянно подвергались гонениям со стороны тех стран, где существовали их общины. Так что переселение в еще недавно Дикую Степь, на практически незаселенные территории, где и власти никакой по факту не было, стало вполне логичным шагом для последователей Менно Симонса.
Первая группа немцев-меннонитов появилась в Приднепровье в 1789 году. Сюда приехало 228 семейств, часть из которых поселились непосредственно на Хортице. Тут меннониты основали колонию Остров-Хортица, которая и сейчас существует в виде поселка Колонка, в котором, правда, к нашему времени не осталось ни одного немца.
Вот какой исторический анекдот рассказывает нам Википедия:
«Интересно описана первая встреча немцев с местным казаком Дворяненко, который занимался рыбной ловлей и охотой. Первый день очень наглядно продемонстрировал немцам обычаи запорожцев. В первый день когда немцы переправились на остров и разместились в «Музычной» балке, к ним в рыбацкой лодке приплыл через Днепр Дворяненко осмотреть невиданных до сих пор чужеземцев. Дворяненко из себя был сильным и красивым казаком лет за 50, широкие плечи свидетельствовали о его силе; так как дело было летом, то пришел он босиком, в рубашке и широких штанах; сбоку на ремне висел большой нож. Ни немцы по-малороссийски, ни запорожец по-немецки сначала не могли изъясняться, а поэтому молча смотрели друг на друга. Немного постояв и осмотрев немцев, запорожец пошел к себе. Приближался вечер. Немцы, устав после долгой дороги, легли спать на безлюдном острове под открытым небом, а лошадей, чтобы не разбрелись, привязали к повозкам. Утром проснулись — нет одной лошади. Бросились к тому месту, где она была привязана, — видят нож, висевший вчера на поясе у запорожца, который он забыл, торопясь ночью».
Закат общины меннонитов на Хортице начался в 1914 году с наступлением Первой Мировой. Понятно, что на фоне антинемецкой пропаганды они не могли чувствовать себя спокойно. Их угнетала и власть, и местное население. А уж во время Гражданской Войны вообще начался беспредел. Махно, к примеру, люто зверствовал по отношению к колонистам, видя в них врагов анархического крестьянства.
Несмотря на эти беды, с приходом Советской Власти в окрестностях Запорожья осталось несколько тысяч немцев. И в 1929-1930 годах во время политики коренизации тут даже существовал Хортицкий немецкий национальный район (из 18485 человек его населения 11815 были немцами), расформированный на фоне коллективизации (меннониты всячески ей противились).
Между войнами часть немцев-меннонитов уехала за границу, часть была репрессирована. К началу Второй Мировой жить тут остались лишь единицы, которые в 1943 году ушли вслед за немецкой армией.
Впрочем, несколько сотен человек немецкой национальности все еще живут в Днепропетровске, Запорожье и мелких населенных пунктах региона. А в селе Днепровое (бывший Ямбург) даже существует немецкая католическая община и восстанавливается костел, разрушенный в 1984 году. Да и в самом Днепропетровске вот-вот будет открыт обновленный католический храм. Обо всем это я еще расскажу в следующих своих постах из этой серии.
На Хортице же от немцев осталось лишь разрозненные строения и кладбище. Местные жители рассказали мне, что раньше оно было полностью немецким, сейчас же от сотен меннонитских могил осталось лишь несколько десятков, разбросанных по всей его территории и зажатых могилами современными.
Впрочем, кладбище это небольшое, и за полчаса прогулки я исходил его вдоль и поперек несколько раз.
1. Так сейчас выглядит кладбище. Процентов так 98 могил - советского и постсоветского периода.
2. Немецких могил осталось лишь несколько десятков. Да и те не в самом лучшем состоянии.
3. Надгробные камни, поставленные на рубежах 19-20 веков выглядят хорошо, более старые - очень плохо.
4. Якоб Вибе. Вибе, судя по количеству их могил, - одно из самых массовых семейств хортицких немцев.
5. Немало тут также и Хильдебрандов.
6.
7.
8. Внушительное надгробие. Видимо, священник. Удивительно, что до сих пор столбы и цепи вокруг него сохранились.
9. Еще несколько Вибе. Анна.
10. И Петер.
11. Со стороны принял эту могилу за немекую, но оказалось, что не так. Впрочем, наверняка и среди немцев были идейные коммунисты.
12. Громадный камень Хильдебрандов.
13. Камень поскромнее.
14. Кто-то из основателей хортицкого рода Хильдебрандов.
15. Для того, чтобы найти могилы меннонитов, пришлось изрядно походить по клабищу. Они разбросаны по всей его территории.
16.
17. Меннониты очень бережно относились к природе. Именно по их протекции были созданы первые российские заповедники.
Перевожу для тех, кто не знает украинский: "Балка Ганновка. Одно из мест сохранения столетних дубов. Первый в истории Российской Империи (впоследствие - СССР, сейчас- Украины) памятник природы, основанный немцами-меннонитами в середине 19 века. Красота и гордость Хортицы!"
18. Современники, надо сказать, немецкие захоронения не уважают, зажимая их со всех сторон надгробиями, заборами и даже столами.
19.
20. Касдорф и Хильдебранд. За некоторыми могилами, кстати, ухаживают. Кое-где видно цветы, иногда даже настоящие. А часть захоронений, как рассказывают местные жители, нынешние потомки здешних немцев-меннонитов увезли в Германию.
21. Но большинство памятников находятся в плачевном состоянии.
22.
23. Еще парочка Вибе.
24.
25. Скромная могила Кэт Классен.
26. Старые могилы со стершимися надписями.
27. Хелена и Дебра. Судя по датам, родились они еще в Германии и в подростковом возрасте перебрались на Хортицу. Матери-основатели!
28. Парочка видов от кладбища на Запорожье. Пилон строящегося моста через Днепр.
29. Город контрастов.
Другие посты из серии "В поисках меннонитов":
Insel Chortytza (рассказ в жанре альтернативная история, пересекающийся с сюжетом моего романа "Східний Вал, 1985")
Дом-музей немецких колонистов в селе Ручаевка
источник