Login
600 Views
11.01.09 16:31 Старый новый год
До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию.
В Х в. Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летоисчесление от "сотворения мира", т.е. с 5508 г. до н.э., и начало года стали отмечать 1 марта (по новому стилю 14 марта). С этого времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы.
С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю 1 сентября (14 сентября по новому стилю, 7000 год от "сотворения мира").
Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр И обнародовал указ "лета исчеслять" с 1 января от Рождества Христова 8 дней спустя. Таким образом в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца с сентября по декабрь.
К ХХ веку Календать России на 13 суток отставал от Европы, давно перешедшей на Григорианский Календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г. декретом Совета Народных Коммисаров был осуществлён переход на григорианский календарь - "новый стиль", а 14 января - день Святого Василия оказался старым Новым годом.
Григорианский Календарь.
В 1582 г. католическая церковь провела реформу с восстановлением даты весеннего равноденствия ? 21 марта. Автор проекта реформы был итальянский врач, математик и астроном Алогий Лилио, но введенный календарь назван Григорианским по имени осуществившего эту реформу ? римского папы Григория ХИИИ.
Чтобы уяснить сущность Григорианской поправки, нужно всномнить, что продолжительность астрономического года превышает 365 суток на 5 часов 48 минут 46 секунд. Следовательно, в течение четырех лет накап-ливается расхождение календаря с астрономическим временем на 23 часа 15 минут 4 секунды. В каждом четвертом высокосном году расхождение погашается с избытком в 44 минуты 56 секунд. Благодаря введению дополнительных 24 часов (Сутки 29 февраля), избыток, разложен на четыре года, что позволило неточность юлианского календаря на 11 мин. 14 сек. в год снизить григорианской поправкой на 26 секунд в год. В результате расхождение в одни сутки накапливается не за 128 лет, а за 3323 года.
Переход на новый стиль по Григорианскому календарю в разных странах был принят в следующие годы:
1582 г. - Италия, Испания, Португалия, Франция, Польша, Голландия
1584 г. - Австрия, Швейцария
1587 г. - Венгрия
1610 г. - Пруссия
1700 г. - Дания, Норвегия
1752 г. - Великобритания
1753 г. - Швеция
1873 г. - Япония
1911 г. - Китай
1916 г. - Болгария
1918 г. - Россия
1919 г. - Румыния
1925 г. - Турция
1928 г. - Египет
14 января - Старый Новый Год
Изменение даты начала Нового года на Руси и несогласие Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль, создали совершенно необычный и уникальный праздник - Старый Новый Год.
К Старому же Новому году все уже изрядно устают от череды праздников, пора бы уж, кажется, успокоиться и отдохнуть. Ан нет! Любим мы Новый год и никак не хотим с ним расставаться. И елочки, как правило, до 14-го не убираем, даже если они были не искусственными, и уже посыпают все вокруг себя зеленым дождем.
Интересна сама психология памяти об этом "старом". То есть, вполне понятно, что многие россияне с удовольствием отмечают Католическое Рождество - потому что настроение уже вполне праздничное, а до Нового года еще целая неделя! Не секрет, что большинство взрослых россиян лишь Новый год и считают праздником, а все остальные спускают на тормозах. Кроме того, Католическое Рождество для нас это как бы репетиция Нового года, а Православное - чисто церковный праздник.
В чем тут дело? Уж не в родовой ли памяти, которую никакими официозами, никакими сменами религии и социального строя не искоренить? Наверное, немалое значение для сохранения этой даты имеют святки, которые 14 - в самом разгаре. Помимо этого, 14 января (1 по старому стилю) - это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Желая напомнить что-нибудь былое, говорили: "а это было об Васильев день". Или - "он нанялся с Васильего дня до Евдокии" (то есть, с 1 января до 1 марта).
Для девиц Васильев день был васьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло - то и произойдет.
На Васильев день совершались и обряды малопонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что его название - авсень (или - овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда - варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.
Наши археологи считали авсень "земледельческим праздником, прообразовательным обрядом обсевания" и отыскивали его сходство с Колядой. Но что, на Руси зимой праздновали земледельческий праздник? Это более, чем странно. Причем, нигде, ни в каких летописях, списках, актах нет об авсене никакого упоминания. И нет ни одного место в России, где бы все три обряда совершели вместе. Везде использовался только один из обрядов. Кое-где в обрядовых песнях словечко "авсень" и вовсе не поминается.
К сожалению информацию о том, что такой праздник существовал мы узнаем только из песен...
До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию.
В Х в. Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летоисчесление от "сотворения мира", т.е. с 5508 г. до н.э., и начало года стали отмечать 1 марта (по новому стилю 14 марта). С этого времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы.
С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю 1 сентября (14 сентября по новому стилю, 7000 год от "сотворения мира").
Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр И обнародовал указ "лета исчеслять" с 1 января от Рождества Христова 8 дней спустя. Таким образом в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца с сентября по декабрь.
К ХХ веку Календать России на 13 суток отставал от Европы, давно перешедшей на Григорианский Календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г. декретом Совета Народных Коммисаров был осуществлён переход на григорианский календарь - "новый стиль", а 14 января - день Святого Василия оказался старым Новым годом.
Григорианский Календарь.
В 1582 г. католическая церковь провела реформу с восстановлением даты весеннего равноденствия ? 21 марта. Автор проекта реформы был итальянский врач, математик и астроном Алогий Лилио, но введенный календарь назван Григорианским по имени осуществившего эту реформу ? римского папы Григория ХИИИ.
Чтобы уяснить сущность Григорианской поправки, нужно всномнить, что продолжительность астрономического года превышает 365 суток на 5 часов 48 минут 46 секунд. Следовательно, в течение четырех лет накап-ливается расхождение календаря с астрономическим временем на 23 часа 15 минут 4 секунды. В каждом четвертом высокосном году расхождение погашается с избытком в 44 минуты 56 секунд. Благодаря введению дополнительных 24 часов (Сутки 29 февраля), избыток, разложен на четыре года, что позволило неточность юлианского календаря на 11 мин. 14 сек. в год снизить григорианской поправкой на 26 секунд в год. В результате расхождение в одни сутки накапливается не за 128 лет, а за 3323 года.
Переход на новый стиль по Григорианскому календарю в разных странах был принят в следующие годы:
1582 г. - Италия, Испания, Португалия, Франция, Польша, Голландия
1584 г. - Австрия, Швейцария
1587 г. - Венгрия
1610 г. - Пруссия
1700 г. - Дания, Норвегия
1752 г. - Великобритания
1753 г. - Швеция
1873 г. - Япония
1911 г. - Китай
1916 г. - Болгария
1918 г. - Россия
1919 г. - Румыния
1925 г. - Турция
1928 г. - Египет
14 января - Старый Новый Год
Изменение даты начала Нового года на Руси и несогласие Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль, создали совершенно необычный и уникальный праздник - Старый Новый Год.
К Старому же Новому году все уже изрядно устают от череды праздников, пора бы уж, кажется, успокоиться и отдохнуть. Ан нет! Любим мы Новый год и никак не хотим с ним расставаться. И елочки, как правило, до 14-го не убираем, даже если они были не искусственными, и уже посыпают все вокруг себя зеленым дождем.
Интересна сама психология памяти об этом "старом". То есть, вполне понятно, что многие россияне с удовольствием отмечают Католическое Рождество - потому что настроение уже вполне праздничное, а до Нового года еще целая неделя! Не секрет, что большинство взрослых россиян лишь Новый год и считают праздником, а все остальные спускают на тормозах. Кроме того, Католическое Рождество для нас это как бы репетиция Нового года, а Православное - чисто церковный праздник.
В чем тут дело? Уж не в родовой ли памяти, которую никакими официозами, никакими сменами религии и социального строя не искоренить? Наверное, немалое значение для сохранения этой даты имеют святки, которые 14 - в самом разгаре. Помимо этого, 14 января (1 по старому стилю) - это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Желая напомнить что-нибудь былое, говорили: "а это было об Васильев день". Или - "он нанялся с Васильего дня до Евдокии" (то есть, с 1 января до 1 марта).
Для девиц Васильев день был васьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло - то и произойдет.
На Васильев день совершались и обряды малопонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что его название - авсень (или - овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда - варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.
Наши археологи считали авсень "земледельческим праздником, прообразовательным обрядом обсевания" и отыскивали его сходство с Колядой. Но что, на Руси зимой праздновали земледельческий праздник? Это более, чем странно. Причем, нигде, ни в каких летописях, списках, актах нет об авсене никакого упоминания. И нет ни одного место в России, где бы все три обряда совершели вместе. Везде использовался только один из обрядов. Кое-где в обрядовых песнях словечко "авсень" и вовсе не поминается.
К сожалению информацию о том, что такой праздник существовал мы узнаем только из песен...