Deutsch
Количество просмотров сообщения: 152074 Перейти к просмотру всей ветки
03.06.09 22:19
Re: Баба Яга
 
tschaley БлондНЕТка♐♥
tschaley
в ответ tschaley 26.05.09 23:05, Последний раз изменено 23.11.10 15:19 (tschaley)

http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=817516&keywordid=30271

ЛУКАВЫЕ: бесы,бесовки,черти,чертовки,демоны,демоницы,дьявол,дьаволицы ...
НОСИТЕЛИ МАГИИ:колдуны,маги,чародеи,некроманты,шаманы,гадалки,ворожеи,друиды,алхимики,
жрецы...
ВЕДЬМЫ,ВЕДЬМАКИ тут вроде все ясно...
МАРГАРИТИАНА: Посвяшения Булгакову и не только...
...ЛУНИЯ: полнолуние,новолуние,ШАБАШИ,Вальпургиева ночь,ночь на Ивана Купалу...
HALOWEEN
МЕРТВЕЧИНА: Зомби ...
КОСТРЫ: инквизиция и сжигание колдуний,ведьм
МУДРЕЦЫ: ведуны,знахари,шептуньи...
ЗАКЛИНАНИЯ,ВОРОЖБА,ПРИВОРОТЫ,ЗАКЛЯТЬЯ,ПРОКЛЯТЬЯ...
ЗАГОВОРЫ
НЕЧИСТЬ КРОВАВАЯ:вампиры,упыри,вурдалаки ...
НЕЧИСТЬ ОЗВЕРЕВШАЯ:оборотни...
НЕЧИСТЬ ВОДНАЯ:водяной,русалки,нимфы,наяды и проч., связаные с водой твари...
НЕЧИСТЬ ЛЕСНАЯ,полевые,луговые,лешие ...
НЕЧИСТЬ МЕЛКАЯ: гномы,карлики и проч
НЕЧИСТЬ КРУПНАЯ:тролли,великаны,орки,циклопы...
ГОБЛИНЫ
ФЕИ
ЭЛЬФЫ
МОНСТРЫ,в т.ч. геральдические
НЕЧИСТЬ ПОЛЗУЧАЯ: драконы, а также Змей Горыныч.
ЛУКОМОРЬЕ:Яга,Кощей, Баюн и проч
СТРАШИЛКИ: стихи на ночь и проч. ужастики
ПРОЧАЯ ЧЕРТОВЩИНА - когда не вписывается ни в какую рубрику
НЕЧИСТЬ ВПЕРЕМЕШКУ - тут есть все ...
НЕЧИСТЬ ДОМАШНЯЯ И ДВОРОВАЯ:домовые,кикиморы,дворовые,амбарные,банные...
ГЛЮКИ:привидения,призраки и проч


Мама. Если ты не будешь кушать манную кашу, то я позову Бабу - Ягу.
Мальчик. Неужели ты думаешь, что Баба - Яга будет есть эту кашу?

БАБА ЯГА
Мальчик маленький - Андрюша
Потерялся в лесной гуще
Стал он плакать, маму звать
Караул! Ау! - кричать

В этот час, над тёмным лесом
Сидя чинно на метле
Пролетала Баба Катя
Что на костяной ноге

И услышав голос крохи
Бабка Ёжка, в тот же миг
Подлетела, как ракета
И спросила напрямик :
╚ Ты откуда кроха здесь?
Как попал в дремучий лес?
Где твои родные мальчик?
Что ты плачешь, милый зайчик?
Ты не бойся, я не съем
Я детишечек не ем
Успокойся, не реви
О себе, мне расскажи╩-

И Андрей, поведал бабе:
╚Что живёт в деревне, с мамой
Есть братишка и сестра,
Огород, коза, свинья,
Лошадь Фимка, кот Снежок
Две собаки: Джим и Джон
И что мама попросила -
Сходить в лес, поискать Джима-
Он пошёл гулять в наш лес
И бесследно вдруг исчез-
Я ищу его - два дня
Но не встретил я дружка
Сам два дня - не ел, не спал
Обессилил и устал
Больше сил нет, занемог
Голова болит и бок╩

Выслушав рассказ мальчонки
Баба Катя говорит:
╚Полетим ко мне Андрюша
Друг твой - Джим, в избушке спит
Я его вчера нашла
И в свой домик принесла
Дала с пенкой молока
И почистила бока
Он, в колючках весь ╚завяз╩
Чуть в болоте не увяз-..

Взяла Бабушка Яга
С собой мальчика- юнца
Принесла малютку в дом
Дала пряничков с медком
И накрыла ╚пледиком╩-

Предрассудки, злые шутки
Разносил народ про ведьм
Только ты меня не бойся
Слухам этим ты не верь-.
Так что милый - успокойся
И улягся на бочок
Я, тем временем тебе -
Расскажу всё о себе-.
╚ Мне 148 лет
А избе моей, в обед
Стукнет ровно 200лет
Мне её оставил дед-
Деда звали: - ╚Слава -Змей╩
Он лесной был ╚бармалей╩
Но бесхитростный и добрый
Не похожий на друзей
И меня любил он нежно
С малых лет - оберегал
Но решил вдруг переехать
И свой дом, мне подписал
И остались мы здесь с мамой
Самой главной, среди нас
Колдовали и ╚стращали╩
И округу всю пугали-

Улыбнулся тут Андрюшка
Бабку Ёжку - приобнял
И сказал: Спасибо Баба,
Я , таких как вы - не знал
Вас , описывали злыми - людоедками, - а вы
добрая, смешная ,и со мной милы , нежны╩

И на том уснул Андрюша
И забылся сладким сном.
А проснулся - и увидел
Что он в домике своём!
Мама рядом с ним вздыхает
Брат с сестричкой - тут как тут
И друг Ждим его играет
С Джоном, бегая кругом-

Баба-яга
Славянская мифология
Баба-Яга Ягибиха
Виктор Корольков
Ягая Баба
Виктор Корольков Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется ╚костяная нога╩.
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: ╚Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит╩. Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.




на чем летает ведьма
Собирая свою колекцию имиджей, нашла вот такую симпатичную ведьмочку в полете. До нее у меня уже было много картинок, с ведьмами на метле, но вот только глядя на эту даму, я как-то невольно задумалась - а как это вообще, усидеть голышом на рукоятке метлы, лишенной каких-бы то ни было признаков сидения?

По-моему, если такая деревяшка рванет вертикально вверх, с ускорением, то ощущения будут, как у летчика при катапультировании! Причем по тому же самому месту! Вобщем, я решила разобраться, насколько образ всадницы на метле соответствует традиции и реальным законам природы, а насколько создан фантазией художников и писателей. Постаралась найти хоть одно из самых первых изображений ведьм в полете - почему все таки на метле, и почему обязательно верхом и раздетой, да и саму метлу можно ведь повернуть по разному.

Согласно мифологической и фольклорной традиции многих народов - метла основное средство прердвижения ведьм.Русская Баба Яга, летающая в ступе, не является исключением, так как правит она этой ступой все равно при помощи метлы. Если рассматривать процесс полета с точки зрения удобства - то я бы выбрала этот вариант.Сайт "Гарри Поттер и произведения Джоан Роулинг" указывает, что самое раннее изображение ведьм, летающих на метле, из рукописи Мартина ле Франка "Le Champion des dames" относится примерно к 1440 году."Защитник дам" это поэма, в которой Мартин ле Франк (1410-1461), французский поэт, церковник и дипломат, резюмирует известные аргументы за и против женщин, принимая сторону защитников женского пола, и в которой ведьмы впервые становятся героинями художественного произведения.

Еще одно из ранних изображений, как считается, ведьмы на метле, относится к 1450 году, только надпись на английском языке под картинкой гласит, что это "настенное изображение богини Фригги двенадцатого века в Соборе в Шлезвиге, Германия." Сама же картинка использовалась, очевидно в качестве иллюстрации в книге Найджела Пенника.Жаль, не указано, что это за книга, потому что интересно, кому это удалось сохранить в церкви языческую богиню.

Как символ метла представляет собой женское домашнее хозяйство, метлой выметают сор из избы (ведьма, летящая на метле как бы заметает свои следы - тогда понятно, почеиу метла на картинках всегда развернута рукоятью вперед, веником назад). Относительно самих полетов существуют две основные версии - либо ведьма действительно летает, либо грезит под воздействием мази из галюциногенных растений (например, аконит, в составе мазей для полетов сокращает сердечную мышцу и вызывает ощущение полета или падения с большой высоты). Об этом написано много и без толку, а меня интересовали изображения с практической точки зрения - как сбалансировать на тонкой деревяшке, не набивая синяков и не загоняя занозы под кожу в интимных местах. Создатели фильмов о Гарри Поттере, очевидно, честнее всех отнеслись к этому вопросу, потому что снабдили метлы героев хоть каким-то подобием стремян. Тогда, действительно, можно стоять на стременах,как это делают жокеи на скачках, и членовредительства можно избежать...теоретически. У Роулинг вообще подробнее всего описаны варианты метел - от гоночных до "безопасных" семейных, что подразумевает все таки определенную нестабильность в использовании метлы, как средства передвижения.Первокурсникам в Хогвартсе вообще запрещалось иметь метлы, опять же из соображений безопасности.
Нашлась так же статья, посвященная психотерапевтическим аспектам образа ведьмы на symboldrama.ru.Ну, там вообще...Цитирую, может кому и пригодится, хотя я думаю, что кто-кто, а уж ведьма точно не станет завидоать мужчинам из-за половых различий.Представляю, что бы сказала на это Матушка Ветровоск!!! Я так веселилась, когда это читала! С другой стороны, конечно, обнаженная девушка в воздухе, с торчащей между ног деревяшкой кого угодно доведет до психоанализа!
"Как свидетельствует опыт психотерапевтической работы с мотивом ╚ведьма╩, в образах пациенток часто появляется замок, куда ведьма нередко прилетает в ступе или на метле. На последующем после представления образа обсуждении женщины часто говорят о полете над лесом в ступе или на метле как о самом приятном переживании. Воображаемый полет на метле - это, безусловно, мощная ресурсная подпитка. С психоаналитической точки зрения, метла между ногами ведьмы - это фаллический символ, осуществление зависти к пенису.


Но метла не обязательно находится между ног ведьмы. В финских сказаниях Калевалы ведьма Лоухи вместо крыльев подвязывает к рукам свои метлы. В русском языке слова метла и метель происходят от одного глагола мести, а в народной песне поется: ╚Как по улице метелица метет╩ (Афанасьев А.Н., 1996, с. 190). Не от этого ли корня происходит также слово месть, неизменно присутствующая в переживаниях пациенток, как это будет показано далее? Народные сказки говорят, что Баба-Яга во время своего полета след помелом заметает (там же). Метла символизирует силу природной страсти - порывы ветра, вьюгу, метель, вихрь чувств. Имагинативный полет на метле на сеансе психотерапии может способствовать повышению самооценки, удовлетворению нарциссических потребностей, а также потребности в самоутверждении. М.А. Булгаков в романе ╚Мастер и Маргарита╩ описывает ощущения полета Маргариты и переживаемые ею при этом чувства: насладившись свободой парения над ночным городом, она устраивает погром в доме Драмлита, отомстив тем самым погубившему мастера критику Латунскому, а затем успокаивает расплакавшегося в другой квартире ребенка. ╚Невидима и свободна!╩ - вот главное переживание Маргариты (Булгаков М.А., 1988, с. 502).

Другой символ фаллоса - это хвост. Когда женщины на сеансе психотерапии представляют себя ведьмами, они часто в образе превращаются в животных, обладающих хвостом. Считается, что у ведьмы тоже есть хвост.4 С позиции психоанализа, это символ фаллической женщины, т. е. женщины, одновременно выполняющей и женские, и мужские функции, которую окружающие воспринимают как вселяющую страх мужеподобную и агрессивную силу. Частый спутник ведьмы - черный или желтый кот. Это тоже фаллический символ, а также воплощение дополняющего ведьму мужского колдовского начала. В повести-сказке Э.Т.А. Гофмана ╚Золотой горшок╩ дается такая характеристика сопровождающего ведьму существа: ╚-Черный кот вовсе не злобная тварь, а образованный молодой человек самого тонкого обращения и ее cousin germain (франц. - двоюродный брат)╩ (Гофман Э.Т.А., 1976, с. 114).

Иногда ведьма проникает в замок в образе мышки или какого-то другого существа. Оказавшись в замке, ведьма, как правило, хочет принять образ красивой молодой девушки. После этого она обычно встречает в замке его владельца - интересного, сексуального мужчину - и заставляет его влюбиться в себя. Затем происходит взаимодействие с хозяином замка. Нередко ведьма превращает его в какое-нибудь животное или существо. Иногда ей хочется его помучить. Например, одна пациентка, представив себя в образе ведьмой, превратила прекрасного хозяина замка в мышь, привязала к хвосту мыши ленту и стала опускать и поднимать мышь, стоя на балконе (рис. 2). Мышиный хвост символизирует при этом половой член мужчины, за который как на привязи его держит пациентка, а само действие ╚опускания╩ символизирует унижение мужчины, возможное торжество и месть за прежние обиды, нанесенные другими мужчинами в ее жизни.

Представление образа ведьмы всегда несет в себе сексуальный потенциал. В народных поверьях ведьма, превращая мужчину в какое-то животное или существо, часто садится на него затем верхом и катается, пока его не оставят силы, в чем явно прослеживается символика полового акта и сексуальных оргий.[5] В имагинативном сценарии проигрывается желанный реванш за прежние поражения и унижения. В то же время демонический потенциал ведьмы помогает высвободить вовне накопившуюся и сдерживаемую агрессию. Кроме того, представляя себя ведьмой, женщина чувствует свою силу, свои возможности, повышается ее самооценка. Это наглядно показывает тот факт, что практически все пациентки, когда психотерапевт просит их посмотреть в образе ведьмы на свою ладонь, описывают глубокую и длинную, доходящую иногда до самого локтя линию жизни и глубокую, рельефную линию ума. Когда ведьма меняет свой облик, превращаясь, например, из старухи в молодую женщину или девушку, то линии на ладони неизменно остаются те же.

Особенно эффективно использование мотива ╚ведьма╩ в работе с женщинами, тяжело переживающими свое старение или свою полноту. Представление себя ведьмой помогает им обрести уверенность в себе и получить ресурсную подпитку.
Ведьма из сказок и народных поверий обретает новую жизнь в психотерапии, оказывая эффективную помощь современному человеку.

Литература
1. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа.
2. Брэдбери Р. Апрельское колдовство.
3. Булгаков М.А. Белая гвардия; Мастер и Маргарита
4. Гоголь Н.В. Собрание художественных произведений в пяти томах.
5. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории.

Художники и писатели за долгие века, конечно, проявили свою фантазию кто как мог - Таня Гроттер использовала для полета контрабас, но это уже ни в какие ворота....Уж лучше просто котел или ступа.
А в детских книжках тем более - абсолютно свободная трактовка полета : ведьма из Шотландии, якобы, летает на волынке, ведьма из России - на санях (смехота!), итальянская - в тарелке с макаронами ( вся задница в кетчупе, очень приятно), ну и так далее в том же духе. А английская ведьма, по этой версии, летит на "круглом и горячем(!) чайнике". Да они просто издеваются, эти сказочники!
"Самый худший из людей
это сказочник-злодей
и что-то там - тра-ля, ля,ля
жалко, что не вкусный" - пели Бабки-Ежки в мультике "Летучий корабль", оказывается, не зря. А описанная книжка называется "Все про фей и колдовство", перевод с французского, и хотя название у нее "фейское" - все иллюстрации показывают самых настоящих ведьм, только ярких и разнообразных, как для детей.Ведь феям метла для полета не нужна.
Тринадцатилетняяведьма Кики, из мультфильма "Ведьмина служба доставки" летает на метле, но способность к полету в этой истории зависит от внутреннего душевного состояния ведьмы. Если ведьма чем-то сильно удручена, или не дай бог, завидует чему-то (хи-хи, господа психоаналитики) - она может потерять способность летать, что равносильно катастрофе. Когда нужно было спасти друга, Кики удалось вернуть себя в соответствующее состояние духа - и она взлетела на швабре, попавшейся под руку.

В книге Громовицы Бердник "Знаки Карпатсько© маг╗©", исследующей феномен мольфарства, говорится, что "засобом пересування для в╗дьми може бути будь-яке домашн╨ знаряддя :коцюруба(кочерга), м╗тла, т╗пало для конопель (трепалка для пакли)"... Но нигде не сказано, как именно можно усидеть на этих предметах, не имеющих седла.

Некоторые иллюстраторы еще и переворачивают метлу задом наперед, тоже по непонятной причине.Когда-то читала, что метла - это символ мирового древа, и в таком случае, она действительно должна находиться "ветвями кверху". Есть даже примета - что бы деньги в доме водились нужно веник оставлять рукоятью вниз, а прутьями вверх.

Учитывая все вышесказанное, думаю, что правильнее всего , с точки зрения удобства, на мой взгляд - было бы садиться на метлу боком, как в дамское седло для верховой езды. Так можно избежать травм и не быть заподозренной в какой-то патологической зависти.
Но если у вас есть свои соображения на сей счет, или может быть ОПЫТ полета на метле (не во сне!) - поделитесь, буду рада услышать что-то новое.

Росла билиночка,
В чем душа,
Расцвела, картиночка,
Хороша!
Налилась как вишенка, маков цвет,
В васильковом омуте утонул весь свет.
В губках зори алые, сладкий мед.
По лугам не кошеным лебедем плывет.
Поманило сердце журавлями в даль,
Песня соловьиная кроткая печаль.
Золотые ветры золотая прядь,
Ой, ты, радость светлая молодая стать.


Все люди, как люди ... лишь я королева ...
 

Перейти на