Deutsch
Количество просмотров сообщения: 152074 Перейти к просмотру всей ветки
04.06.09 18:06
Re: Баба Яга , Кикимора
 
tschaley БлондНЕТка♐♥
tschaley
в ответ tschaley 26.05.09 23:05, Последний раз изменено 07.07.09 22:11 (tschaley)
НЕ ЛИЛИТ, А КИКИМОРА!


По древнему иудейскому преданию, не вошедшему в канонический текст Ветхого Завета, Бог, сотворив Адама, создал ему из глины и жену, назвав её Лилит. Однако отношения первых людей начались с конфликта. Лилит утверждала, что они во всём равны, так как оба сделаны из глины. Адам возражал: ╚Я главнее, потому что создан первым!╩ - ╚А я главнее, потому что я так хочу!╩.
Странно, но при сотворении первых людей Господь почему-то наделил их разными способностями. Лилит, в отличие от Адама, могла менять облик и летать по воздуху. Не сумев подчинить Адама, Лилит улетела в пустыню. Господь создал из ребра адама нашу Праматерь Еву, а за беглянкой была послана погоня. Над Красным морем её настигли три ангела. Лилит отказалась вернуться, заявив, что поклялась вечно мстить потомкам Адама. Ангелы взяли с неё клятву, что она не войдёт ни в один дом, в котором увидит их самих или их имена, а также все свои девять имён - именно столько имён было у этой демоницы.
Лилит плелась по дорогам изгнания и забредала в самые глухие отдалённые уголки Земли. В ночные часы она пробиралась в дома и душила новорождённых детей в колыбелях, высасывала их кровь и мозг из костей. Потом она проскальзывала в спальни молодых мужчин, соблазняла их, и от совокупления с нею появлялись на свет её мерзкие дочери - лилиты. Вплоть до средних веков еврейские мужчины носили амулеты, отпугивающие этих искусительниц. Так же демоница насылала порчу и болезни на беременных и бесплодие на молодых женщин.
В древнееврейских источниках Лилит представлена во всей полноте своей омерзительной демонической натуры. Согласно Талмуду, Лилит - волосатая, крылатая демоница, способная изменить свой облик и превращаться в женщину обольстительной красоты.

Однако со временем образ ╚первой Евы╩ начал трансформироваться. В средневековой еврейской литературе Лилит предстаёт прекрасной, соблазнительной женщиной, связь с которой желанна для любого мужчины.
╚О, белокожая, рыжая Лилит, покрой моё тело своими золотоподобными кудрями╩, - восклицает с пылкостью, вряд ли подобающей семидесятилетнему старцу и учителю Закона, ради Лев бен Кордоса, весьма почитаемый венскими евреями кабаллист XVI века. Подобный же образ Лилит укрепляется и в нееврейской литературе эпохи Возрождения, когда предание о ней стало широко известно христианам благодаря возросшему интересу к кабаллистическим текстам. Благополучно пережив Ренессанс, Лилит уже не покидает литературных страниц и с почётом въезжает в беллетристику наивно-материалистического XIX и романтично-рационального XX веков. И как будто не бывало демоницы Лилит, враждебной материнству убийцы и похитительницы младенцев! Можно ли представить русскую поэзию Серебряного века, поэзию дерзкую, ломающую старые нормы и традиции, без воспевания этой жуткой и злобной соблазнительницы? В стихах Николая Гумилёва Лилит предстаёт как полная противоположность Евы:
У Лилит - недоступных созвездий венец,
В её странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют.
Гумилёв, не скупясь на эпитеты для неведомой ╚первой Евы╩, тем не менее признаёт великую правоту земной женщины - человеческого существа, жены, матери и хозяйки. Иначе смотрит на Лилит и Еву Марина Цветаева, которая в своём отношении к подругам Адама категорична: Литит - да, Ева - нет! В письме к Пастернаку она признаётся: ╚Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне - Тоска Адама по Лилит╩.
Цветаевой, скорее всего, импонировали идеи феминизма, связанные с образом Лилит. Ведь в талмудических текстах говорится о нежелании демоницы признать первенство мужчины и его верховенство в интимных отношениях. Уход Лилит из райского сада может трактоваться, как поражение матриархата и, соответственно, феминизма. Матриархат как несбывшееся, его вечный подсознательный зов - вот что тревожит душу поэтессы.
В советской художественной литературе Лилит появляется в годы расцвета научной фантастики. В одноимённой повести Лидии Обуховой Лилит - первая жена Одама, женщина ╚с запросами╩, то есть потребностями, выходящими за пределы простых желаний её первобытного племени. Она видит приземляющийся космический корабль, знакомится с инопланетянином, спасает его от удушья и совершает с ним заатмосферный полёт над Землёй. Расставшись с небесными гостями, отбывшими восвояси, Лилит уже не хочет возвращаться к Одаму. Да и сам он стал побаиваться жены после её связи с летающими ╚демонами╩. Лилит, стремящаяся к чему-то необычному, встречает негра Смарагда и уходит с ним в его племя, а Одам берёт в жёны юную Геву, у которой нет никаких странных желаний и чувств, кроме естественной неприязни к удалившейся предшественнице.
А вот образчик советской поэзии о Лилит, принадлежащий перу Вадима Шефнера:
На рыбалке Адам сидит,
Сквозь огонь в темноту глядит.
Кто там плачет в костре ночном,
Косы рыжие разметав?
Кто грустит в тростнике речном,
Шелестит в осенних кустах?
-Никого там, по правде, нет, -
Только тени и лунный свет.
-Никогда не придёт Лилит,
А забыть себя не велит.
Возникает вопрос: неужели все литераторы, инженеры человеческих душ, так сочувственно относятся к мифической фигуре Лилит, что считают необходимым хоть как-то обелить и облагородить её, забыв о кровожадной сущности древней обольстительницы?
Да нет, не все. Владимир Набоков в двадцатых годах, публикуя стихи под псевдонимом Сирин, по-своему подошёл к этой теме. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении ╚Лилит╩ молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что он в раю), где на продуваемой горячим ветром улице среди фавнов он вдруг увидел, как ╚От солнца заслонясь, сверкая подмышкой рыжею, в дверях вдруг встала девочка нагая с речною лилией в кудрях-╩. Это видение оживляет для героя памятный миг ╚весны земного бытия╩, ╚-когда из-за ольхи прибрежной я близко-близко видеть мог, как дочка мельника меньшая шла из воды, вся золотая-╩. Ассоциативная память тут же подкидывает вопрос: случайна ли эта цепочка ╚Лилит - девочка с лилией - Лолита╩? Так вот ещё когда прокручивался в подсознании сюжет знаменитого романа, прославившего Набокова! Видно, при создании ╚Лолиты╩ не обошлось без демоницы Лилит- Да, демоницы, потому что после контакта с ней герой инфернального приключения понял, наконец, что он - в аду- Интересно и представление о Лилит, которого придерживался Даниил Андреев, автор ╚Розы Мира╩. В этой загадочной книге он предсказывает пришествие в наш мир антихриста, который приобретёт власть над умами и душами людей, вытеснит образ Христа и сам займёт его место. А рядом с ним будет Лилит в образе красавицы, воплощения Вечной Женственности. ╚Вокруг себя и воплощённой Лилит антихрист создаст кощунственный культ мирового совокупления, и гнусные действия между ними, окружённые сказочными эффектами и одурманивающим великолепием, будут разыгрываться перед лицом всех и вся-╩. Но как была создана Лилит волей Бога, так она и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом: ╚Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно как и куда. В действительности её физический облик бесследно распадётся на составные компоненты. Этого никто не будет знать, и поиски её будут продолжаться долго. Появятся даже самозванки, но, конечно, ни одна из них не сможет выдержать до конца такой нечеловеческой роли. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей╩.
Поистине же отвратительный и наиболее близкий к древнеиудейским представлениям образ Лилит создал американский писатель первой половины XX века Говард Лавкрафт в рассказе ╚Кошмар в Ред-Хуке╩: ╚-И один лишь раз тишину нарушил дребезжащий звон колокольчиков, приветствовавший голую фосфоресцирующую сущность по имени Лилит, приплывшую к берегу и с безумным хихиканьем забравшуюся на трон из золота. Сложив свои волосатые крылья, она сидела там на корточках и озиралась по сторонам- в крови непорочных младенцев омывала свои поражённые проказой ноги рыжая похотливая Лилит. Инкубы и суккубы воем возносили хвалу Гекате, безголовые ублюдки урчали в честь своей Великой Матери, старый смуглый колдун, тряся космами под чёрным котелком, поднимая к тёмному своду губы, запятнанные кровью невинных детей, восклицал: ╚О, Лилит! О, прекраснейшая Лилит!╩. Козлы скакали под звуки тонкой гнусавой флейты, ведьмы гонялись за жирными фавнами, прыгая по камням, похожим на раздутых жаб╩.

* * *
Историки и фольклористы считают, что образ похотливого демона женского пола пришёл в иудаизм из верований древних шумеров. Под именем ╚ламии╩ подобные демоны присутствовали и в религии древних греков. В индоарийской, в том числе и в славянской мифологии, также присутствуют нечистые сущности, враждебные материнству и детству, пугающие, похищающие и пожирающие детей. Восточнославянское название этой нечисти - кикимора. Очень похоже называются эти злые духи и на санскрите, священном языке древней Индии - шушумара.
После принятия Русью христианства в условиях русского двоеверия, когда языческие, архаичные представления уживались с православием, кикиморы потеряли свою инфернальность и сексуальность, превратившись в оного из беспокойных духов крестьянской избы, путающих бабье рукоделье и насылающих страшные сны детям. Считалось, что кикиморы рождаются от сожительства женщин с Огненным Змеем, демоническим существом, соблазняющим женщин, сильно тоскующих по умершим или отсутствующим мужьям.
Так народная мудрость лишила всякой привлекательности зловещий персонаж древней мифологии. И что бы ни писали декаденствующие поэты, по мнению русского крестьянина, ╚с виду кикимора тонёшенька, малёшенька, голова с напёрсток╩.
А глас народа - глас Божий-
Все люди, как люди ... лишь я королева ...
 

Перейти на