русский
13.07.09 22:45
Re: Народные приметы для времён года..
 
люба.к патриот
люба.к
in Antwort люба.к 13.07.09 22:23
АВГУСТ
Жнивень.
Август и у рыб сытная пора.
Август припасает утренники (заморозки).
Август придет - свои порядки заведет.
Если в первую неделю августа стоит постоянная погода, то зима будет долгой и снежной.
Летом на деревьях появляются желтые листья - осень будет ранняя.
Листья желтые на деревьях рано появились - быть ранней весне.
Гроза в августе - к долгой осени.
Много желудей на дубу - к теплой зиме.
Воробьи летают кучами - к сухой и ясной осени.
Паутина расстилается по растениям - к теплу и ясной осени.
Муравьи в августе увеличивают муравейники - жди ранней и холодной зимы.
Много рябины в лесу - дождливая осень.
Хлебород - перед строгой зимой.
Мало звезд видно - к пасмурной погоде.
Красноватая луна - на большой ветер.
Ветер полосами, порывами - к тихой погоде.
Северные ветры в августе приносят сухую погоду.
Отсырело посохшее сено на лугу - быть дождю.
В устойчивую погоду колючки листочков венчика чертополоха принимают горизонтальное положение, а в пасмурную - вертикальное.
Сова кричит - на холод.
Паук располагает свою паутину колесом - будет вёдро.
Зашумит река и закричит лягушка - будет дождь.
Отцветает роза - падают холодные росы.
Круг вокруг луны в августе - рыбы и меду будет много.
Если листья на деревьях желтеют снизу - озимый сев будет хорош.
В августе дуб желудями богат - к урожаю.
Паутины летящей много - к неурожаю.

1 августа - Макринин день. Макриды. "Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) зиму". Смотри осень по Макридам: "Макрида мокра и осень мокра, Макрида суха и осень тоже". "Вёдро на Макриду - осень сухая". "Коли на Макриду дождь - вся осень дождливая и не будет орехов - все повымокнут".
2 августа - Илья Пророк. Ильин день. С Ильина дня идёт поворот на осень, хотя лето со своей жарой ещё простоит долго. Заканчивается сенокос: "Илья пророк - косьбе срок" - начинается жатва. "Зажин" обычно обставлялся своими обрядами. Жницы брали с собой в поле хлеб и соль. Нажавши первый сноп, садились на него и угощались, пели обрядовые песни. Было принято также первый сноп украшать цветами и лентами. Затем его проносили по деревне и ставили в избе в почётный - "красный" угол со словами: "Это Илье на бороду" или "Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеба города". "Первый сноп - первый осенний праздник". С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощаться им. "Новая новина на Ильин день". В торжественной обстановке проходила выпечка "зажиночного хлеба" - хлеба из муки нового урожая. Вынутые из печи румяные и душистые караваи хозяйка окропляла колодезной водой и накрывала чистым полотенцем, "чтобы они дошли". На середину праздничного стола клали новый каравай. Резали его не спеша и одаривали всех присутствующих за столом. Первому подавали ломоть самому старшему по возрасту мужчине - "батюшке-пахарю". Тот благословлял новый хлеб - "новину". "То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб". "Илья Порок в поле копны считает". "У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт". "Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на Успение". "На Илью до обеда лето, после обеда осень". "С Ильина дня ночь длинна и вода холодна". "До Ильина дня мужик купается, а с Ильи с водой прощается". "До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит". "До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня - против". "Илья словом дождь держит и низводит". "Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет". "До Ильина дня в сене пут мёду, после Ильина - пуд навозу". "На Ильин день олень копыто обмочит - вода холодна". "На Ильин день в поле не работают". "На Ильин день и камень прозябнет (утренники)". "Придёт Илья, принесёт гнилья". "На Ильин день где-нибудь от грозы загорается". "Илья Пророк разъезжает по небу на огненной колеснице". "На Ильин день зверь и гад бродят по воле". "С Ильи Пророка, после покоса, волчьи норы открываются". Первый выезд на волков. "Если затравят зверя - весь год будет счастливая охота". На Ильин день перегоняют пчёл, подчищают ульи, подрезают первые соты. "Богат как ильинский сот". "После Ильи комары перестают кусаться". "Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина дня запасается". "До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет". "До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома". Но вместе с тем Ильинский дождь считается целебным, им умываются от дурного сглаза и от разных болезней. К Ильину дню заборонивай пар. "К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони". "За Ильину ночь конь наедается, а мужик высыпается".
4 августа - Мария Магдалина. Марьи - добрый день. "Коли на Марью сильные росы - льны будут серы и косы". "На Марью вынимают цветочные луковицы". Было у этого дня ещё одно название - Марья Ягодница: в лесах идёт сбор чёрной и красной смородины, черники.
6 августа - Борис и Глеб Летние. "Борис и Глеб - поспел хлеб". К этому времени хлеба полностью поспели, начиналась страда. "На Бориса и Глеба пали копны: гроза жжёт копны (у тех, кто работал в этот день)".
7 августа - Анна Зимоуказательница, Анна Холодная. По этому дню предсказывают время наступления и характер будущей зимы. "Анна приносит холодные утренники". "Припасает на день Анны зима холодные утренники". "Если на Анну холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная; если идёт дождь, то зима снежная". "Светлая и тёплая погода предвещает холодную зиму, а если идёт дождь - зима снежная и тёплая". "Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря".
9 августа - Пантелеймон Целитель. Николай Кочанов. "На Пантелея Целителя и Николу Кочанского капуста в кочаны завивается".
11 августа - Калинник. В этот день в северных губерниях опасаются утреннего заморозка, предпочитая ему туман, почему крестьяне и говорят: "Пронеси, господи, Калинники мороком, а не морозом". Мороки - мрачное туманное время - неблагоприятное для пчёл; пасечники примечают: "В мороки пчеле хода нет". Тёплый Калинник обещал сохранность ячменей и овсов: "На Калинника туман - припасай закром для овса с ячменем".
12 августа - Сила. "Святой Сила прибавит мужику силы". "На Силу святителя и бессильный богатырём живёт (от сытной пищи, с нового хлеба)". "Дожить бы бабе до Силина дня да с яровым управиться, так засилья прибавится". "Кто посеет рожь на Силу - родится сильно".
13 августа - Евдоким. Евдокимово заговенье. Заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: "Успенский пост не голодный". Об эту пору всего много: и хлеба нового, и овощей разных, и плодов, и ягод.
14 августа - первый Спас. Первый Спас - медовый, начинается выломка сотов. "Спасовка-лакомка". "На первый Спас и нищий медку попробует". "Первый Спас - проводы лета". "От первого Спаса накопит и мужик запаса". "Первый Спас - первый сев (озимых)". "Отцветают розы, падают холодные росы". "Ласточки отлетают в три Спаса (14, 19 и 29 августа)". "Первый Спас Медовый, второй Яблочный, третий Спожинки". "На первый Спас защипывай горох, готовь гумна и овины". "Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (то есть кто вовремя или раньше других уберётся в поле)". "У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье".
15 августа - Степан Сеновал. К этому времени в лугах отрастала отава - "второе сено". Начинали косьбу: "И отавка сену прибавка". "Отава - осеннее сено, летнее прибережёт". "Каков Степан Сеновал, таков и сентябрь". Дни 15 - 19 августа считаются показателями погоды на сентябрь - январь.
16 августа - Исаакий и Антон Вихровей. "Каков Антон Вихровей, таков и октябрь". "Каков Исаакий, таков и Никола Зимний (19 декабря)". "На Исаакия допрашивают вихри о зиме". "На Исаакия южный ветер с вихрями - зима будет снежная".
17 августа - Евдокия (Авдотья). День семи отроков. Авдотья Малиновка - поспевает малина лесная. Евдокия Огуречница - поспевают огурцы. Авдотья Сеногнойка - дожди губят сено. "Семь отроков семь дождей несут".
19 августа - Преображение. Второй Спас. Большой крестьянский праздник. "Со Спаса Преображения погода преображается". "Второй Спас - встреча осени, первые осенины". "Второй Спас - бери рукавицы про запас". "Пришёл второй Спас - всему час, плоды зреют". До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. На второй спас освящают в церкви плоды. Со второго Спаса едят яблоки (Яблочный спас). "Второй Спас яблочком разговляется". "У Спаса не без припаса". "Спас любит нас". "О Спасовке сытно мужику, а к Евдокеи (14 марта) обгложется". "Со второго Спаса засевай озимь". "После второго Спаса дождь - хлебогной". "Каков день на второго Спаса, таков и Покров (14 октября)". "Сухой день на второго Спаса предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, ясный - суровую зиму". "Каков второй Спас - таков и январь". "К Спасу зайцы пережируют, а до того тощи, да и детны".
21 августа - Мирон Ветрогон. В этот день бывают сильные ветры. "Мироны - ветрогоны, пыль по дороге гонят, по красном лете стонут". "Каков Мирон Ветрогон, таков и январь".
23 августа - Лаврентий. "На Лаврентия смотри в полдень на воду - коли тиха, не волнуется, лодки спокойно стоят - осень будет тихая и зима без вьюг и злых метелей". "Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго - всю осень".
27 августа - Михей. Известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. "Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается". "Михей с бурей - к ненастному сентябрю". "На Михея дуют ветры тиховеи - к вёдренной осени". "Коли журавли полетят, то в середине октября мороз, а нет - то зима позже придёт".
28 августа - Успенье. Успенщина - важный осенний праздник, который крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. Конец успенского поста. "Успенский пост спожинками разрешается". "Успение кончает доинки". "Успение провожай, осень встречай". Окончание жатвы обставлялось особой обрядностью. Повсеместно было в обычае оставлять на полосе горсть нежатых колосьев, которые завязывали узлом - "заламывали бороду", пригибали к земле со словами: "Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая". Рядом в землю закапывали печёный хлеб и соль. Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: "Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на молотило, на колотило, на кривое веретено". С помощью этого заклинания они как бы пытались возвратить утраченную на жатве силу. Ведь впереди предстояло ещё много работы - молотить хлеб, обрабатывать лён на волокно, прясть, ткать, шить. К Успению оканчивали вспашку зяби: "До Успения пахать - лишнюю копну нажать". "Сей озимь за три дня до Успения и три дня после Успения". "С Успения солнце засыпается". Встречая "молодое бабье лето" - с 28 августа по 11 сентября или по Семёнов день (14 сентября), - предсказывают погоду на старое бабье лето (с 14 сентября по 21 сентября). "Если молодое бабье лето вёдренное - жди ненастья на старое". К Успеньеву дню поспевают все овощи и начинается заготовка разных запасов впрок: "На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби".
29 августа - третий Спас, Хлебный. Спожинки. "Третий спас хлеба припас". "Хорош третий Спас - зимой будет квас". На третий спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. "Кто когда хочет, а журавль к третьему Спасу отлетает". "Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет мороз, а нет - зима позже".


 

Sprung zu