Вход на сайт
Количество просмотров сообщения: 423
Перейти к просмотру всей ветки
Klark_u701 прохожий
Актуальный архив
М Е Ж Д У Д О К С О Й И С О Ф И Е Й
( ГЕРМАН ЛОПАТИН НА СТАВРОПОЛЬЕ)
Признаюсь сразу: мне нравится эстетический о б л и к профессиональной награды журналистов Ставрополья. Художественное исполнение же портрета Лопатина в ней √ лучшее, что я встречал на обложке и в текстах специальной и популярной литературы.
Дело, однако, в том, что ╚художество╩ и ╚эстетика╩ символа вообще, а данного символа в частности, подчинено, прежде всего и главным образом тому, что именуется с м ы с л о м!
Объясняемся, на сей счет.
┘ Что такое о б щ е с т в о ? Это ни что иное, как круго-оборот ╚идей╩, ╚вещей╩ и ╚людей╩. Проще говоря, каков оборот, таково и само общество!
Ежели оборот этот идет ╚вокруг╩ вещей и только вещей, то мы и имеем имущество как смысл и образ жизни, где человек добровольно превращается в ╚экономического агента╩, да и само слово ╚богатство╩ здесь полностью извращается заодно. Летом 1908 года Г.Лопатин приехал в Англию и был /после долгого √ долгого перерыва/ неприятно удивлен: ╚Третируют теперь пассажиров 3-го класса, как каких-нибудь преступников, требуя от них предъявления 5 фунтов /50 руб./, чтобы они не увеличивали число местных нищих, и подвергают медицинскому осмотру. Пассажиров 1 и 2 кл. эти меры не касаются благодаря ц а р с т в е н н ы м п р а в а м б о г а т с т в а в в е к к а п и т а л и з м а╩.
Если оборот жизни идет вокруг и по поводу идей, то общество есть Идео-кратия. Лучше или хуже √ это уже второй вопрос. Худшие из идеократов те, кто сводит идеи к ╚словам╩, слова к ╚знакам╩, а знаки вообще к б у м а г а м. От них рождаются со-общества фанатиков, бюрократов, бумагомарак ┘
Конечно, журналист √ не бумагомарака! Журналист вообще стоит на том, что оборот идей есть с е м и о з и с. Но семиозис /работа со знаками и словами/ далеко не обязательно и не всегда есть оборот идей! √ добавит хороший журналист.
Прообраз своей собственной ставропольской награды √ Герман Лопатин √ остро отражал, сей фундаментальный жизненный факт.
Такие люди как Тургенев, Горький, Короленко, Даниельсон советовали ему написать свои воспоминания. А Глеб Успенский решил сделать это сам и даже название придумал √ ╚Удалой добрый молодец╩.
- Он видел все и вся. Это целая поэма, √ восхищался Глеб Иванович. √ Орел и ангел! - добавлял он.
Но, ведь, не написал! И даже классик русской журналистики /точнее бы сказать √ литературы!/ Гиляровский и то написал о нем лишь маленький √ премаленький очерк. В чем тут дело?
Дело в том, что вслед за Успенским, Фридрих Энгельс назвал Лопатина ╚героем без фраз╩.
А вот самоотчет Германа Александровича: ╚Плохо доверяю себе вследствие некоторых странностей моей натуры по литературной части.
Существуют графоманы, у меня, очевидно, противоположная крайность - г р а ф о ф о б и я╩.
Графофобия √ это ╚п р е с с о ф о б и я╩, в другой раз обобщил и уточнил он.
Летом 1908 года был опубликован Лопатинский перевод писем Маркса и Энгельса к Даниельсону. Написал к Короленко: ╚┘ посылаю Вам перевод, не ради его интереса для широкой публики, а просто как ╚вещественный знак невещественных отношений╩, т.е. моего искреннего уважения и сердечной привязанности к Вам╩.
Выражение такого рода Лопатин взял из I тома ╚Капитала╩ Маркса, который и перевел. Там оно звучит как ╚чувственно √ сверхчувственное╩, ╚полное метафизических тонкостей и теологических ухищрений╩. Только такого рода мета-физические жизненные связи и соответствуют, по нему, отношению личности к личности, человека к человеку. И никак не меньше!
Когда же общество организует себя как оборот вещей и идей по поводу и вокруг л ю д е й , то умирает и ╚прессофобия╩. А люди превращаются в героев Истины и Знания: учителей, философов и мудрецов┘
Отнюдь не в таком модусе своей жизни изображен Герман Лопатин на журналистской награде профессионалов и мастеров пера солнечного Ставрополья. И в этом-то весь смысл затеянного здесь разговора и вся его суть!
┘ В 1866 году Лопатин окончил естественное отделение физико √ математического факультета Петербургского университета. Защитил диссертацию на тему ╚О самопроизвольном зарождении╩. А это √ ничто иное, как самая точная и самая чёткая формула мировой академической традиции и мысли, последних 25 веков! Ежели Универсум есть начало и сущность всего, то, что же есть начало самого Универсума?! - проще говоря. Если сущность мира выражает себя через саму себя, то точно так же должна поступать и сама человеческая личность! Вот почему доверять свое самовыражение не Логосу, а Слову, да еще и слову ┘ в м е с т о Логоса; да еще и слову в чужих руках ┘ Да еще и рукам , что держит перо┘ за деньги ┘ Ну, уж нет!!!
Журналистика без Логоса есть голый семиозис, то есть частная собственность на само Слово. Это когда слово не ради мысли /с мыслью!/, а вместо нее. ╚Если бы мысль и слово непосредственно совпадали, то самые большие болтуны были бы самыми великими мыслителями!╩ √ ехидно, но справедливо говорил по этому поводу Людвиг Фейербах. Таковы же характерные признаки и не- с о ф и о л о г и ч е с к о й журналистики. Древние греки, которые все как один жили так же, как жил один Лопатин, именовали бы такую журналистику д о к с а - к р а т и ч е с к о й. Той, что добивается господства слова над смыслом, мнения над мыслью, проще говоря. Ведь мнение √ это случайная мысль и есть!
Случай же не должен господствовать над Универсумом, Жизнью, Личностью, Смыслом и Человеком. Так говорит всемирная Академия, к которой Г.Лопатин причислил себя раз и навсегда.
Вывод?
Значок отличника журналистики ставрополья демонстрирует нам Лопатина не со стороны его необходимой закономерности, а с весьма и весьма с л у ч а й н о й для него стороны. И по законам Смысла, он толкает журналиста не на борьбу с Доксой в союзе с Софией /т.е. мудростью/, а на борьбу против Мудрости, да в союзе с Доксой.
Между тем, журналист, застрявший между тем и другими, не только обрекает самого Г.Лопатина на незаслуженный позор. Но и самую Жизнь человеческую он обрекает на вечную ╚беременность╩ Истиной, не давая ей по-настоящему ╚разродиться╩. Тут то и возникает нервическое нетерпение т.н. ╚журнализма╩ суть которого : сделать немедленно к е с а р е в о с е ч е н и е и истине и самой жизни.
Журналист судорожно тянет к столу родильному того, кто всю свою жизнь ╚кесарит╩ и другого не умеет. То есть, б ю р о к р а т а ! А вот зато терпеливая и умудренная акушерка по имени Академия /повивальная бабка Истины/ гонится им же взашей из дверей вон!
К сожалению, другого, увы, ему по определению не дано! Его участь √ участвовать в постоянном и не прекращающемся р а з г р о м е жизни, а не в благоустройстве ее.
Ребёнок ломает игрушку, а бюрократ √ человеческую судьбу. Союз журналиста и бюрократа √ вот какой смысл заложен в символ профессиональной награды южно-русского журнализма┘
Скажу откровенно: ничего и никому советовать я не буду и не хочу. Моя журналистская задача проще и скромнее √ р а с с к а з а т ь. И не более того.
┘27 января 2001 г. я был приглашен на Пленум Крайкома ставропольских коммунистов. Обсудив итоги выборов своего Губернатора, они, естественно, задались вопросом : какие задачи следует решать в первую очередь, дабы по-настоящему о б у с т р о и т ь жизнь? Понятно, начинать надо с самой же партии. Но с какой именно её стороны?
Среди прочих разных идей, в моём диалоге с участниками Пленума, родилась и еще одна, весьма √ весьма перспективная. А именно: учредить медаль им. Германа Лопатина за успехи в академическо √ партийном строительстве. Ведь это - глубоко верно! Судите сами.
Первое. Г.Лопатин √ общепризнанная краеведческая ценность Ставрополья и всякий патриот родного края согласится с этим.
Второе. Сделав перевод на русский язык ╚Капитала╩, он сумел соединить Россию с марксизмом, а марксизм с - Истиной. Это ведь мало кому удавалось и раньше, а особенно теперь.
Третье. По Лопатину, ╚любить╩ народ без науки такое же пустое дело, как и заниматься наукой без всякого героизма и самопожертвования. 19 лет в Шлиссельбургской крепости, 4 года в Петропавловской, а всего 30 лет тюрьмы и ссылки √ его решительное доказательство на сей счет.
Четвертое. Быть личностью важнее, чем стать чиновником при высоком начальстве и даже при царе. За Германом настойчиво ╚ухаживали╩ ставропольский губернатор Властов и генерал √ губернатор Восточной Сибири Синельников. Но им обоим тот вежливо объяснил, что ╚Царь в голове╩ важнее милостей начальства. Именно это в его личности и отметил К.Маркс в 1870 году: ╚Лопатин посетил меня в субботу, я пригласил его на воскресенье /он провел у нас с 10 часов утра до 12 часов вечера ┘/ У него очень живой критический ум, веселый характер, с т о и ч е с к и й, как у русского крестьянина, который довольствуется тем, что имеет╩.
Маркс знал, что говорил: его учитель философии Г.-В.-Ф. Гегель в своей знаменитой ╚Феноменологии духа╩, как известно, доказал: в софиогенезе человеческой личности стоицизм √ это та развилка жизненных дорог, откуда можно прийти либо к т.н. ╚несчастному сознанию╩, либо - к мудрости. Путь, который через 11 лет в письмах к Вере Засулич К. Маркс для всей исторической России и прозрел ┘
ххх ххх ххх
И, наконец, последнее. В Ставрополе Г.Лопатин одновременно был служащим в канцелярии Губернатора и взял обязанности библиотекаря /как в свое время это сделал и Иммануил Кант!/ Он явно знал слова Канта: ╚вещь╩ √ это то, что обладает ценностью, а достоинство Человека √ это то, что не имеет цены.
Между тем, как быть чиновником √ это и значит быть социальной вещью. Хоть и в аппарате Государства┘
Владеть этим теоретическим ╚нюансом╩ лично √ значит п о м н и т ь, тем самым , всегда и везде, что т.н. ВЛАСТЬ - ВТОРИЧНА, а АКАДЕМИЯ ПЕРВИЧНА!
Лучше, когда они вместе. И совсем уж плохо, ежели наоборот ┘
PS. Эскиз такой медали (и даже её тираж) были изготовлен в апреле-мае того же года в Городском обществе ╚ЗНАНИЕ╩ города Ессентуки.
Февраль √2001 г.
Валерий МОЛЧАНОВ, научный консультант журнал ╚┘ИЗМ╩
(Опубликовано: ╚ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ╩, Калмыцкий Реском КПРФ, ноябрь, 2001 г. Тираж 1000.)