Deutsch
Количество просмотров сообщения: 155 Перейти к просмотру всей ветки
29.08.11 18:12
Космические старты - идиот на заправке ("Der Spiegel", Германия)
 
maj-major прохожий
maj-major
Халатность и отсутствие молодых специалистов являются причинами серии аварий российских космических аппаратов. Не поставит ли неудачный запуск ракеты «Союз» под вопрос работу Международной космической станции?

В расположенных в Сибири Алтайских горах живут скромные и крепкие люди. В конце лета многие из них заняты сбором ягод и кедровых орехов. Они уже привыкли к тому, что отработанные ступени ракет после запуска падают на землю в этой малонаселенной местности. Когда в середине прошлой недели над тайгой образовался большой огненный шар, жители
села Каракокша ни о чем плохом не подумали. «Я была дома, когда почувствовала, как задрожала земля», - рассказала Елена - 26-летняя жительница Каракокши с темной косой. Затем она услышала какой-то грохот и после этого легла спать.

На самом деле Елена стала свидетелем катастрофы. Из-за возникших неполадок произошел взрыв российской ракеты «Союз» и беспилотного транспортного корабля «Прогресс». Его можно было слышать на расстоянии 100 километров, озабоченно констатировала правительственная «Российская газета».

Этот сбой поколебал доверие в отношении устарелой, но пока демонстрировавшей надежность российской техники, от которой в настоящее время зависит судьба пилотируемых космических полетов.

Хуже время для подобной аварии было бы трудно выбрать. Только в июле агентство НАСА поставила на прикол обветшавший флот своих космических челноков. С этого времени Россия остается единственным государством, обладающим возможностями регулярно направлять людей в космос. Без принятого в эксплуатацию в 1973 году «Союза», который до последнего времени считалась самым надежным ракетоносителем всех времен, долгосрочное функционирование Международной космической станции (МКС) невозможно.

Весьма озабочены и менеджеры в западных космических агентствах. «Конечно, это для нас головная боль», - говорит директор программы пилотируемых полетов Европейского космического агентства (ЕКА) Томас Рейтер (Thomas Reiter).

Российское космическое агентство Роскосмос подтвердило «безусловное» выполнение всех обязательств в отношении МКС. Однако специалисты, работающие к этой отрасли, говорят о том, что запланированный на 22 сентября запуск состоящего их трех человек экипажа «Союза» будет перенесен. Москва в интересах безопасности хочет сначала провести тестовый старт в беспилотном варианте. Только после этого комиссия должна решить вопрос о том, когда будут возобновлены пилотируемые полеты.

Возникшие проблемы с 40-летними ракетами «Союз» также бросают тень на амбициозные планы России по освоению космического пространства. Кремль уже давно мечтает о пилотируемом полета к Марсу и разрабатывает для этого новую ядерную силовую установку. Российские эксперты хотят с 2035 года начать строительство постоянной базы на Луне для того, чтобы впоследствии получить возможность использовать запасы сырья этого спутника земли.

Однако целая серия произошедших за последние несколько месяцев аварий поколебали уверенность этой космической нации. Авария ракетоносителя «Союз» оказалась уже четверным по счету провалом в осуществлении престижных запусков. В Роскосмосе обнаружились проблемы, связанные с качеством управления, а также контроля используемых комплектующих.

Недавно ракета «Протон-М» упала в воды океана из-за того, что, по словам представителей Роскосмоса, «какой-то идиот залил слишком много топлива в баки». Затем произошел отказ в работе ракеты «Рокот» из-за сбоя в программном обеспечении системы управления украинского поставщика «Хартрон». За несколько дней до аварии «Союза» Москва вынуждена была даже обратиться за помощью к Америке для поиска телекоммуникационного спутника «Экспресс АМ4», который после старта не вышел на заданную орбиту.

Российская космическая промышленность расплачивается теперь за то, что в 90-е годы не были проведены необходимые реформы. Целое поколение молодых специалистов уехало в то время за границу или поменяло профессию. Сегодня они были бы в лучшем возрасте для конструкторов. К тому же оборудование на тех предприятиях, где производятся ракеты, безнадежно устарело.

На территории предприятия «Энергомаш», расположенного недалеко от Москвы, соседствуют свидетельства триумфов и упадка. Иностранных посетителей этого предприятия тщательно проверяет внутренняя спецслужба ФСБ, и, как правило, эта процедура длится несколько месяцев. Более 5000 сотрудников вручную производят здесь пользующийся большой популярностью в мире российский экспортный продукт – ракетные двигатели РД-180. Из высота составляет три с половиной метра, а весят они больше пяти тонн.

РД-180 - модернизированный вариант ракетного двигателя, разработанного в 70-е годы. Он считается столь надежным, что даже американцы покупают его для своих ракет «Атлас». С 2001 года «Энергомаш» повысил цену на свою продукцию с 4-х до 12-и миллионов долларов. «Энергомаш» очень важен для России, которая хочет экспортировать не только нефть и природный газ. На стенах сборочных цехов этого предприятия можно увидеть яркие фрески с изображением героев социалистического прошлого, в том числе и первого в мире космонавта Юрия Гагарина.

Настоящее представляется в более мрачном свете – средний возраст мужчин и женщин в синих комбинезонах, собирающих эти двигатели, составляет 55 лет. Инженер на «Энергомаше» получает примерно 1000 евро. В Москве, представляющей собой крупный мировой центр, за эту нищенскую зарплату готовы работать «только пенсионеры», с иронией говорит эксперт в области ракетостроения Виктор Мясников.

Российская космонавтика стареет. Средний возраст менеджеров в этой области превышает 50 лет, а среди научных работников он составляет даже 63 года. К этом следует добавить еще халатность. Когда в декабре прошлого года неверно заправленная ракета «Протон-М» утопила в Тихом океане у берегов Гавайских островов три навигационных спутника стоимостью 50 миллионов евро, выяснилось, что Роскосмос застраховал их на меньшую сумму. В докладе по результатам проведенного расследования было указано, что дефектная ступень ракеты не была достаточным образом протестирована.

Российский президент Дмитрий Медведев, восхваляющей свою огромную империю как « страну номер один по количеству космических стартов», сделал после этого соответствующее выводы.

Сначала он уволил главного конструктора ракетно-космического предприятия «Энергия». А затем своей должности лишился и глава Роскосмоса.

«Бряцание оружием ничего не даст, - считает Константин Крейденко из специализированного издания «Вестник ГЛОНАСС». – Если мы уволим нынешних специалистов в области ракетостроения, то новых мы уже не найдем»

http://wissen.spiegel.de/wissen/epaper/SP/2011/35/128.html
 

Перейти на