


Загадка исчезновения библиотеки (либерии) Грозного, первого царя Московии Ивана IV (1530-1584), будоражит умы многих людей в нашей стране и за рубежом. По различным сведениям среди книг его библиотеки были редкие даже для того периода экземпляры рукописей, о которых на Западе знали только понаслышке: греческие пергамины, латинские хронографы, древнеегипетские манускрипты, ярлыки и дефтери от монгольских ханов, книги Востока и других народов. В подземных хранилищах и тайниках находятся летописания древних славянских, скифских и других народов нашей страны до XV в., а также богатейшие собрания книг, вывезенных из Новгорода, Твери, Владимира, Суздаля, Пскова. Член голландского посольства в Москве Николас Витсен свидетельствует, что в государевой библиотеке находились книги из знаменитой Александрийской библиотеки и собрания древних географических карт, в том числе и империи Чингисхана.
Книги этой библиотеки в хранилищах видели приближённые Грозного, которые оставили письменные свидетельства.

Такова
информация о Библиотеке Ивана Грозного на сегодняшний день. Никаких достоверных
данных, подтверждающих её существование, нет. Однако разговоры вокруг да около
ведутся уже четыреста лет, а как известно, дыма без огня
не бывает. С чего же и когда всё это началось?
В 395 году Великая Римская империя прекратила своё существование
как единое государство. Она была разделена на Западную Римскую империю
и на Восточную Римскую империю. В 476 году восточные земли
стали называть Византийской империей, так как «вечный город» Рим пал
под ударами варваров.
Пальма первенства, по праву, перешла к городу Константинополю. Именно он стал столицей Византийской империи. Просуществовала эта держава ещё целую тысячу лет. Были у неё и взлёты и падения, но великий город на берегах Босфора стоял незыблемо. Он являлся крупнейшим торговым и культурным центром огромного региона. Его влияние испытали на себе и Киевская Русь, и мусульманский мир, и европейские страны.
Как утверждают некоторые источники, именно в Константинополе нашли пристанище остатки когда-то самой крупной библиотеки Древнего Мира – Александрийской. Но великий город никогда не довольствовался остатками, он брал от жизни всегда всё самое лучшее.
За много веков, в хранилищах церковных храмов, в закромах византийских владык накопилось большое количество манускриптов разных эпох и народов. Все эти рукописи представляли из себя огромную как историческую так и научную ценность. Естественно, за всем этим богатством следили и ухаживали, поддерживали в читабельном виде и неустанно пополняли новыми книжными шедеврами. К середине XV столетия царствующая династия Палеологов стала обладательницей очень ценной библиотеки.
Последний византийский император Константин XI Драгаш (1405-1453)
не тянулся к знаниям. Книгам он предпочитал воинское искусство, но
это вовсе не означает, что при нём на бесценные манускрипты
никто не обращал внимание. За библиотекой также следили и ухаживали
как и раньше.
В 1453 году турки осадили Константинополь. После двухмесячной осады город пал. Произошло это трагическое событие 29 мая. Защитники великого города были либо убиты, либо взяты в плен, либо бежали. Константин XI разделил участь павших в бою, защищая до последнего вздоха вверенную ему предками территорию.
Напрашивается логический вывод: турки захватили библиотеку и большую часть книг уничтожили. Мусульмане не могли допустить, чтобы христианские церковные издания остались на той земле, которую они после победы считали своей собственностью. Существует, однако, вполне обоснованное предположение, что бесценные манускрипты вывезли из города и спасли от варварского уничтожения.
Ни для кого не секрет, что в обороне Константинополя принимали участие генуэзцы, венецианцы, а также множество наёмников из различных европейских стран. Генуя и Венеция представляли из себя в то время могущественные города-государства. Правда звезда Генуи уже закатывалась, а Венеции пока ещё сияла. Она начнёт тухнуть сразу после падения великого города, когда турок уже ничто не будет сдерживать.
Именно семь генуэзских судов, пять венецианских и пять судов, принадлежавших Константинополю, прорвали турецкую блокада и ушли в открытое море. Завоеватели не стали преследовать эти корабли, дабы не накалять отношения с сильными и богатыми городами-государствами.
На палубах этих плавучих средств находились не только потрёпанные в боях воины. Среди блестевших на солнце доспехов можно было увидеть и чёрные рясы священнослужителей, и бархатные накидки знатных людей. Мелькали и женские платья. Вельможи, купцы, служители господа спасали себя и своё имущество. Это им вполне удалось, так как очень скоро корабли оказались у безопасных итальянских берегов.
Совсем не исключено, что на одном из судов лежали где-нибудь в трюме и бесценные манускрипты, принадлежавшие византийским императорам. Образованные люди не могли оставить их туркам. Они спасли духовное богатство может быть даже в ущерб материальному.
Древние свитки и книги оказались в Риме под присмотром служителей Католической церкви. Таким образом, Библиотека Ивана Грозного (именно так она обозначается в наше время) нашла себе временное пристанище.
Библиотека Ивана Грозного и Софья Палеолог
Дальнейшую судьбу Библиотеки Ивана Грозного связывают с именем Софьи Палеолог (1455-1503). Это представительница византийской императорской династии Палеологов, племянница Константина XI. То есть женщина имела самую что ни на есть благородную «голубую кровь». В то время такое ценилось не меньше чем несметные богатства, а для некоторых правителей подобное происхождение значило даже больше чем золото.

Софья Палеолог
После падения Византийской империи настала очередь и её главной провинции Мореи (полуостров Пелопоннес). Именно ей правил отец Софьи Фома Палеолог. Семья вынуждена была перебраться в Италию. Она нашла пристанище при дворе Папы Римского.
В десять лет девочка осталась без родителей. Сначала умерла мать, а через три месяца ушёл в мир иной и отец. Два брата и сама Софья отдались полностью на волю Католической церкви. Их воспитанием занялся кардинал Виссарий Никейский (1403-1472).
В 1464 году конклав назначил нового Папу. Стал им Павел II (1417-1471). Был он человеком умным, дальновидным и расчётливым. Духовный наставник католицизма понимал, что в лице Софьи приобрёл вполне осязаемое богатство и очень приличный политический капитал. Любая венценосная особа посчитала бы за счастье обвенчаться с девушкой, в жилах которой текла кровь византийских императоров.
Поэтому Папа Павел II не торопился с выбором жениха, хотя желающих на это место было предостаточно. Он прикидывал и взвешивал, стремясь как можно более выгодно для себя и церкви пристроить юное создание.
В 1467 году умирает Мария Тверская (1442-1467) – жена великого Московского князя Ивана III (1440-1505). Умирает в совсем молодом возрасте: ей только-только исполняется 25 лет. Владыка могучих восточных земель остаётся вдовцом.
Именно на него и падает выбор Папы Павла II, стремящегося сгладить разногласия между Католической и Православной церквями, найти путь к согласию и сотрудничеству, а также усилить своё влияние на востоке. Софья как раз и должна была стать связующим звеном в этом трудном и щепетильном деле.
В 1469 году Папа Римский предлагает великому Московскому князю Ивану III сочетаться в браке с 14-летней Софьей Палеолог. В Москву отправляется портрет девушки. Образ юного создание производит впечатление на вдовца.
Но главное совсем не в этом. В жилах девушки течёт кровь Палеологов – царствующей династии, которая почти двести лет правила Византийской империей. Это гораздо важнее юности и приданного. Кстати, приданного у Софьи совсем нет. Живёт она на полном содержании у Католической церкви, и если та что и в силах за девушкой дать, так это коллекцию древних книг и свитков. Принадлежит последняя по праву Софье, так как собиралась многими поколениями византийских цезарей.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается да нескоро дело делается. Венчание состоялось лишь в ноябре 1472 года в стольном граде Москве. Причиной всему стали большие расстояния, дворцовые этикеты, различные условности. На всё это ушло три года. За такой срок и невеста стала более взрослой и опытной. Зрелость её достигла таких границ, что когда она приехала в Москву, то сразу отреклась от католичества и приняла православие, тем самым не оправдав надежд нового Папы Римского Сикста IV (1414-1484).
Бесценное духовное богатство в виде манускриптов прибыло в Москву вместе с Софьей Палеолог. Предание гласит, что убоявшись пожаров, великая княгиня повелела схоронить книги и свитки в подвале церкви Рождества Богородицы. Считалась та испокон веков домовой церковью великих княгинь в Московском кремле, поэтому величайшая коллекция всегда находилась под рукой у новой жены Ивана III.
Дальнейшая судьба Библиотеки Ивана Грозного
Софья Палеолог умерла в 1503 году. Через два года за ней следует и великий князь Иван III. Вся власть переходит к Василию III (1479-1533) – сыну Софьи и отцу Ивана Грозного.
Предания сообщают нам, что именно при великом Московском князе Василии III все манускрипты были переведены на русский язык. Сделал это Максим Грек (1470-1556) – известный публицист и переводчик того времени.
Сколь достоверна данная информация – неизвестно. Не является секретом только то, что Максим Грек очень долго находился в Москве и занимался переводами различных текстов под личным присмотром великого князя.
Что за тексты, какую они информацию содержали – точных данных об этом нет. Известно лишь, что переводы осуществлялись с греческого языка. Причём источников было очень много. Максим Грек успешно справился с работой, чем вызвал большое удовлетворение Василия III.
В дальнейшем, информация о библиотеке Ивана Грозного всплыла только в самом конце XVI века. Написал о ней рижский бургомистр Франц Ниенштедт.
В своих записях он ссылается на немецкого пастора Иоганна Веттермана. Якобы этот почтенный муж сыскал уважение русского самодержца Ивана Грозного своей праведной жизнью и набожностью. Тот пригласил пастора в Кремль в 1570 году. Здесь он решил похвастаться перед ним древнейшими манускриптами, хранящимися в подземелье.
В сопровождении трёх дьяков пастор проследовал в хранилище. Ему показали огромное количество древних книг на латинском, греческом и еврейском языках. Иоганн Веттерман помнил и имена сопровождавших его служителей: Андрей Щелкалов, Никита Висковатый и Никита Фуника. Двоих из них казнили в 1571 году, третьего же Никиту Фунику также лишили жизни на несколько лет позже.
Видимо библиотека Ивана Грозного находилась под присмотром именно этих людей. После их смерти всякие следы этого ценного хранилища затерялись.
Есть предположение, что Иван Грозный приказал перевести все книги в Александровскую слободу. Она являлась его крепостью во времена опричнины (1565-1572). Где-то на её территории был построен тайник, куда и сложили бесценные манускрипты. После смерти первого царя всея Руси библиотеку никто в глаза не видел. Нет никаких и свидетельских упоминаний об этом книгохранилище. Грозный владыка вполне мог отдать приказ уничтожить всех строителей и подрядчиков, имевших касательство к возведению этого убежища.
Остались только смутные слухи, предположения и записи Франца Ниенштедта. Именно последние во все времена и являлись главным доказательством того, что библиотека Ивана Грозного не фантазия, а вполне осязаемая реальность.
В 1724 году большой сенсацией стал рассказ московского пономаря Конона Осипова. Он поведал окружающим, что знакомый дьяк перед смертью поделился с ним знаниями о подземном хранилище под Кремлём. Якобы стоят в нём сундуки набитые книгами и свитками. Двери в то хранилище железные, висят на них замки с сургучными печатями. Есть там и узкие окна заделанные решётками. Выходят они в подземные коридоры и служат для вентиляция.
Информацией заинтересовался Правительствующий Сенат. Были посланы люди, организованы земляные работы. Копали долго и много, но найти ничего не смогли.
В существование тайного книгохранилища верил Наполеон Бонапарт. В 1812 году, когда его войска вошли в Москву, он отдал приказ найти манускрипты седой древности в подвалах Кремля. Однако поиски французов не увенчались успехом: библиотеку не обнаружили.
В 1834 году немецкий профессор права Вальтер Клоссиус (1796-1838) издал так называемый «список Дабелова». Христофор Дабелов (1768-1830) – профессор Дерптского университета нашёл в старых архивах в 1822 году загадочный список. В нём перечислялись очень редкие манускрипты. Возраст некоторых из них исчислялся двумя тысячами лет. Профессор предположил, что перечень составил Иоганн Веттерман сразу после отбытия из Москвы.
Вальтер Клоссиус выразил большие сомнения на счёт подлинности данного списка. Дабелов передал ему не подлинник, а копию, написанную собственноручно на немецком языке XIX века. Оригинал же непонятным образом пропал. Его загадочное исчезновение профессор Дерптского университета объяснить никак не смог.
Веское слово о библиотеке Ивана Грозного сказал историк Лихачёв Николай Петрович (1862-1936). Он заявил, что тайное книгохранилище несомненно должно где-то существовать. То есть, по сути, он признал, что воспоминания Иоганна Веттермана заслуживают внимания и лично у него не вызывают никакого сомнения. С ним согласились многие видные историки того времени.
Поистине фанатом библиотеки являлся российский археолог и историк Стеллецкий Игнатий Яковлевич (1878-1949). Он изучал планы Московского кремля разных эпох, знакомился с архивами. В первой половине 30-х годов под его руководством велись раскопки под обеими Арсенальными башнями Кремля. Он планировал начать работы под Никольской башней, но поступил приказ всю деятельность свернуть до лучших времён. Наступали страшные годы репрессий, и режиму было не до подземных книжных хранилищ.
Интерес к поиску библиотеки то затухает, то вспыхивает с новой силой, по мере накопления новых сведений. Стимулом к новым устремлениям к поискам явилось проявление интереса к своей древней истории, а также публикации по этой проблеме книг Р. Пересветова «Тайна выцветших строк», «По следам находок и утрат», статей писателя В. Осокина и других авторов.
Группой энтузиастов различных специальностей (инженеры, геологи, археологи, писатели, краеведы…) на общественных началах проводились обширные исследования по поиску следов загадочной библиотеки Грозного. Исследования велись с применением различной геологической техники, археологических, биолокационных и других экстрасенсорных методов поиска. Применялись интрагеоскоп и глубинное радиоволновое просвечивание аномальных объектов через скважины. Были проведены продолжительные ювелирной точности работы с применением неразрушающего метода исследования подземелий (без раскопов). Комплексные исследования позволили определить не только расположение подземных аномалий, но и качественно оценить их состояние, не производя трудоёмких земляных работ и финансовых затрат. Работы проводились в Москве, с. Коломенском, г. Александрове и многих древних городах страны. Наиболее детальные исследования нами проведены в г. Александрове Владимирской обл. при содействии местных энтузиастов. В этих исследованиях приняли участие талантливые учёные ряда городов СССР, в том числе учёные А. Малахов, Б. Науменко, Н. Сочеванов, А. Плужников и др.
Поиск следов легендарной библиотеки в г. Александрове был не случаен. Здесь с декабря 1564 г. по 1581 г находилась опричная столица Грозного, окружённая дремучими лесами и монастырями-крепостями. Сюда приплывали иностранные корабли с грузами из Англии, Дании и других стран. На Слободу приходилось 2/3 торгового грузооборота с зарубежными странами. Здесь были бумагоделательные производства, печатная слободка, где издавались религиозные и другие книги, пропагандистские материалы, в том числе на зарубежные страны. Здесь же находились иностранные посольства, принимались послы. В опричной столице, как и в Москве (между Волхонкой и Никитской ул., где возводился опричный замок) велось бурное наземное и подземное строительство по типовым проектам.
В Слободе Грозный со своим окружением срочно готовил новые реформы, переделывал летописи, историю страны, свою родословную, устанавливая связь с римскими цезарями. Книги, архивные материалы царю нужны были под рукой. В древней описи царского архива, состоявшего из 231 сундука, ящика, короба, записано, что Грозный лично отобрал и увёз в Александрову Слободу книги, летописи, включая и коробья Новгородские. Царь хранил книги рядом с постельными хоромами в трёх двойных сводчатых подвалах за двойными коваными дверями и крепкими запорами. Здесь в Слободе английский купец Дежром Горсей летом 1581 г. получил от Грозного Остроженскую Библию, извлечённую из хранилища, которая сейчас находится в Лондонском музее.
Опричник Г. Штаден писал в Германию, что в Александровой Слободе лежит много денег и добра, которые захватил царь по разным городам (Тверь, Казань, Торжок, Новгород, Псков) и 300 монастырям вокруг них. Следы Новгородских летописей и многих других княжеств затерялись в опричной столице. После разгрома Новгорода, в Слободе было построено две церкви с подземельями, куда были спрятаны привезённые ценности. Вывезенные из Новгорода уникальные створки ворот сегодня можно видеть в Троицком соборе кремля.
После убийства своего сына, Грозный в Слободе больше не появлялся.
В 1650 г. на месте Александровского кремля был основан Успенский женский монастырь. Вплоть до его закрытия в 1919 г. монахини ревностно присматривали за обширными подземельями. Местный житель города В.А. Александров в 1953 г. 12-летним пацаном трижды проникал в богатые подземные хранилища с книгами. Об этом он писал в 70-х годах в Исторический музей. Об этом он заявляет и в наши дни. В конце 50-х годов в Министерство культуры СССР на приём к министру приезжала из Александрова женщина по просьбе умершей последней игуменьи с сообщением о судьбе библиотеки. Но к министру попасть не удалось, а аппаратные работники отнеслись к этому беспечно. Появлявшиеся провалы в городе и Александровском кремле над подземными ходами без обследований замуровывались (до лучших времён).
Плановые археологические раскопки проводились в 1951 и в 1960-70-х годах без проникновения в подземелья. Последние археологические раскопки были проведены в 1981 г. с участием автора данной статьи, которые выявили мощные фундаменты грозненских дворцов, подземный ход и другие интересные находки. Раскопки подтвердили правильность биолокационных показаний, но из-за недостатка времени проникновения в подземелья не проводилось.
На основе приборно-биолокационных исследований была составлена схема предполагаемого расположения аномалий на подземелья, с указанием фундаментов грозненских строений. В период многодневного биолокационного «прощупывания» подземелий монастыря были периоды, когда, многократно проходя под подземными сооружениями, исследователь начинает рукой ощущать близкое к реальности прикосновение к стене каменного или кирпичного хранилища, дереву, металлу, кожаному переплёту книг, окладам. Это ощущение испытывают многие, владеющие биолокацией.
После того, как исследователям уже было известно о местонахождении некоторых хранилищ, неожиданно об одном из них услышали подтверждение в местных преданиях, где говорится, что библиотека Грозного находится в «сорока кирпичах от усыпальницы Марфы» (29 см длина древнего кирпича, плюс 1 см шов, умноженные на 40 дают 12 м). Именно здесь первоначально находился дворец Грозного и его трон. В этих местах в начале XX в. входы в подземелья видел известный историк К.Ф. Валишевский. Были они видны ещё долго и после революции. В храмах и других строениях монастыря имеются глубокие подвалы с лабиринтами, а в двухэтажном доме игуменьи обнаружен большой сводчатый подвал без входа и выхода, в котором жители хранили овощи, пробив в своде отверстие. В этом же доме находится другой подвал со ступеньками. По преданиям здесь настоятельница спускалась в подземелья, по которым она могла пройти и выйти во многие строения монастыря и в центр города.
О планировке кремля Александровой Слободы грозненского периода можно судить по гравюре датского посла Ульфельда, которого царь принимал здесь в 1578 г. До наших дней с того периода сохранились лишь храмы. В процессе исследований уточнено местоположение бывших дворцовых и других строений, как на территории кремля, так и на личном дворе Грозного.
О результатах исследований в г. Александрове было доложено в археологическом институте, в ЦК КПСС, на Межведомственной комиссии по проблемам биолокации при НТО РЭС им. А.С. Попова. В конце мая 1979 г. вышло постановление Совмина РСФСР, предусматривавшее проведение работ в Александровском кремле. Выделялись средства. Сделано многое, но до серьёзных работ проникновения в подземелья дело не дошло, из-за начавшейся «перестройки».
Читатели по-разному представляют себе объём и состав легендарной библиотеки, опираясь в основном на сведения князя Курбского, Максима Грека, пастора Веттермана и случайные источники. В последние годы появились новые сведения по данному вопросу.
Обычно исследователи представляют библиотеку в малом объёме: замурованной в Кремлёвской стене, в подземельях Теремного дворца и Чудова монастыря у Спасской башни. Местоположение хранилищ библиотеки связывают иногда также с Ваганьковским холмом (районом библиотеки им. В.И. Ленина) в Москве, с Троице-Сергиевым, Кирилло-Белозёрским и другими монастырями. На самом деле её подземные хранилища многочисленны, с огромным числом единиц хранения. Считается, что после спецслужб Малюты Скуратова в Москве хозяином государевой библиотеки стала Церковь, к которой собрания книг перешли постепенно. Согласно преданиям, там многое уникально, в том числе старинная утварь, репродукции, свитки, большое количество книг. Самой ценной книгой одного подземного хранилища является «Свод Законов», размером 50 х 50 см, тёмно-синяя, тиснёная золотом. Там же — несколько закрытых сундуков, а также массивный стеклянный сосуд и печать Грозного.
Предания сообщают, что в царских хранилищах и у церкви находились также уникальные творения мастеров: золотые механические львы, лежавшие по бокам у трона Грозного, которые периодически приподнимались, издавая рычание, поднимая лапу в сторону князей и бояр; трон Грозного из чистого золота и уникальных камней, среди которых был один величиной с грецкий орех и горел желтоватым цветом, как и глаза царя; золотой сервиз на 120 с лишним персон; серебряный сервиз на 1000 персон; сервиз на 13 персон из небьющегося китайского фарфора, секрет изготовления которого утерян (зубы из такого фарфора не знали бы износа). Подобный фарфоровый сервиз был в литовском Тракае, в столице Золотой орды, в Каракоруме, на Ставрополье. Известно, что одного золотого льва Пётр I продал в Европу: нужны были деньги на войны. Предания сообщают, что в различных хранилищах Московии и области находилось около 400 тысяч единиц хранения письменных источников (копий) из знаменитой Александрийской библиотеки, а других материалов было в несколько раз больше. Книги Софьи Палеолог, являвшейся реальной домашней библиотекой Грозного составляют малую толику в сравнение с общим объёмом имевшихся книг до её приезда в Москву.
Формирование государевой библиотеки происходило за сотни лет до Ивана Грозного. Активно библиотека стала пополняться с началом гонений на язычников. Книги конфисковывались у опальных князей, бояр, купцов, монастырей, у присоединённых и завоёванных народов Великой Перми, Великой Тюмени, Поволжья, Приуралья, Сибири и т.д. Грозный и последующие цари и Церковь, не церемонясь, брали древние книги на всей территории России. Книг и библиотек у народов нашей страны было много. В значительной части они писались и тиражировались бардами (акынами), жрецами, просветителями. Большинство из них по мастерству не уступали «Слову о полку Игореве». Книги также привозились из-за границы (от Китая до Англии) на шумные ярмарки, где покупались, обменивались и переводились.
В хранилищах шли многочисленные поступления книг от изъятия их у народов, обращённых в христианскую веру, в чём усердствовали епископы, ездившие с солдатами по России вплоть до 1917 г. При Грозном помимо книгохранилищ имелись также самостоятельные архивохранилища (Церкви, тайного сыска Малюты Скуратова и др.).
О просвещённости Древней Руси говорит и такой факт, как наличие у Андрея Боголюбского печатной типографии, основанной им в 1159 г. (на Старом дворе, в 25 км от г. Владимира). Об этом сообщил известный поэт XIX в. Гавриил Державин в своей записке в Министерство просвещения, приложив в качестве достоверности справку Синода от 1773 г. Печатающее оборудование была изготовлена в районе нижнего течения р. Амударьи. Известно, что задолго до Грозного на Руси и в Московии были своеобразные энциклопедии «Азбуковники толковых словарей», «Сказания (словари) о неудобопонимаемых речей» и другие. Реформаторский пыл Грозного и Церкви в 1551 г. ввёл запрет на продажу книг, не соответствовавших христианскому мировоззрению (первая на Руси цензура), что позволяло изымать или уничтожать книги и скрыть от народов многие исторические и культурные ценности их предков.
Однако имеются основания предполагать, что книгами и архивами закрытых подземных хранилищ периодически пользовались как Церковь, так и историки при написании «Истории Российской» Екатериной II, В. Татищевым и другими. В смутные времена туда попадали случайные люди.
Подземные хранилища имели многоступенчатую охрану: инженерные решения, присмотр со стороны служителей монастырей, спецслужб и т.п. После 1917 г. уход за подземными хранилищами ухудшился, что не могло не сказаться на проникновении сырости и порчи материалов хранения.
Запрятывание книг, исторических и культурных ценностей обычно связано с реформой письменности и приходится на период смены религиозных воззрений, социально-экономического и династического строя. Так произошло в Китае, в 221 г. до н.э., после создания империи. Император Хуанди сказал, что история империи Китая начинается с него. Вместе с уничтожением книг было казнено 460 учёных, философов, поэтов, писателей. Подобная волна, но в гораздо большем масштабе, прокатилась по всем континентам земли в связи с самоутверждением новых религиозных воззрений. Уничтожались древние храмы, книги и носители древних верований и знаний, памятники, историческая связь с прошлым. Волны реформ, разрушений, уничтожение и запрятывание книг, людей прокатились по Руси. Одна из волн пришлась на образование Московского царства при Грозном, когда было уничтожено много князей, бояр, священнослужителей и простого люда. Подобные волны были и позднее, что способствовало сокрытию всего наиболее ценного в подземелья. Легенды сообщают, что в тайные хранилища отправлены также говорящие куклы Якова Брюса и его книги по магии.
В наше время с Востока даются большие Знания практического порядка в области целительства, физического и духовного совершенствования, по древней истории народов, гуманным видам единоборств, агрономии и многое другое.
Хотелось бы надеяться, что во имя возрождения нашей страны, руководство Православной Церкви и Синод рассмотрят вопрос о постепенном рассекречивании материалов, легендарной «библиотеки Грозного» по целительству, природоведению, истории наших народов, шедевров искусства и литературного творчества (хотя бы в копиях).