![](http://tt.germany.ru/images/germany_ru_16x16_status_male.gif)
Как я уже писал, рынок российского кейтеринга крайне неоднороден.
Здесь есть игроки, предоставляющие высококлассные услуги, использующие новейшие технологии производства,
упаковки и доставки потребителю готовой продукции, так и потенциальные аутсайдеры,
выжимающие из устаревшего оборудования советских времен последние возможности и теряющие
свою долю рынка из-за нежелания инвестировать прибыль в средства производства
и обучение персонала.
Безусловным лидером по объемам инвестиций в новые
технологии является компания Конкорд –более 4 млрд. долларов инвестировано
в 2 комбината питания, считающимися самыми современными на сегодняшний момент
фабриками готового питания на территории России. Мне удалось дважды побывать
на подмосковном комбинате питания «Конкорд». Даже для подготовленного человека масштаб
проекта невероятен – новейшие технологии переработки и хранения, максимальная автоматизация,
контроль качества. При этом компания продолжает инвестировать свое развитие –
до 80% прибыли реинвестируется ежегодно в производство и оборудование, подготовку
персонала.
Заслуживает внимания инвестиционная программа компании Novikov Catering "Новиков
кейтеринг"(мне приходилось сталкиваться с ее подразделениями при поставке оборудования и
посуды) – работающая в сегменте «люкс» компания должна поддерживать свое
реноме, поэтому подготовка персонала, качество услуги стоит на первом месте.
Как известно из открытых источников, вложения в оборудование составили порядка
$ 400 000.
На рынке комплексного предоставления услуг хорошо смотрятся показатели
"КорпусГрупп". Компания не имеет собственных крупных комбинатов питания –
организация индустриального питания строится за счет сети собственных столовых. На
обновление оборудования за 5 лет потрачено более 28 миллионов рублей.
Довольно туманно должны выглядеть перспективы транснациональной компании Sodexo на
российском рынке – отравление более 11 тыс. детей непосредственно в
Берлине и в трех северных регионах Германии нанесло существенный удар
по репутации компании на мировом рынке. И хотя компания выплатила
компенсации пострадавшим, обвинив во всем китайскую клубнику (власти КНР вину
категорически отвергают), масштаб трагедии говорит о том, что даже в
Германии компания не способна контролировать качество КРУПНЫХ партий продуктов(понимаю, можно
просмотреть десяток гнилых или зараженных ягод, но несколько тонн? –
это чем лаборатория у них занимается?)
В России Sodexo обслуживает
ряд бизнес-центров, больницы и промышленные предприятия центральной России. Но и
здесь скандалы вокруг продукции компании постоянно мелькают в прессе –
стекло в тарелке сотрудницы завода "Форд", заплесневелые продукты в больнице
в Набережных Челнах… Не смотря на это, компания делает бодрые
заявления и планирует освоение сегмента социального питания, финансируемого из бюджета.
Вкус бюджета притягателен и сладок..
Примером потенциального аутсайдера и плохой
организации бизнеса может служить «ОМС-Кейтеринг» - компания специализируется на
организации питания в ВУЗах. Ставка была сделана на арендованные столовые
без их технологического переоснащения. Судя по последним событиям в С-Петербурге,
недовольство работой компании переросло в открытое противостояние студентов и поставщиков
услуг. "ОМС-Кейтеринг" вынужденно пошла на снижение цен на чай и
гарниры, продлила часы работы буфетов и признала, что не может
позволить себе нанимать квалифицированный персонал и поваров. А из этого
следует, что компания попадает в «гонку по кругу»- снижая цены,
теряем прибыль. Теряя прибыль, не можем инвестировать в оборудование и
хороший персонал. Нет нового оборудования и квалифицированных поваров – снижаем
качество услуг…Низкое качество услуг – потеря рынка.
Вот такой
маленький обзор кейтерингового сегмента рынка общественного питания.
Видится четкая тенденция
в сторону индустриализации готового питания – на российском рынке начинают
доминировать игроки, способные инвестировать в новые технологии, осуществлять подбор персонала,
выстаивать стратегию освоения рынка за счет спектра качественных услуг. В
условиях насыщения рынка потребитель получает возможность выбирать между различными поставщиками
кейтеринговых услуг. И голосует своим желудком и кошельком.