История русской бани Как Россия научила
Европу мыться
В.П. Рассохин. Бани на Неглинной Представить Россию без бань трудно.
Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти
в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня,
где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя
ароматным веничком.
История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец
Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы,
посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое
впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться -
в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя
прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются.
Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание. Любопытно почитать отзывы
иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален,
но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его
зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из
камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для
выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой
поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в
руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела,
приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда
поры на их теле открываются и текут с них реки
пота, а на их лицах - радость и улыбка», -
так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.
А.М. Васнецов. Общественные
бани на реке Неглинной в 17 веке В конце XVII
века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил
Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его
поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы,
скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них
так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом,
пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в
города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и
развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим.
Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных
людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и
растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока
вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько
раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты
имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с
головы до пят, и только после этого они готовы».
З.И. Летунов. Русские
бани Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками,
запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми
навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То,
что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение.
«Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не
мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна,
или ее не было вовсе» - это свидетельство путешественника Марко
Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю
свою жизнь мылась дважды - при рождении и перед свадьбой.
Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая
её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс,
посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают
невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав
затем за одним столом».
Ф.С. Журавлев. Девичник в бане В это же
время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились
по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому
у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются
так же как и в наших краях, но с первого
же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не
заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели
московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы
совершенно - так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика
и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам
спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими,
как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо
того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной
водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже
голыми бегают взад и вперед не стесняясь». Кстати, иностранцы дружно
отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и
женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой,
а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают
все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России
же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в
торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать,
но только в крупных городах. Немало удивляло иностранцев и то,
что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед
свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было
продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи
они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали
и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю
«было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба
шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими
приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили,
что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси»,
в баню-то вместе не ходят. К чести иностранцев, многие понимали,
что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо
Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк
ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело
нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не
токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые
так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую
баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь
великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и
из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо
всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или
три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в
бани российские для пользы общества».
Е. Корнеев. Русская баня. Гравюра Ему вторит камерюнкер
Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о
России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия,
отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как
бы вновь рожденным». Стоит отметить, что многие иностранцы в России
приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они
привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных
городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и
прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей
состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал
весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить
иностранцы.
Баня. 1913 Серебрякова
Зинаида Евгеньевна Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали
по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало
изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы,
немцы, - писал немецкий врач Макс Плотен - пользуясь этим
целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем,
что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному
соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец
Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».
В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать
великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру.
Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила
Россия. В качестве бонуса снимки бани братьев Егоровых в Санкт-Петербурге. Фото
1914
|
|