| В рождественский вечер 25 декабря 1874 года в семье Кавальери
появилась маленькая, очень хорошенькая девочка. Произошло это событие в городе
Витербо, расположенном в окрестностях Рима. Ребенка назвали Наталиной – на
итальянском языке Natale обозначает Рождество.
Малышка
подрастала и становилась всё более привлекательной. Помимо внешней красоты Бог
или судьба наградили её необыкновенной добротой и музыкальным талантом. Девочка
распевала с утра до ночи незамысловатые песенки, которые трогали до
глубины души случайных свидетелей её пения.
Одним из таких невольных зрителей стал новый сосед, учитель музыки.
Он предложил девочке всерьёз заняться пением, и Наталина с радостью
согласилась – она давно уже мечтала блистать на сцене. Несколько
уроков показали учителю, что девочка обладает несомненным талантом, и он
порекомендовал её в качестве певицы знакомому владельцу маленького ресторанчика. Выслушав Кавальери,
тот с восторгом предлагает ей ангажемент. Наталина с радостью соглашается
– теперь она сможет заняться любимым делом. Четырнадцатилетняя Наталина каждый вечер
входила в шумный зал ресторана, и поражённая публика тут же
замолкала. Певица ещё не успевала начать песенку, а зрители уже
были покорены девушкой необыкновенной красоты. А после исполнения песни грохот
рукоплесканий оглушал юную певицу… Триумфальное шествие Слава красавицы-певицы с быстротой молнии распространяется
по городу. Вскоре владельцы самых роскошных и престижных ресторанов борются
за то, чтобы Кавальери пела именно у них. Величина её
гонораров всё возрастает, и Наталина уже может позволить себе вести
жизнь избалованной звезды. Но она продолжает заниматься уроками вокала, посещает
учителей танцев. У девушки теперь появилась новая мечта – она
стремится стать звездой оперы.
Какое-то время
Кавальери выступает в Неаполе – пока ещё в качестве кафешантанной
певицы. Но вскоре старания её учителя пения Марианны Мази приносят
свои плоды – та сумела поставить голос Наталине Кавальери, и
девушка теперь вполне может выступать на профессиональной сцене. Дебютировала Лина
Кавальери на оперной сцене Мадрида, затем последовали другие европейские столицы. И
везде – шумный успех, толпы поклонников, рукоплещущий и бисирующий зал…
Мир охватывает безумие по Лине Кавальери – её имя у
всех на устах. Анастасия Цветаева так рассказывала в своих мемуарах о
Кавальери: «Музыка! Смычки, струны, феерический вид оркестра. Вдруг что-то делается
в конце залы, вспыхивает всеобщим волнением, бежит сдержанным – но
разве сдержишь? – шёпотом, и глаза всех устремляются к дверям.
Может быть, встают все? Драгоценное имя, доносимое, шелестит по губам
итальянцев и иноземцев. Имя, принадлежащее Красоте, ни с чем не
сравненной, потому что она – Первая в мире! La signora Lina
Cavalieri!.. Она вошла в зал, окружённая свитой, и я помню
точёный профиль величавой и прекрасной женщины, знаменитой актрисы. Что-то жемчужное.
Темноволосое. Темноглазое. И с протянутой руки ожившей статуи – текущая
пена кружев». Божественная красота Кавальери поражает до такой степени, что на
её фоне меркнут любые женщины. И она сама осознавала это:
«Я чувствовала себя красивее других женщин, более чем другие, неотразимой чаровницей,
неприступной сиреной. На балах именно я была королевой, я была
той, которую пожирали жадными взглядами»… В 1890-х годах Лина отправилась покорять
Россию. И Петербург и Москва рукоплескали примадонне, публика просто сходила
с ума. Знаменитости также отдавали должное певице. Леонид Собинов так отзывался
о Кавальери: «Теперь восходит звезда… всё в ней так трогательно чисто,
так бесконечно свежо. Это чудный цветок, это нежная, благоухающая весной
орхидея, и за ней нельзя не ухаживать, её нельзя не
холить. Вы, вероятно, уже сомневаетесь в моем беспристрастии, всем известно,
что Кавальери очень красива. Пусть так, но её красота в
её таланте только лишний штрих. Сколько ума во всех её
сценических движениях, сколько музыкальности и вместе с тем темперамента в
её фразах! Какая чудная у неё мимика. Прелестный, хотя и
не поражающий какой-то феноменальностью голос, поддающийся легко колоратуре, кристальное «пиано»,
удивительный в речитативах грудной регистр. Да здравствует и расцветает этот
чудный цветок!!!» Первая фотомодель На бешеной популярности Лины зарабатывались огромные деньги. Открытки
с изображением юной красавицы продавались миллионными тиражами. Образ высокой брюнетки
с огромными глазами и длинными ресницами стал символом эпохи –
его можно было увидеть везде. Илья Шнeйдep в книгe «3aпиcки cтapoгo
мocквичa» описал всеобщую истерию по Кавальери: «Ecли вы пoкупaли кopoбкy
кoнфeт в кондитерской Aбpикocoвa, тo, пoмимo oбязaтeльнoгo пpилoжeния к eё
coдepжимoмy в видe зacaxapeннoгo куcoчкa aнaнaca и плитoчки шoкoлaдa «миньoн»,
зaвёpнутoй в cepeбpянyю фoльгy, в кopoбoчкe лeжaлa eщё нeбoльшaя тoлcтeнькaя
плиткa шoкoлaдa в oбёpткe из зoлoтoй бyмaги c нaклeeннoй нa
нeё миниaтюpнoй фoтoгpaфиeй Шaляпинa или Лины Kaвaльepи. B любoй тaбaчнoй лaвчoнкe,
имeвшeй, кaк пpaвилo, и пиcчeбумaжныe тoвapы, мoжнo былo нaйти oткpытки
c изoбpaжeниeм «пepвoй кpacaвицы миpa» – итaльянки Лины Kaвaльepи, зacнятoй
в paзныx пoзax. Были oткpытки и c дpyгими кpacaвицaми: фpaнцужeнки
Kлeo дe Mepoд, иcпaнcкoй тaнцoвщицы Гвepepo, oднoфaмилицы Лины Kaвaльepи –
Mapии Kaвaльepи и шaнcoнeтки Oтepo.
Ho
никтo из ниx нe был тaк пoпуляpeн, кaк Линa Kaвaльepи.
Имя eё в Poccии былo тaк жe извecтнo, кaк швeйныe
машины Зингера, булочные Филиппова, как зубнoй эликсир «Oдoль» или мoлoчныe
мaгaзины Чичкинa…» Интересно, что Кавальери поставила жёсткое условия фотографам – она
будет сниматься только в строгих нарядах, чтобы не скомпрометировать себя
в глазах своего будущего жениха, который непременно появится в её
жизни! Разбитое сердце И вскоре такой жених действительно появился – российский дворянин,
наследник миллионов Александр Барятинский. Безумная любовь поразила обоих, и вскоре
состоялось тайное венчание – семья оказалась в шоке от подобного
мезальянса и всячески ограждала князя от певицы.
Лина же была без ума от своего мужа, собиралась
оставить сцену и посвятить себя только ему. Но вскоре этот
союз был разрушен. Николай II по просьбе семьи князя аннулировал
брак безродной итальянки и русского дворянина, а Лине настойчиво порекомендовали
покинуть Россию. Лина уехала в Италию и продолжила свою оперную деятельность.
Сердце её разрывалось от любви и страданий, но мир не
видел её слез – Кавальери была так же прекрасна и
талантлива. Более того, её страдания обогатили исполняемые арии новыми красками,
и зрительный зал просто рыдал, слушая голос божественной красавицы. Лина покоряла
все новые театры, пела вместе с самыми известными оперными знаменитостями
– Карузо, Собиновым, Шаляпиным. Спустя какое-то время она вновь начала
ездить с гастролями в Россию, где страдал от любви князь
Барятинский, к тому времени ставший уже мужем дочери Александра II… Скорее
всего, их по-прежнему связывала любовная связь, так как только после
смерти князя в 1910 году Лина Кавальери приняла предложение руки
и сердца от американского миллионера Роберта Чендлера, давно готового осыпать
певицу деньгами и драгоценностями. Вскоре Кавальери навсегда оставила сцену, написала мемуары
и книгу, моментально ставшую бестселлером, – «Наставления Лины Кавальери». В
ней она раскрывала секреты своей красоты и рассказывала о том,
как можно надолго сохранить молодость и привлекательность. Про биографию Лины после
её уходы со сцены известно очень мало – она прикрыла
все двери в свою жизнь. По слухам, после смерти Чендлера,
став очень богатой вдовой, она несколько раз выходила замуж и разводилась. Лина
Кавальери погибла во время Второй мировой войны. В августе 1944
года её вилла около Флоренции подверглась бомбардировке. Кавальери умерла, но её
фотографии остались. И даже в XXI веке образ самой красивой
женщины продолжает вдохновлять художников, поэтов, писателей. Эта женщина остается символом
своей эпохи, ушедшей от нас навсегда…
| |