Deutsch
Количество просмотров сообщения: 8 Перейти к просмотру всей ветки
22.07.14 23:18
Гавагай
 
teheyra прохожий
teheyra

Первым, кто попытался описать ГАВАГАЯ, был, как известно, Уиллард Куайн. Вот как рассказывает о своем знакомство с этим животным сам отважный исследователь: «В 1960 году, в Прилозебе, на берегу озера Ньи, я увидел пробегающее возле кустов небольшое существо, размерами и внешним видом напоминавшее кролика. Я указал на него моим проводникам, туземцам из племени Уиоу, и они в ответ, важно кивая головами, по очереди произнесли слово гавагай. Говорил на их языке я тогда еще очень плохо, и, где словами, где жестами, попросил их изловить мне гавагая пожирнее, чтобы я смог хорошенько его рассмотреть. К моему удивлению, они громко рассмеялись, и потом долго переговаривались между собой, снисходительно поглядывая на меня. После этого инцидента я так сильно упал в их глазах, что они стали относиться ко мне, как к ребенку или идиоту.
Несколько позже, уже в деревне, я заметил на стене одной из хижин связку шкурок с ушками, похожими на кроличьи. Я подошел поближе и указал на них своим спутникам, но в ответ опять услышал слово гавагай. Тут я подумал, что так может называться либо сама шкурка, либо заметные уши животного. Возможно, рассуждал я, эти уши как-то связаны для них с глупостью человека, который плохо говорит на их языке. Однако, все оказалось не так просто. Тем же вечером, у костра, где выпивали и играли в ножички мужчины, один из них вдруг вскочил с места, указал пальцем на себя и заявил: ГАВАГАЙ. Остальные заволновались и, показывая на него, стали повторять это же слово. Из их восклицаний вроде бы явствовало, что он – гавагай, и что надо ему как-то помочь. Ему дали выпить зеленой жидкости из маленькой тыквы, и он успокоился. Через некоторое время то же самое повторилось с другим мужчиной, потом с третьим. Возможно, сказал я себе, гавагай – это когда человек думает об этом животном, так что туземцы кричат гавагай, когда гавагай вдруг появляется в их мыслях. Но почему же раньше они указывали на само животное и на его шкурки?
Я снова стал расспрашивать уиоу, но скоро осознал, что не очень хорошо понимаю, что они говорят, потому что не знаю значения несколько важных слов, которые они все время повторяли. Я не отступал и пытался выяснить, что значат непонятные слова, но рано или поздно наталкивался на новые неизвестные слова и в какой-то момент снова приходил к слову гавагай. Против этого замкнутого круга ничего не помогало. Я делал рисунки и тыкал пальцем в разные их места; я пытался объясняться только при помощи знаков; я записывал восклицания туземцев в алфавитном порядке – все было тщетно. Рано или поздно в конце любых ответов и разъяснений мы наталкивались на проклятое слово! У туземцев имелся даже характерный, похожий на фигу жест, который означал гавагая, и они им часто и выразительно пользовались. Отчаявшись, я попытался изготовить из шкурок, травы и глины разборный макет, но и это не помогло – на какую бы часть макета я ни указывал, уиоу неизменно отвечали мне одним и тем же словом, а когда я слишком уж настаивал, они в явном раздражении от моей непонятливости называли гавагаем и меня. В ответ я кричал им «сами вы гавагаи», но они не очень обижались, потому что среди них такие перебранки были обычным делом».
Сегодня безыскусный рассказ Куайна вызывает у нас улыбку. Но будем снисходительны: ученый не мог знать, с какой ужасной проблемой он на самом деле столкнулся, в какую историю вляпался. В наши дни, в начале двадцать первого века, каждому школьнику известно, что уиоу называют гавагаем все, что предположил Куайн и еще очень-очень многое, например: стремительный бег гавагая, его быстрые лапы, его следы, его мясо, гавагая утром, гавагая вечером, память о гавагае, семью гавагаев, все разновидности гавагаев, любое изображение гавагая или его неотделимой части, слово гавагай, чувство, которое вызывает гавагай у человека, самого человека, который испытывает это чувство (даже если гавагая нет поблизости), любое быстрое движение, заставляющее вспомнить о гавагае (в том числе, и движение мысли), глупца, стремительно приходящего к неправильным выводам, быстроногого бегуна, любой набор одинаковых вещей и так далее, и тому подобное… На языке уиоу гавагай и отсутствие гавагая обозначаются одним словом – легко догадаться каким. В Мкене, столице Прилозебе, существует 'Музей Гавагая'. Это огромный комплекс зданий, построенный на деньги ЮНЕСКО и полностью забитый экспонатами, каждый из которых называется гавагаем. Весь музей целиком также является одним из своих экспонатов.
Куайн не преувеличивал, когда говорил, что вопрос о гавагае требует напряжения всех сил. Любой серьезный разговор об этом животном предполагает способность настойчиво указывать пальцем и кричать (сегодня этому обучают во всех солидных университетах на курсах по гавагаю и философии). Нужно также уметь уверенно и долго говорить, хорошенько не понимая, о чем именно. Очень полезно помногу раз повторять сказанное, брызгать слюной, не слушать вопросов и трясти собеседника за лацканы. Совершенно необходимо уметь обидно обзываться.
В отношении гавагая часто случаются такие диалоги:
- Смотри, гавагай!
- Где?
- Вот.
- Где вот?
- Да вот же!!!
- Да где же?!!
- Вон там.
- Там?
- Нет, там.
- А здесь?
- И здесь.
- И здесь, и там?
- И вон там.
- Что вон там?
- Гавагай, осел!
- Кто осел?
- Ты осел, и гавагай.
- А ты?
- И я, конечно?
- Кто, осел?
- Нет, гавагай.
- И немножко осел.
- Сам осел. Гавагай.
- Сам гавагай.
Но все эти трудности - только половина дела, причем не самая важная. Основная проблема с гавагаем отнюдь не в том, что далекое странное племя странно говорит о похожем на кролика существе, а в том, что гавагай является всем тем, что обозначает его имя. Там, в Прилозебе, на берегах озера Ньи, живет существо, которое одновременно может быть стремительным бегом, лапами этого бега, мыслями о нем и человеком, который их думает.
Понятно, почему так громко смеялись туземцы, которых Куайн попросил поймать гавагая, и почему они после этого считали его слабоумным. В тот момент не только всё их окружающее, но и сами они, включая Куайна, были гавагаем.
Понятно также, что все трудности с гавагаем никак не связаны с языком. На уиоу, английском и китайском слово гавагай должно употребляться совершенно одинаково, поскольку таково само это существо.
В дополнению к вышеупомянутому – главному – свойству, гавагай обладает еще несколькими качествами, которые делают его неуловимым ни для обычных охотничьих приемов, ни для самой изощренной мысли.
Во-первых, гавагай размножается делением, причем может сделать это в любой момент, непредсказуемо и мгновенно. Вот, к примеру, лев или стрекулист гонится за ним, и вдруг вместо одного гавагая видит двух или четырех (тут надо помнить, что все четыре на самом деле – один). Это приводит преследователя в замешательство, поскольку он не знает, за кем гнаться, что дает жертве время скрыться.
Во-вторых, сама мысль о гавагае меняет его природу, а также природу думающего о нем человека. Происходит это следующим образом: как только человек видит гавагая и начинает думать о нем, так сразу гавагай появляется у него в голове. Причем это не просто образ гавагая, как в случае с другими животными, а сам гавагай, собственной персоной. Пробравшись человеку в голову, он начинает там хозяйничать. Он может легко заставить человека видеть себя в другой форме - как страшного носорога или муху цеце. Кому в этом случае захочется за ним гнаться? Иногда гавагай поселяется у человека в голове на постоянное жительство, и его оттуда никак не выкурить. Там он скачет в кустах, там роет ямки, там и размножается, так что через некоторое время голова у человека оказывается забита гавагаями (точнее, гавагаем). Когда это происходит, человек только об этом и говорит, и ни о чем другом слышать не хочет. Время от времени он вытаскивает гавагая из шляпы или из карманов, иногда из ушей или из носа. Для человека такое состояние мучительно. Наблюдаются случаи, когда несчастные даже плачут-рыдают гавагаями.
Сам гавагай, следует заметить, тоже думает о человеке, и поэтому человек – точнее, гавагай, поскольку человек, о котором думает гавагай, становится гавагаем – точно также проникает гавагаю в голову – и при этом в голове этого человека уже сидит гавагай, в голове которого тоже сидит человек, у которого в голове есть гавагай с сидящим там человеком (запутанность этой фразы не случайна). По всем этим причинам гавагая, которого видит человек, сложно отличить от самого этого человека. Очень часто на берегах озера Ньи непонятно не только о чем идет речь, но и с кем имеешь дело. С одной стороны посмотришь – человек, а зайдешь с другой – вроде бы не совсем... Выражение на уиоу «он гавагаев считает» означает не рассеянного или ленивого человека, как можно было бы предположить, а совершенного безумца, в которого проникли злокачественные гавагаи и который в результате совсем ку-ку.
Ввоз гавагая во все страны мира строго запрещен. Один швейцарский банкир решил как-то, что ему необходимо иметь хотя бы одну особь в своем личном зверинце, и готов был заплатить любые деньги, но так и не смог объяснить профессиональным звероловам, кого в точности надо поймать. Впрочем, если бы даже и объяснил, и звероловы каким-то образом сумели бы изолировать гавагая от всего, что им не является (а также от самих себя), их все равно задержали бы на границе и заставили вернуться назад. Строгость соблюдения карантина в этом вопросе связана с понятным нежеланием пограничников и таможни превращаться в гавагаев. Кроме того, правительства не без оснований опасаются, что появление этого животного в стране может разрушить ее язык.
Все путешественники, отправляющиеся в Прилозебе, должны делать специальные антигавагайные прививки. Прививки эти делаются прямо в мозг.
В инструкции, разработанной всемирной организацией здравоохранения, категорически утверждается, что это необходимо, и что никакие кремы и домашние средства против гавагая не помогают.
Все эти жесткие правила возникли после того, как один чикагский зоопарк каким-то образом приобрел гавагая и поместил его в отдел мелких грызунов. Вскоре все мелкие грызуны превратились в гавагая, а за ними и белые медведи, обезьяны, орлы-белоголовики, львы, хухры, мантикоры, зуриллы и латимерии. В гавагая превратился даже единственный в северной Америке шушун, которого незадолго до этого обменяли в Австралии на семейство двупалых ленивцев и редкую разновидность челопындры. Посетители стали жаловаться, что надписи на вольерах не соответствуют тем, кто там находится. Надпись, к примеру, говорит, что в загоне жирафы, тогда как даже невооруженным глазом видно, что там гавагаи. Дирекция вскоре поняла, что через некоторое время в зоопарке останется только одно животное, и решила принять меры.
Гавагая посадили в огромную слоновую клетку, которую закрыли черной тканью, а из зоопарка убрали всех, кто входил с ним в контакт, или слышал о том, как он называется. Убрали даже саму дирекцию. Сейчас эта огромная клетка все еще находится в изолированной зоне зоопарка. Никто из служителей не знает, кто там живет, а те, кто ее убирает и приносит пищу, заходят туда только в полной темноте с повязками на глазах и затычками в ушах. Говорят, время от времени из клетки наружу доносится слабый шорох.
Но отвлечемся на секунду от необычных и опасных повадок гавагая и подумаем о его смысле - и о приносимой им пользе. Вспомним, что уже в течение миллиардов лет природа умножает сущности, причем делает это, заметим, без особой на то необходимости. Сначала, после большого БАБАХА, умножение касалось только элементарных частиц, но затем природа быстро обнаглела и стала делать то же самое в отношении молекул и атомов, планет и звезд, растений и животных, и, наконец, сортов сыра и жевательной резинки. Из совсем небольшого количества исходного материала – из полнейшего, как ни крути, НИЧТО – ей удалось наплодить великую кучу всякой всячины – в основном, барахла. А нам, само собой, это не очень-то по душе – чувствуем мы себя в этом свинарнике крайне неуютно и понимаем, что рано или поздно придется здесь наводить порядок. И вот тут нам на помощь приходит старый знакомец – гавагай. Если общее, неприятное, направление развития в мире – от единого ко многому, то гавагай работает как настоящий санитар леса, ловко двигая существующее от многого обратно к единому. И за это ему от всех нас – большое человеческое спасибо.
На всякий случай - линки на весь цикл, в нужном порядке. Мне кажется, лучше читать с самого начала, с животного, под названием КУЛЯКА.
http://dennett.livejournal.com/141669.html
http://dennett.livejournal.com/142096.html
http://dennett.livejournal.com/142338.html
http://dennett.livejournal.com/142728.html
http://dennett.livejournal.com/143232.html
http://dennett.livejournal.com/146483.html
http://dennett.livejournal.com/147822.html
http://dennett.livejournal.com/152700.html
http://dennett.livejournal.com/161507.html
(источник)

Flag Counter
 

Перейти на