Продавцы имиджа: Кто ведет выборные кампании ведущих партий-2014. Кто занимается имиджем Блока Порошенко, Народного Фронта, Олега Ляшко, Батькивщины, Самопомічі, Сильной Украины и Оппозиционного блока. Выборы - затратная штука, особенно когда речь заходит о странах постсоветского пространства, правительства которых зачастую не стесняются вольно обращаться с бюджетными деньгами, привлечение спонсорских средств никак не регламентируется, а традиции рационального выбора неустойчивы. Пока волонтеры и налогоплательщики заняты сбором денег, продовольствия, теплых вещей и медикаментов для воюющей армии, политики тратятся на политтехнологов и рекламные кампании.
Пропагандистские трюки, манипуляции мнением избирателей, дискредитация оппонентов, выпячивание позитивной повестки и сильных сторон имиджа кандидатов - все эти задачи решают команды специалистов в партийных и личных штабах.
Как правило, они являются специалистами в сфере рекламы, маркетинга, пиара,
политической стратегии и социальных отношений. Технологов, которым спонсоры смогут доверить
свои деньги, а политики - репутацию, немного. Потому что доверить
другому человеку свои деньги и свое политическое будущее очень нелегко.
Единоличное ведение кампании одним специалистом - крайне редкий случай. Для
политтехнолога это высший пилотаж, не всем везет дорасти до такого
статуса.
ЛІГАБізнесІнформ собрала данные о ведущих штабных политтехнологах, занятых
в избирательных кампаниях рейтинговых политических сил на досрочных выборах народных
депутатов, которые состоятся 26 октября 2014 года. По данным соцопросов,
в Раду проходят Блок Петра Порошенко, Радикальная партия
Ляшко, Народный фронт, Самопоміч, Батькивщина и, возможно,
Сильная Украина и Оппозиционный блок. Об этом свидетельствуют
результаты опроса, проведенного фондом Демократические инициативы совместно с КМИС.
>Игорь
Грынив. Блок Петра Порошенко. Рейтинг - 30,4%. Затраты на ТВ
агитацию в первые 18 дней кампании - около $1,8 млн.
(тут и далее сумма - если предположить, что партии покупают
рекламу по прайсовым ценам на ТВ. Никто не знает почем
они ее покупают на самом деле)
Грыниву принадлежит идея переименования партии
Солидарность в Блок Петра Порошенко. С июля 2014 года он
занимает должность замглавы Администрации президента Петра Порошенко. На последних президентских
выборах в штабе Порошенко Игорь Грынив возглавлял группу политических технологов,
в том числе отвечал за работу со СМИ. Тогда технологам
Порошенко удалось эффективно распустить слух о том, что в победе
Тимошенко заинтересован Путин. Отлично сработала и технология выборов в один
тур.
Грынив - трижды народный депутат - I, IV и
VII созывов. В двух последних созывах представлял Нашу Украину
и Батькивщину.
В 1990-х состоял в партии Реформы и порядок,
руководил избирательной кампанией в нескольких мажоритарных округах. С февраля по
сентябрь 2005 года - директор Национального института стратегических исследований. В
2006 году возглавлял избирательную кампанию Виталия Кличко на выборах мэра
Киева. Контролирует социологическую фирму "Социс". В Блоке Петра Порошенко идет
на выборы в списке под №14.
Игорь Шувалов. Ведет Радикальную партию
(12,9%), Оппозиционный блок (5,9%). Затраты на ТВ-рекламу в первые 18
дней выборов соответственно $0,6 млн и $1,5 млн.
По данным
источников ЛІГАБізнесІнформ, именно этот известный российский специалист, работающий с
Сергеем Левочкиным, подрядился вести в Раду одновременно осколки Партии
регионов, подручных и партнеров беглого Януковича в виде Оппозиционного блока,
а также молодую радикальную партию Олега Ляшко. В проекте Ляшко
Шувалов занимается стратегией кампании, а непосредственных руководителей штаба Радикальной партии
Ляшко сегодня возглавляет скандально известный экс-лидер партии ПОРА и друг
лыжных инструкторов - Владислав Каськив. Его помощники отказываются комментировать
эту информацию.
Деятельность политконсультанта Шувалов начинал с сотрудничества с Виктором
Пинчуком в 1998 году на выборах в парламент, когда бизнесмен
баллотировался по мажоритарному округу в Днепропетровске еще при Павле
Лазаренко. Потом с 2002 по 2004 год среди его клиентов
был Виктор Медведчук. В свое время президент Леонид
Кучма подписал указ, которым Шувалов стал гражданином Украины. При президенте
Викторе Ющенко указ отменили.
В конце правления Виктора Януковича
за внезапный и недолгий период объективности телеканала Интер, где
работал Шувалов, ему пытались запретить въезд в страну. Затем новые
власти пытались сделать то же самое. Вопрос удалось замять с
помощью Левочкина, который в первом случае еще не успел покинуть
кабинет на Банковой, а во втором, похоже нашел подход к
СБУ (именно спецслужба пыталась запретить въезд).
В Украине политического технолога
Игоря Шувалова принято ассоциировать с цензурой, фейковыми медийными дискуссиями и
мнимыми смыслами (флаг, язык, запад-восток и т. п.), информационными спецоперациями
Банковой времен работы там Сергея Левочкина. С одним из
архитекторов правления Януковича Шувалов сотрудничает уже много лет.
Сергей Гайдай. Народный фронт
(10,8%). Затраты на ТВ-рекламу в первые 18 дней кампании -
около $3,3 млн.
Агентству Гайдай.Ком принадлежит авторство логотипа Народного фронта,
сам Гайдай - автор идеи с привязкой голосования за Народный
фронт к будущему премьерству Арсения Яценюка.
В портфолио Гайдая -
работа в избирательных кампаниях Виктора Ющенко (в 2002 году -
по выборам в Верховную Раду, в 2004-м - в президенты),
Анатолия Кинаха (в 2004-м - в президенты), российской оппозиционерки
Ирины Хакамады (в 2003-м - в Госдуму), Петра Порошенко,
Николая Катеринчука и других кандидатов в народные депутаты Украины
(в 2002-м).
В 2006 году занимался избирательной кампанией проекта Гражданский актив
Киева (лидер проекта - Александр Пабат. Гайдаю принадлежит полное
шефство над проектом - от идеи до реализации). ГАК, будучи
виртуальной партией, прошел в законодательный орган столицы. В том же
году работал с кандидатами в мэры Черкасс и Кировограда.
В 2008
году вел Катеринчука в мэры Киева, а его одноименный блок
- в Киевсовет. Катеринчук мэром не стал, блок в горсовет
прошел. В 2013-м начал активную мэрскую кампанию Катеринчука в Киеве,
однако, по его же словам "потом начался Майдан и жизнь
вообще поменялась".
Александр Абдуллин. Батькивщина (7,5%). Затраты на ТВ-рекламу в
первые 18 дней кампании - около $2,3 млн.
Абдуллин - давний
соратник и креативщик команды Тимошенко в прошлом - журналист. Сотрудничает
с Тимошенко с 2005 года. До этого успел побывать в
разных партиях и поработать с различными группами - от СДПУ(о)
до бывшего главы Государственного управления делами, "завхоза Кучмы" и первого
главы Нафтогаза Игоря Бакая. Долгое время весь креатив рекламных
кампаний Тимошенко разрабатывался творческой группой "Абдуллин-Уколов-Баграев". Принимал участие в формировании
списка Батькивщины 2012 года. Четырежды народный депутат Украины. Трижды -
в команде Тимошенко, но в первый раз - в III
созыве от партии Демократический союз. Также активное участие в предвыборной
работе команды Тимошенко-2014 принимает 10-й номер их списка, политолог Игорь
Жданов - известный, как президент аналитического центра "Открытая политика". Активный
участник Майдана и партийный функционер Нашей Украины в прошлом.
Также есть
информация, что в предвыборных стараниях Батькивщине помогает Алексей Ситников -
российский политтехнолог, доктор психологических наук, доктор экономических наук, профессор. Магистр
делового администрирования (МВА). Сертифицированный тренер НЛП. В 1999 году основал
первую в России кафедру политического консалтинга и избирательных технологий. Принимает
участие в выборах от Монголии до Прибалтики. В пиар-индустрии с
1989 года в качестве основателя и руководителя агентства Имидж-Контакт. По
данным источников ЛІГАБізнесІнформ, сотрудничает с Тимошенко с 2007 года.
Что само по себе нелегко - Юлия Владимировна часто не
внимает советам специалистов, предпочитая принимать стратегические решения самостоятельно. Так, например,
идея с лидерством Надежды Савченко в списке Батькивщины-2014 - ее
личная и, как считают в штабе, не самая лучшая идея.
В штабе Батькивщины отрицают сотрудничество с Ситниковым.
На выборах-2014 ведущие технологи
крупных проектов зарабатывают от $20 тысяч до $100 тысяч в
месяц
Андрей Садовый. Самопоміч (8,5%). Затраты на ТВ-рекламу в первые 18
дней кампании - около $0,4 млн.
Общий бюджет проекта оценивается специалистами
в $150 млн. Садовый сам себе технолог. В случае Самопомічі
- это абсолютный авторский проект мэра Львова, успешно поддерживаемый его
семейной медиа-империей, в которую входят 24 телеканал, сайт zaxid.net, радио
Люкс-ФМ, доля в Шустер-студио и другие ресурсы. Садовый, как талантливый
исполнительный продюссер с опытом управления СМИ разработал проект, приобщил в
него популярных людей и смог достать деньги на реализацию задуманного.
"Лично
Садовому Самопоміч нужна на перспективу - сегодня ему не с
руки покидать Львов, но через 2-3 политических сезона при успешном
существовании проекта Самопоміч и при мощной медиаподдержке, которая не является
для него проблемой, Садовый рассчитывает вырасти в мощного общенационального лидера"
- сообщил собеседник ЛІГАБізнесІнформ из числа политтехнологов.
Николай Гастелло. Сильная Украина
(5,6%). Затраты на ТВ-рекламу в первые 18 дней кампании -
около $1,2 млн.
Как утверждают источники ЛІГАБізнесІнформ, Гастелло был навязан
лидеру Сильной Украины Сергею Тигипко в качестве главного политконсультанта,
как предложение от которого нельзя отказаться. Тем более, что Гастелло
уже сотрудничал с Тигипко во время президентских выборов 2010 года
на которых, напомним, последний еще выглядел свежо и не продажно,
занял третье итоговое место после Виктора Януковича и Юлии Тимошенко.
Вместе с технологом из РФ в проект Тигипко-2014 "зашли" и
российские деньги.
Трудно сказать, действует ли Гастелло один или курируется неким
штабом из Москвы, но в целом специалисты позитивно оценивают нынешнюю
работу Гастелло, учитывая репутацию клиента, практически разрушенную трусостью и соглашательством
во время репрессий и убийств на Майдане. "Кампания неглупая, не
раздражающая. Профессионально направлена точно в необходимую среду - на растерянный
электорат юго-востока" - отзываются коллеги.
По другим данным, Гастелло не является
основным технологом и мозговым центром кампании Сильной Украины-2014, сотрудничая с
командой Тигипко на отдельных участках работы. В частности, в производстве
видеорекламы.
В 2012 году Николай Гастелло консультировал проект Натальи Королевской
"Украина-Вперед!" и, несмотря на внушительный бюджет, все закончилось довольно комичным
результатом.
Как стать политтехнологом и сколько они зарабатывают
Сразу о деньгах.
На выборах-2014 ведущие технологи крупных проектов зарабатывают от $20 тысяч
до $100 тысяч в месяц. Резюмируя обзор, приведем фрагмент интервью одного из политтехнологов для ЛІГАБізнесІнформ - Сергея Гайдая.
Весной 2013 года он подробно рассказал о том, кто такие
политтехнологи и можно ли войти в когорту этих успешных манипуляторов.
Далее - тезисно.
- Могу дать профессиональный совет - если хотите
стать политтехнологом, учиться нужно не политологии. Учиться следует маркетингу, рекламе,
искусству написания текстов. Искусству нахождения и формулированию смыслов, работе с
содержанием. Я бы посоветовал также поработать в коммерческих рекламных структурах,
посмотреть, как создаются продающие рекламные кампании. В США, например, предвыборные
кампании ведут именно рекламные агентства. Потому что они лучше всего
разбираются в психологии рядовых потребителей.
- В Украине все специалисты, реально
работающие в сфере политических технологий, консультации и рекламы, по моему
мнению, делятся на три эшелона. Первый: не более 10-20 человек,
чаще всего их знают, у них есть паблисити, их видно
в СМИ. Второй эшелон: около 500 специалистов, имеющих опыт проведения
разного рода избирательных кампаний. И третий: несколько тысяч рядовых специалистов
- медийщиков, дизайнеров, копирайтеров, специалистов по уличным акциям, бригадиров полевых
структур и так далее.
- Как попасть в первый эшелон? Основное
качество - это уверенность и смелость разговаривать с первыми лицами,
предлагать услуги и брать на себя ответственность. Остальные, к сожалению,
только хотят такими быть, страшно завидуют и критикуют в Facebook
. На самом деле я всем технологам второго и третьего
эшелонов могу сказать - добро пожаловать в первую двадцатку, только
вам надо прийти и взять перед инвестором ответственность за проведение
кампании на себя. И тут понадобится не просто умные рассуждения.
Но также и организационные способности. И умение убеждать, и стратегическое
чутье вместе с искусством оперативного управления. А также команда и
инструменты реализации.
источник