философия
Джордж
Бишоп стал внимательно вглядываться в стоявшую перед ним чашу с
апельсинами, а затем мысли его пошли в другую сторону.
Он
начал с того, что провел четкую границу между характеристиками апельсинов,
которые касались их видимой сущности, и теми качествами, которые они
имели на самом деле.
Цвет, к примеру, является простой
видимостью: мы знаем, что дальтоники или животные, имеющие другую физиологию,
видят «апельсин» совершенно не так, как обычный человек.
Вкус
и запах апельсина тоже являются простой видимостью, поскольку они тоже
зависят от кого-то, кто воспринимает этот фрукт.
Но когда Джордж
начал убирать с фруктов «простую видимость», то обнаружил, что у
него не осталось практически ничего...
(Беркли Принципы человеческого знания)
Как и младенцы, мы являемся «наивными реалистами», считающими, что
мир представляет собой то, что мы видим.
По мере взросления
мы учимся понимать разницу между тем, какими вещи кажутся нашим
органам чувств, и тем, какими они являются на самом деле...
Но у нас по-прежнему нет четкого представления о том, что
же такое эта реальность.
Ничего страшного, можете подумать вы...
мы оставляем эту работу ученым.
Но не является ли эта
ситуация случаем, когда ученые находятся в мире видимостей, так же
как и мы?
Они тоже изучают то, что предстает
перед нашими пятью органами чувств.
Когда я вижу что-либо
в телескоп или микроскоп, я нахожусь в таком же мире
видимостей, как и тогда, когда я вижу что-либо невооруженным глазом.
Ученые не видят того, что находится за этим миром
видимостей, они просто смотрят на этот мир более пристально, чем
обычно смотрим на него мы.
Это философская, а не научная
проблема.
Кажется, мы понимаем разницу между видимым миром и
миром реальным, но похоже, что заглянуть за эту видимость и
увидеть «реальный» мир невозможно.
Когда мы понимаем, что Луна не
является крошечной, просто она находится далеко от нас, и что
палка, опущенная в воду, не согнута, мы не выходим за
рамки видимого, мы просто узнаем, что одни видимые объекты являются
более обманчивыми, чем другие.
И тут возникает одна дилемма:
Соглашаемся ли мы с тем, что мы не знаем этого
мира и нам не дано вообразить, каким образом мы вообще
способны его понять?
Или же мы отказываемся от этого
представления и соглашаемся с тем, что единственным миром, в котором
мы можем жить и который мы можем знать, является в
конечном счете мир, который мы видим?..
(Баджини)