Рекрутинг — это поиск и наём сотрудников. Компании подбирают подходящих кандидатов, оценивают их навыки и опыт, а затем, если кандидаты соответствуют требованиям, высылают им офферы и устраивают их в компанию.
Допустим, компании нужен новый маркетолог. Рекрутеры определяют требования к кандидату — например, образование, навыки, опыт. Затем они размещают вакансию на платформах для поиска сотрудников.
После этого начинается этап подбора: рекрутеры просматривают полученные резюме, проводят предварительные телефонные интервью и назначают встречи с наиболее подходящими кандидатами. Финальный этап рекрутинга — оценка кандидатов по результатам собеседований и выбор среди них лучшего.
Цель рекрутинга — найти квалифицированных сотрудников, навыки которых будут соответствовать потребностям компании. Для этого в процессе рекрутинга решают такие задачи:
- определить, какие сотрудники нужны;
- привлечь кандидатов;
- оценить их навыки и опыт;
- выбрать лучших;
- предложить им условия, на которых они согласятся работать в компании.
Какие есть виды рекрутинга
В зависимости от того, каких специалистов нужно найти и в каком количестве, рекрутинг делят на два основных вида — массовый и точечный. Давайте разбираться.
Массовый рекрутинг. Это подбор персонала на однотипные позиции. Его используют, когда нужно найти сразу нескольких работников, у которых будут одинаковые обязанности и зарплата. Например, таким образом нанимают обслуживающий персонал, кассиров, консультантов, сотрудников колл-центров и так далее. Как правило, при массовом рекрутинге важна скорость подбора кандидатов, а не их компетенции.
Точечный (индивидуальный) рекрутинг. Его используют, когда нужно подобрать специалиста, максимально подходящего компании по компетенциям: навыкам, личностным характеристикам, опыту работы и так далее. В отличие от массового, при индивидуальном рекрутинге упор делают на качество кандидатов, а не на их количество и скорость подбора.
В свою очередь, точечный рекрутинг делят на два типа:
- Management selection — подбор высококвалифицированных специалистов и менеджеров среднего звена. Например, бухгалтеров, финансистов, руководителей отделов.
- Executive search — подбор топ-менеджеров. В отличие от руководителей среднего звена, высшее руководство редко ищет работу самостоятельно. Поэтому инструменты такого рекрутинга отличаются от management selection.
Ещё в рекрутинге есть понятие headhunting — «охота за головами». В процессе хедхантинга компания старается привлечь конкретного человека — как правило, это талантливый специалист высшей категории. Методы этого вида рекрутинга направлены на то, чтобы переманить человека из другой компании.