В раннем возрасте (1-3 года) мы можем говорить о задержке речевого развития, то есть ребенок начинает говорить позже, чем рекомендовано по нормам. Позже, а не «не правильно».
Например, ребенок до года произносит отдельные звуки, слоги, подражает взрослым (повторяет за ним: па па па, та та та), но пока еще отдельных слов еще нет. Или ребенок в три года использует в своей речи только простые фразы из двух слов: «Дай сок». Расширить свою фразу ему пока трудно. Это будет задержкой речевого развития.
В дошкольном возрасте (3-7 лет), когда предполагается, что речь ребенка уже сформирована, то есть он говорит предложениями, термин задержка уже не применяется! Речь сформирована. Теперь она развивается дальше, но основная база уже есть. После трех лет мы будем говорить как раз о нарушениях речи.
А это могут быть:
- нарушения грамматики;
- нарушения произношения;
- нарушения темпа-ритма речи;
В логопедии нарушенные стороны речи, которые указаны выше, могут встречаться отдельно, могут вместе, и будут объединены в дислалию, дизартрию, алалию, общее недоразвитие речи. Для родителей такие слова звучат устрашающе, как настоящие диагнозы.
Но! Диагнозы ставят врачи. Логопед — педагог! Он ставит логопедические заключения о состоянии развития речи вашего ребенка. И обязан не только указать эти самые непонятные слова, но и разъяснить, что именно нарушено, какие стороны речи не соответствуют возрасту.
Сначала устная речь, затем — письменная!
Также стоит подчеркнуть, что в раннем и дошкольном возрасте можно установить только нарушения устной речи.
Такие речевые нарушения, как дислексия и дисграфия, диагностируются в школьном возрасте (7-13 лет), когда идет активное развитие письменной речи.
Почему возникают речевые нарушения?
Речь — это показатель правильного развития ребенка. Чтобы ребенок заговорил, нужна база: физическое и психическое здоровье, состояние нервной системы, окружающий ребенка социум, бытовые условия.
Фразы из серии «не говорит, потому что папа тоже не говорил» очень туманны и не информативны.
На развитие речи влияет много факторов: и экология, и социальное окружение, и наследственность, и то, как протекала беременность и проходили роды.
Основные причины можно разделить на следующие группы:
- органические — поражение головного мозга, органов артикуляции, дыхания, зрения, слуха;
- функциональные — неполадки в работе нервной системы;
- психологические — как развиваются познавательные процессы (память, внимание, мышление), каковы особенности поведения;
- социальные — особенности быта и воспитания, обстановка в семье, в детском саду. Проще говоря, влияние близких на развитие ребенка;
Чтобы найти причины речевого нарушения и сформулировать правильное логопедическое заключение, как правило, нужна консультация не только логопеда, но и невролога, психолога, а также узких специалистов (лор-врача, окулиста, ортопеда, стоматолога и других).