Deutsch
8377 просмотров
патриот
tschaley
04.11.10 15:14  Последние исследования в области мозга

Тайна умерла… Да здравствует тайна! (Сенсационное открытие в области исследования мозга)

Юлия Чарова
До сегодняшнего дня официальной медициной считалось, что мозг взрослого человека не способен обновляться. Он сродни машине, и не может ни меняться, ни восстанавливаться – только… сломаться. Но как тогда объяснить многочисленные случаи так называемых «чудесных исцелений», которые в наши дни уже трудно приписать к разряду мифов, поскольку факты слишком очевидны? Если больной хочет жить – медицина бессильна…





#1 
патриот
tschaley
04.11.10 15:15 new Re: Последние исследования в области мозга
в ответ tschaley 04.11.10 15:14


Последние исследования в области мозга показали, как мало мы о себе знаем и как скупо используем свои возможности!
В нашей власти «перепрограммировать» наш «персональный компьютер между ушами», и посредством этого изменять и
восстанавливать свое физическое тело. Что для этого нужно? То, что и всегда для достижения успеха в любой области.
Терпение. Упорный труд. А главное – вера.

Теперь, в свете этого научного открытия, подробнее описанного ниже в статье Сары Скотт “Гибкий мозг” и
опубликованной в журнале “Ридерз Дайджест”, даже завзятым скептикам будет трудно отмахнуться от
очевидного факта: человек способен себя менять – не только на психологическом, но и на физическом
уровне. И, как сказал бы барон Мюнхгаузен, мыслящий человек просто обязан это делать!

А тем, чья вера не требует доказательств, возможно, будет интересно узнать, как это чудо происходит
«технически» - ведь даже если с чуда слетает налет таинственности, на его месте рождаются новые тайны
и новые вопросы, например: если допустить такую аналогию, что наш мозг компьютер, а тело – фабрика,
то какая часть нашего “Я” является оператором? И от чего зависит его «квалификация»? Возможно ли,
пусть теоретически, отрастить себе новый орган? Каким образом происходит влияние нашего сознания
на внешнюю среду, когда мысль или намерение материализуются за пределами нашего физического тела?
И как скоро исследовательская техника будет способна отследить не только возникновение новых нейронов,
но и связь нашего «ПК» с «администратором системы»?..
Гибкий мозг
Последние исследования показывают, что самый малоизученный человеческий орган обладает удивительной
способностью перенастройки и восстановления.

Автор: Сара Скотт
В один из погожих сентябрьских дней 1995 года Говард Рокет, преуспевающий 48-летний предприниматель,
играл в футбол в пригороде Торонто. Он хотел перехватить мяч, но поскользнулся, упал и ударился головой.
Через минуту, придя в себя, почувствовал головную боль, которая становилась всё сильнее и сильнее. Потом
перед глазами у него замелькали темные пятна. Он старался не обращать на это внимания, надеясь, что со
временем всё пройдет. Однако три недели спустя, когда Говард был дома один, он вдруг почувствовал, что
руки и ноги не слушаются его. Голову пронзила резкая боль, в глазах потемнело. Он на ощупь добрался до
телефона, чудом набрал номер “скорой помощи” и потерял сознание.
У Говарда Рокета случился инсульт: образовавшийся тромб закупорил сосуд, по которому кровь поступает в
ствол мозга. Большинство людей в подобном случае умирают, но его спасли врачи, которые успели вовремя
ввести тромболитический препарат. Однако прогноз на будущее был мрачным: медики сказали, что его левая
рука и нога останутся парализованными. Их мышцы были в порядке, но те участки мозга, которые раньше управляли
ими, были серьезно повреждены. А значит, придется привыкать к инвалидному креслу.
Но Рокет не смирился с вердиктом врачей и начал усиленно заниматься лечебной физкультурой. Он считал, что
если будет изо дня в день разрабатывать ногу, то со временем мозг “найдет возможность” восстановить контроль
над мышцами. Научившись стоять, он стал пристегивать ногу к педали велотренажера и тренироваться. В первый
раз он смог продержаться всего 30 секунд, но продолжал заниматься. Это была своего рода зарядка для мозга.
Спустя 12 лет, после тысяч часов упорных занятий, Рокет мог танцевать. Врачи были поражены. «Это просто
удивительно, - говорит нейрокардиолог Роберт Виллински, который спас жизнь Рокета. - Он пример для подражания».

Сила мысли
Как выяснилось, Рокет оказался прав: головной мозг действительно можно “перенастроить” таким образом, чтобы
он восполнил функции вышедших из строя областей. Ещё совсем недавно большинство практикующих врачей
считали эту идею утопической. Они были уверены, что мозг взрослого человека сродни машине: он не может
ни меняться, ни расти - он может только сломаться. Однако за последние несколько десятилетий такие методы
сканирования головного мозга, как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональная магнито-резонансная
томография (ФМРТ) позволили ученым наблюдать за этим органом в действии. Теперь они убедились, что
традиционное представление о мозге было неправильным.
Если какая-то часть головного мозга повреждается, особенно в области его коры (тонкий верхний слой мозга,
отвечающий за обработку поступающей информации и регуляцию движений), то другие его части могут со
временем взять ее функцию на себя. Однако это требует кропотливой работы, на которую иногда уходят годы.
Тем не менее ученые говорят о пластичности нервных структур, о том, что интенсивные умственные и физические
упражнения могут изменять мозг на структурном уровне. “Когда человек думает, в мозгу происходит обновление
его “аппаратной части”", - говорит психиатр Норман Дойдж из Торонто.
А эти физические изменения влекут за собой изменения функциональные. В своей книге “Мозг, который сам себя
меняет” Дойдж пишет: «Я знал ученого, благодаря которому люди, слепые от рождения, начинали видеть; другой
помогал глухим вернуть утраченный слух. Я встречался с людьми, у которых резко увеличился показатель умственного
развития, хотя прежде их считали неспособными к обучению; я видел доказательство того, что 80-летние люди могут
улучшить свою память до уровня 55-летних. Я видел, как люди заставляли свой мозг работать по-новому и вылечивались
от болезней, считавшихся неизлечимыми». Эти изменения происходили благодаря многократным умственным упражнениям.
Другими словами, мысли могут изменить работу мозга.
Нейрофизиолог Ричард Дэвидсон из Университета штата Висконсин (США) продемонстрировал действенность этой
терапии, проведя эксперимент с медитацией - одной из разновидностей психической зарядки. Он измерял активность
мозга у буддийских монахов, когда те предавались медитации “сочувствия”, порождающей чувство любви ко всему
живому, и обнаруживал существенную разницу между новичками и монахами с большим опытом медитации.
У последних мозг генерировал мощные гамма-волны, участвующие в процессах высшей нервной деятельности -
восприятии и сознании. Таким образом, многолетние ментальные упражнения монахов изменили работу их мозга.
Медитация также может сильно влиять на наши физические ощущения, например на восприятие боли. Мелисса Монро,
экс-чемпионка Канады по бодибилдингу, в возрасте 30 лет узнала, что опухль у нее в горле размером с куриное яйцо
является злокачественной лимфомой Ходжкина. Заболевание оказалось настолько запущенным, что врачи сказали ей:
“У вас рак по всему телу, с головы до пят” - и опредилили, что жить ей осталось три месяца.
Однако Мелисса Монро стала бороться, несмотря на то, что боль от опухолей, которые давили на внутренние органы,
была невыносимой даже для нее, спортсменки, привыкшей работать на пределе физических возможностей. Она обратилась
за помощью к психиатру Татьяне Мельник, которая научила, как надо «настраивать» себя, чтобы облегчить боль.
Боль – это физическое ощущение, объяснила Мельник, однако если эмоционально на нее реагировать, то она будет лишь
усиливаться. Психиатр посоветовала Мелиссе воспринимать боль как данность: «Не давайте ей оценку – очень или не
очень сильная; просто живите с ней».
Мысленно настраивая себя подобным образом, Монро научилась справляться со своей реакцией на ощущение боли:
она чувствовала ее, но уже не зависела от нее. «Это было что-то, что я испытываю, - говорит она, - но это уже
происходило как будто не со мной. Я абстрагировалась от боли и не дала ей скрутить меня».
Монро бросила вызов судьбе и начала интенсивную химиотерапию. После одной сложной процедуры она, вернувшись
домой, даже потеряла сознание и пришла в себя лишь благодаря своей сестре, которая сделала ей непрямой массаж
сердца и искусственное дыхание. А в 2006 году исполнилось 6 лет с тех пор, как врачи признали у нее отсутствие рака.
И она продолжает заниматься медитацией.
Новые открытия
Каким же образом мысли или упражнения могут изменить мозг? Оказывается, они могут влиять на активность генов.
Исследования, проводившиеся в 1980-1990 годах, показывают, что во время обучения другой умственной или физической
деятельности гены могут «включаться» или «выключаться». Пока точно не известно, как это происходит, однако д-р Дойдж
утверждает: «Когда мы многократно думаем об одном и том же, «включаются» определенные гены и начинают вырабатывать
соответствующие белки, так что изменяется структура нейронов и увеличивается количество связей между ними».
Другими словами, коммуникационные возможности нейронов увеличиваются.
В мозге также могут образовываться новые нейроны. В лаборатории Летбриджского университета канадской провинции Альберта
нейробиолог Брайан Колб и его коллеги продемонстрировали это на крысах, вызывая у них нарушение мозгового кровообращения,
приводившее к повреждению головного мозга. Оказалось, что, когда животным вводили фактор роста, у них не только
образовывались новые нейроны, но и восполнялись структурно и функционально поврежденные участки мозга. Ученые
сделали и еще одно ошеломляющее открытие: спустя две недели новообразованные клетки головного мозга перемещались
в область повреждения и, так сказать, ожидали дальнейших распоряжений. И если эти клетки должным образом стимулировать,
они начинают функционировать, восстанавливая утраченные способности, например, управление движением конечностей.
Работа, проделанная Колбом, показывает, насколько важна для поврежденного мозга реабилитация. Сегодня ученые пытаются
выяснить, может ли стимуляция, обеспечиваемая физической и психической реабилитацией, увеличивать производство новых
клеток головного мозга и ускорять процесс выздоровления.
Одним из «инкубаторов» нейронов является гиппокамп, который играет ключевую роль в памяти. В ходе одного исследования
ученые из Торонтского университета использовали химические метки для того, чтобы проследить движение образующихся
естественным образом клеток головного мозга у здоровых мышей. Этих мышей приучали добираться вплавь до закрепленной
платформы, и в конце концов, после многочисленных попыток, мыши запоминали ее местонахождение. Когда позже изучили
головной мозг этих мышей, обнаружили, что новообразованные нейроны были задействованы для выполнения задачи по
запоминанию – помеченные клетки сконцентрировали в «инкубаторах» гиппокампа.
Ученые также обнаружили, что новообразованные нейроны начали улучшать память уже через месяц. По словам
нейрофизиолога Пола Франленда, который руководил этой работой, исследование показало, что количество новых
клеток головного мозга зависит от окружающей среды. Употребление кокаина и стресс, например, ослабляет их
образование, а бег трусцой и учеба усиливают.

Изменить жизнь
То, что ученые называют пластичностью нервной системы, 21-летний Иен Брэдли зовет просто надеждой. Участь в
седьмом классе, он все еще не умел читать, а буквы и цифры писал как первоклассник. «Я думал, что я дурачок», -
говорил он. Всю начальную школу его мать Мэри часами читала ему учебники и помогала выполнять письменные
домашние задания.
А потом отец Брэдли услышал про школу Эрроусмит. У ее основательницы Барбары Эрроусмит-Янг в свое время
тоже были проблемы из-за нарушения способностей к обучению. И тогда она придумала ментальные упражнения,
с помощью которых могла преодолеть свою «неполноценность». Позже она разработала новые упражнения, способные
помочь людям с подобными отклонениями. Сегодня обучение по программам Эрроусмит ведется по всей Северной Америке.
Бредли провел в такой школе три года, где снова и снова выполнял упражнения по тренировке памяти и вниманию,
например, составлял пары из букв и соответствующих им символов. «Это было страшно утомительно», - говорит он.
Однако по окончании курса он уже читал на уровне восьмого класса. А сегодня недавний выпускник средней школы,
успеваемость которого улучшилась настолько, что в 11-м классе ему вручили почетную грамоту, мечтает стать летчиком.
«Раньше моя жизнь была такой унылой, - говорит он. – А теперь у меня есть цель высотой до небес».
Новые открытия в области нейрофизиологии дают надежду многим: страдающим от последствий инсульта, тем,
кто борется с хронической болью, молодым людям с нарушением способности к обучению.
- Пока что нам удалось лишь обнаружить механизмы, посредством которых мозг может изменяться, - говорит нейрохирург
Андрес Лозано, один из тех, кто помогал спасать Говарда Рокета.
Сегодня врачи и ученые начинают понимать, что не желавший подчиниться болезни предприниматель из Торонто
все-таки оказался прав. Многократное повторение упражнений – как ментальных, так и физических – может изменить
ваш мозг. И вашу жизнь тоже.

Статья из журнала «Ридерз дайджест» (www.rd.ru)


#2 
tschaley
патриот
tschaley
04.11.10 15:33 new Re: Последние исследования в области мозга
в ответ tschaley 04.11.10 15:14


Мозг человека, только факты
Опубликовано в Вторник, Март 2nd, 2010 и находится в Здоровье, Образ жизни, Интересные факты, Мозг. Вы можете следить за любыми ответы на эту запись через RSS 2.0 ленту. Вы можете спуститься в конец и прокомментировать.
Как известно мозг среднестатистического человека работает только 3-5% от его возможностей. Мы предлагаем вам несколько фактов о работе нашего мозга. Как он обрабатывает информацию, что собой представляет, какие бывают типы мышления и многое другое. Большая часть принципов работы мозга для нас остается большой тайной, но некоторые особенности, полученные опытным путем, более известны. Вся изложенная ниже информация будет особенно полезна учителям и учащимся, несмотря не то, что многое из написанного уже широко известно.
Родители и учителя, которые много читают вслух и обсуждают прочитанное с детьми, ускоряют и стимулируют их (детей) умственное развитие;
Дети, которые изучают с раннего возраста (до 5 лет) два разных языка, обладают особой структурой мозга, в отличие от своих “моноязычных” сверстников;
Жестокое авторитарное обращение с детьми ухудшает восприятие новой информации и дальнейшее развитие;
Нейроны в мозгу образуются в течение всей жизни, в отличие от распространенного ранее мифа о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Для того, чтобы это образование происходило, надо постоянно “нагружать” свой мозг, получая новые знания и впечатления;
У левшей и владеющих двумя руками одинаково людей мозолистое тело в головном мозгу в среднем на 11 процентов больше, чем у правшей. Мозолистое тело – это особое образование, состоящее из 200-250 миллионов нервных волокон, соединяющих левое и правое полушарие – своеобразная шина данных.
Головной мозг растет в размерах в среднем до 18 лет.
Если ребенок находится в окружении, стимулирующем развитие, он в дальнейшей жизни будет на 25% лучше усваивать информацию. И наоборот, примитивная среда обитания на те же 25% снижает обучающие способности.
Мозг творческого человека работает в особом режиме, в отличие от техногенного “сухаря”
В Нью-Йорке было проведено интересное исследование, согласно которому студенты, исключившие из своего пищевого рациона продукты с искусственными ароматизаторами и консервантами, имеют в среднем на 14% выше IQ, чем их менее придирчивые товарищи. Тут, правда, непонятно – то ли повышенный IQ вызвал неприятие синтетической пищи, то ли отсутствие ароматизаторов вызвало повышение IQ. Хочется верить, что второе.
Мозг человека имеет врожденное стремление к познанию, то есть любознательность. Но при отсутствии стимуляции это стремление быстро исчезает, уступая место скуке.
Еще одно исследование показало, что изучение новых вещей и явлений приводит к быстрому изменению структуры мозговой активности, причем уже через неделю обучения.
Музыка улучшает обучаемость. Наиболее эффективна легкая фоновая мелодия, особенно классическая музыка.
В мозгу есть два миндалевидных тела (по одному в каждом полушарии), которые “отвечают” за нашу способность читать лица окружающих и понимать, как они себя чувствуют.
Способность к обучению и запоминанию называется декларативной памятью, в отличие от непосредственно воспоминаний она “находится” в другой части мозга.
Запах позволяет лучше усваивать знания. Исследование показало, что совмещение обучения с некоторыми ароматами улучшает процесс запоминания.
Каждый раз, когда вы что-то вспоминаете, в мозгу образуется новая связь.
Память сильно связана с ассоциациями, поэтому ассоциативный способ обучения весьма эффективен. Ассоциации – связи между различными явлениями, понятиями и так далее. К примеру слова кошка – зверь – ласковый – девушка – соседка – лифт – кнопка — канцелярская… являются ассоциативно связанными, по крайней мере для меня.
Считается, что мозг упорядочивает воспоминания во время сна.
Недостаток сна ухудшает способность к запоминанию.
Краткосрочная память связана с кратковременными электрохимическими взаимодействиями в мозгу, а долговременная – с изменением структуры связей между нейронами.
Маленькие хитрости и советы:
Эти маленькие хитрости помогут вам оставаться в трезвом уме даже в весьма преклонном возрасте. Доктор Синтия Грин и «Prevention magazine» составили особый четырехнедельный план мероприятий для мозга.
План состоит из трех стадий: улучшение памяти, повышение концентрации и возрастная коррекция мозга. Эти три стадии подразумевают четыре вида деятельности.
Первый вид деятельности – упражнения. Надо регулярно нагружать свой организм: устраивать пешие прогулки, бегать, плавать,- что угодно, лишь бы двигаться.
Второй вид – поиск новых перспектив. Стоит заняться поиском простых способов прерывания рутинного течения интеллектуальной деятельности. К примеру, можно попробовать чистить зубы левой рукой, если вы правша. Можно начать ходить на работу другой дорогой. Все это даст свежие впечатления мозгу и заставит его не спать.
Третье – интеллектуальная разминка для мозга. Каждый день проводите 10-20 минут за интеллектуальными играми, где идет отсчет времени на убывание. Это поможет мобилизовать мозговые способности.
Четвертое – самое важное. Необходимо полноценно взаимодействовать с окружающими каждый день. Именно многогранное общение на разных уровнях (тактильном, визуальном, языковом) активирует все мозговые центры сразу, поддерживая их в рабочем состоянии.

#3 
tschaley
патриот
tschaley
16.09.11 13:51 new Re: Последние исследования в области мозга
в ответ tschaley 04.11.10 15:14

Снят первый фильм о состоянии мозга женщины во воремя оргазма
08 ноября 2010 | 13:22
Неврологи сняли первый фильм о том, что происходит в мозгу у женщины, когда она испытывает оргазм, пишет издание Тхе Сундаы Тимес.
Специалисты зафиксировали, как сексуальное возбуждение вызывает целый каскад событий, которые, достигнув своего пика, задействуют 30 различных зон мозга и влияют на нервную систему женщины, в частности делая ее гораздо менее чувствительной к боли, отмечает издание.

Исследователи намерены создать аналогичный фильм о мозге мужчины, чтобы увидеть, действительно ли женский оргазм длительнее и глубже, как можно предположить на основании других свидетельств.
"У женщин оргазм вызывает очень интенсивную реакцию по всему мозгу и телу", - сказал Барри Комисарук, профессор психологии в Университете Ратджерса в Нью-Джерси, который наблюдал за исследованием. Комисарук и его коллеги намерены показать фильм на Неуросциенце-2010 - конференции, организованной американским Обществом нейробиологии в этом месяце.
Исследователи попросили восьмерых женщин заниматься "самостимуляцией" до достижения оргазма, лежа под одеялом в магнитно-резонансном томографе. Несмотря на больничную обстановку, все женщины сумели достичь оргазма, в большинстве случаев это занимало менее пяти минут, хотя некоторым потребовалось до 20 минут. Как правило, оргазм длился 10-15 секунд.
По материалам: Сундаы Тимес

#4