Deutsch
201 просмотров
прохожий
Klark_u701
11.10.09 14:24  На празднике знаний: кафедра против Сократа

Поговорим о том, чем неприлично портить праздник
1 сентября и 5 октября
В наше время модно божиться Знанием. В особенности модно на него?клеветать.
На кафедрах различных факультетов, как то: ?фило-логических?, ?гуманитарных?, ?культуро-логических?, ?полито-логических?, ?философских?, ?социо-логических? и прочих, и прочих, пузатые лысые дяди и бородатые юноши назойливо твердят студенткам-простушкам одно, но, видимо, самое-самое для них важное: знать Истину ? нескромно; настаивать на Всеобщем ? тоталитарно; иметь Авторитет и блюсти к нему уважение со стороны себя и других ? не гуманно; соблюдать Дисциплину Мысли и оберегать её ? бездушно, а уж подвергать сомнению все эти заповеди Кафедры ? по меньшей мере недемократично.
Кто попробует, тот либо ?хулиган?, либо ? ?ТОТАЛИТАРИСТ?!
Ведь, что ни говори, а ?тоталитаризм? ? это первейший враг ?демократии и плюрализма?. А при известной настойчивости ведёт аж? (О Боже, и подумать-то страшно, КУДА ИМЕННО ОН ВЕДЁТ!)
Между тем, логически образованным гуманистам, психологам, социологам и фило-логам вообще, не может не быть ясно: СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ ? НАЧАЛО ИСТИНЫ! Другими словами, ?тотальное? ? это, для людей разумных, всего-навсего (и прежде всего!) суть ?все-общее?. И больше ровным счётом НИЧЕГО.
Присмотревшись к этим особенностям нашего времени, приходишь к выводу: ох и лукавят же современные ?кафедральные оракулы?! Хоть ты на них с точки зрения Науки, хоть с точки зрения самой Библии посмотри?
А вот лукавят-то зачем? И, самое главное, почему?!
?Нужно сказать, что ещё ?учитель всех учителей? 25 веков тому назад расставил тут всё по своим местам. Имя этому герою Истины и Знания ? СОКРАТ. Лишь не-знание ведёт к отсутствию добродетели в человеке ? полагал он. А хамское неуважение ко ?всеобщности знания?,- продолжил его ученик Платон,- ведёт в том числе?
Жить Сократу случилось как раз в то время, когда современники его сделали открытие, что знание, оказывается, очень даже можно продать?
Ну и что же?! ? быть может, скажет наш современник, не поддавшийся вирусу ?ваучеризации?. ? Ежели знание может быть товаром, это ведь вовсе не значит, что товар должен быть именно знанием. Ведь производит и владеет-то знанием как Знанием именно мыслитель, мудрец, а уж вовсе не ?продавец?!
И будет вполне прав.
Знания не продаются! ? вслед за Сократом, можем сказать и мы.
Они ? ПЕРЕ-даются. И передача их от человека к человеку есть его ?СОФИО-генез?, но вовсе не продажа. ?Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать?, - сказано давно и весьма-весьма умно на сей щекотливый счёт?
Итак, не ?покупатель и продавец?, а ученик и Учитель ? вот та стихия Жизни, в которой только знание как знание и живёт. Его легко можно фальсифицировать. Например, подменить образование ? ?социализацией?; обучение подменить ?просвещением?; воспитание ? ?адаптацией? и т. д. и т.п. Но ни в коем случае её, стихию эту, нельзя ЗАМЕНИТЬ!
Ведь ?товару? ? всё равно: чёрная банка с гуталином или белые балетные тапочки балерины. Товарность уравняет ?всё со всем?. Следовательно, кто ?успешно торгует знаниями? ? тот продаёт вам всё, что угодно, но только не их самих.
?Исповедуя эти принципы, Сократ жил более чем скромно со своей семьёй. И вот однажды, вместе со своей женой Ксантиппой, он пришел на рынок древних Афин. Торговые ряды ломились под тяжестью всякого товара, будя новые потребности и ажиотажный интерес. Оглядев всё это изобилие вполне хладнокровно, Сократ радостно воскликнул: ?До чего же на свете есть множество вещей, без которых я вполне могу обойтись!?
И тут-то случилось житейски нечто знакомое и вполне современное. Жена Сократа, видимо, угнетённая скромностью их быта, а так же раздражённая его нежеланием разбогатеть, беря деньги с учеников за обучение, пришла в ярость. По свидетельству современников, она тут же окатила его из ведра. Прямо при всех. Источники не уточняют, были ли в этой карающей деснице с ведром помои или просто вода?
Что и говорить! Помои на голову мудреца ? вещь для обывателя более чем сладостная ещё и сейчас. И то сказать: разве не достоин помоев тот, кто труд нестяжания ценит выше, чем трудность что-либо иметь?
Собралась толпа, которая, злорадствуя против Сократа-мудреца, поддержала Сократа-мужчину, науськивая проучить жену. На что тот добродушно ответил: ?Вот видите? Я же всегда говорил, что за громами моей Ксантиппы обязательно следует дождь!?
И какова же мораль? Она предельно проста: продавать знания за деньги ? это женский подход и к ?истине? и к самой ?торговле?. Но мало ли чего ?вдруг? женщина захочет захотеть?! Недопустимо обманывать ни покупателей, ни учеников! На то рядом с ней и мужчина, чтобы обмана этого не допустить?
Однако ?женский каприз? в обращении со Знанием, за стенами дома Сократа, практиковали так называемые СОФИСТЫ. Знание нужно продавать, а покупателя можно обольстить! ? полагали они. И не без успеха? Однако, и именовался их товар не ?знанием?, а софистикой. Так он зовётся и до сих пор?
Так чему же учит современную школу ? нынешняя кафедра? Уж не тому ли, что женская снисходительность к познанию как торговле у Ксантиппы ? ?прекрасна?, а вот мужская непреклонность Сократа перед лицом всякого торгашества ? отвратительна?
Что ярость Ксантиппы на рынке /= в социуме/ - и ?демократична?, и ?плюралистична?, и ?скромна? и ?гуманна?? А добро-душие и понятливая мягкость Сократа в Обществе к стихийной путанице самой жизни ? ?авторитарна? и? даже более того?
Решите сами.
А вот чему учит нынешнюю школу сам Сократ? Не тому ли, во-первых, что кафедра ведёт себя так же, как тогда на рынке Ксантиппа?
Что, во-вторых, школа по самому своему существу, есть не ?социум?, а софиум? И лишь потому она ? подлинно общественна?
Не тому ли, в-третьих, что не следует путать Женщину ? с ?бабой?, а ?софистику? путать с Софией?
Ибо кто истинно ЗНАЕТ, тому, не путая школу с рынком, не приходится ни обманывать, ни обманываться, ни обольщать!
Сократ и сегодня учит ПРОЯВЛЯТЬ МУЖЕСТВО В ПОЗНАНИИ, проще говоря?
Август ? 1996 г.
ОПУБЛИКОВАНО: - ?Торг?, сентябрь 1996 г (приложение к ?Уральская газета?)
- ?Новая хроника?, 30 октября 1997 г. (? 43 /147/)
- ?Учитель?, ? 9, сентябрь, 1997 г.
- ?Уральский университет?, ? 1 (2373), 23 января 1998 г.
ОТ К Л И К И на статью:
Заметка ?Кафедра против Сократа? напомнила мне другую статью того же автора под названием ?Демон Сократа?, опубликованную в газете ?На смену!? в 1984 году. В ней В.Молчанов доказательно и своевременно предупредил общество, что если дух сократовской мысли и дольше будет выветриваться из жизни, то ничего хорошего ждать не придётся.
С тех пор прошло 13 лет и предсказания учёного полностью оправдались: рухнули официальные идеология и мораль; исчезли госэкзамены по ?научному коммунизму? как последняя ступенька советского интеллигента на пути к вожделённому диплому о высшем образовании; испарились горкомы, райкомы и парткомы КПСС, как хранители истины в последней инстанции; кануло в Лету самое большое в мире государство; в прах обратились вклады на сберкнижках, но зато выросли цены и упали стипендии, пенсии и зарплаты?
Если и теперь, после столь жёсткого урока, ?учитель всех учителей? не будет, наконец, реабилитирован, то крах неминуемый ожидает не только кафедру, но и школу ? оплот Детской Души. Так предупреждает автор, и предупреждает в очередной раз.
Так в чём же дело?
А дело в том, считает учёный В. А.Молчанов, что в погоне за жизненным успехом, люди по-прежнему могут поступать двояко: либо познать Истину, либо же обольстить Начальство. Первому должна научить школа. А второму до сих пор ещё учит кафедра, несмотря на своё недавнее фиаско.
При этом школа всё больше и больше заглядывает кафедре в рот. И при этом кафедра делает вид, что именно она и только она всецело и монопольно истиной и владеет?
Скрывая своё тесное родство со вчерашним парткомом, кафедра имитирует свою интимную близость с вечностью в лице старого Сократа. Публика этому простодушно верит, сохраняя прочную основу дальнейших жизненных катастроф.
А жаль!
Геннадий СЕРГЕЕВ, сотрудник
Департамента
Образования Правительства
Свердловской области
Признаюсь, меня не удивило появление этой статьи Валерия Молчанова. В одном из своих публичных выступлений он признался аудитории, что на протяжении 15 лет работы в Свердловском медицинском институте его не покидало состояние полной ошеломленности от открытия, которое он сделал в первый же год своей преподавательской карьеры. А именно: студенты-выпускники, направляясь трудиться на самые трепетные направления современной медицины ? педиатрию и психиатрию ? шли к пациенту со святым убеждением в том, что? Сократ ? шизофреник!
Эту святую уверенность они переняли от своих профессоров и доцентов, чей авторитет в медицине поистине непререкаем. Что гуманитарные последствия от такого положения вещей поистине катастрофичны, я вскоре убедился и сам.
?Несколько лет назад я, как председатель медико-психолого-педагогической комиссии (МППК), присутствовал на педсовете одной из престижно-образцовых школ Орджоникидзевского района. Повод был такой: на комиссию направлялись дети с предполагаемым ?ненормальным? психическим статусом ребёнка. А характеристики, составленные их учителями, содержали в себе кричащие противоречия в оценке софиогенеза способностей. Например, диагностируется отсутствие воли у ребёнка на уроке и тут же ? свидетельство о ярком проявлении воли в игре; делают заключение о пониженном интеллекте и тут же ? рассказ о ярких логических проявлениях ума и т.д. и т.п.
Статистика была богатой, но констатация этого обстоятельства вызвала неудовольствие в учительской. И на ?помощь? была призвана зам директора по науке, выпускница философского факультета. Слово за слово, и выяснилась тема её дипломной работы ? ?Гуманизм Платона?. Что ж, может быть. с позиций науковедения название не совсем бесспорно, но для педагогики разве не очень хорошо?
Но нет! ?Философский авторитет? местных учительниц решительно заявила, что обнажать противоречия в учительских характеристиках, а тем более требовать ответственности за логические несообразности ? нельзя.
- Но почему?! ? спросил я.
- А потому, что это негуманно! ? ответили мне.
- Как же так, противоречит сам себе учитель, а в ?пониженном интеллекте? подозревают ребёнка? ? не унимался я. ? Какой же тут гуманизм?!
Страсти накалялись и учительницы всё заинтересованнее заглядывали поочерёдно нам в глаза: чья возьмёт!
Наконец, в качестве главного арбитра, помянули самого Платона: душевность следует проявлять, но логику-то при этом нарушать недопустимо. Разве не так?
И тут моего яростного оппонента просто прорвало: ?Да я ради гуманистического уважения к человеческой душе даже дочери своей разрешу хоть в проститутки пойти! Лишь бы не давить на неё даже во имя вашей логики?, - заявила она.
В учительской кто-то ахнул. Признаться, я сперва остолбенел.
- Неужели?
- Да, да, да!
? Говорить было больше не о чем. Град пресловутых диагнозов ?ЗПР? в этой школе был вполне объяснён. С его помощью выметались неугодные ученики, чтобы оставить ?элитный? материал ? угодных.
Мои же мысли потекли в направлении вопроса: где?
Позже я выяснил, что диплом ?Гуманизм Платона? был защищён на кафедре истории философии УрГУ.
Как видим, кафедра и тут ?своё брала?. Такова жизнь?
Владимир ГУКИН, координатор
Областного педагогического общества.

Главную мысль статьи В.Молчанова можно отразить примерно так: древняя Ксантиппа ? это современная ?кафедра?, усмирённая Сократом. А современная кафедра ? это историческая ?Ксантиппа?, вырвавшаяся из крепких мужских рук и оказавшаяся без руля и ветрил Сократовой вековой мудрости.
Объявляя себя учреждением ?академическим? и ?платоническим? по своим намерениям, нынешняя кафедра подсовывает обществу доцентскую суету под видом ?мудрости?.
Почему это крайне опасно?
А потому, что кафедра бесконтрольно делегирует своих представителей во все руководящие сферы общества, народного хозяйства и государства, не желая при этом брать на себя ответственность за положение дел в целом. И этой же элитарной безответственностью она заражает и среднюю школу.
Например, почему учителя сегодня в массе своей оказываются без зарплаты? Говорят, что нет бюджетных средств. И они ? жертвы обстоятельств?
А кто же верстает такой бюджет? Да ведь делают это их вчерашние ученики, прошедшие ?отбор? кафедры и занявшие общественно-государственные высоты народной жизни.
Вот и получается, как ни крути, что голодающий учитель? наказал себя сам!
Но разве возможно такое самокритичное признание из уст самих учителей?
Учёный прав: вот когда сотни тысяч учителей ясно и внятно, на всю страну не побоятся об этом сказать, тогда-то и начнётся настоящее духовное возрождение России. Возрождение, которое В. Молчанов называет ?софиологической революцией?.

Владимир ЧУЧИН, педагог
дополнительного образования,
член педагогического общества.
Сентябрь ? 1997 г.

#1