русский
103 Views
прохожий
20.02.14 04:10  ....Искусство быть собой...


О пользе и бесполезности прописных истин
Стремление к самосовершенствованию имеет возраст человечества. Размах различий между людьми необъятен, каждый человек уникален.
У каждого свои побуждения изменять себя, начать никогда не поздно. Аксиомы самопознания. Любить себя – значит быть требовательным к себе.
Скандал с самим собой
Все хорошие советы уже даны. Все правила мудрости и самообладания были составлены задолго до нашей эры,
и со времен Марка Аврелия к ним не прибавилось ничего существенного. То досадное обстоятельство, что до сих пор эти рецепты мало кому помогали,
имеет множество причин; вот по крайней мере две из них:
когда люди могут себе помочь, они часто не хотят этого. Многие бессознательно стремятся к страданию
. Многим хочется оставаться детски беспомощными; когда люди искренне хотят себе помочь, воспользовавшись чьей-то подсказкой, они по
большей части все равно не знают, как это сделать, ибо на всякий добрый совет нужен еще десяток – как его выполнить.
Самая же основная трудность в том, что у некоторых людей слабо развиты сознательные силы,
которые могли бы управлять мощью бессознательного в выбранном направлении. Наша природа еще мало доверяет
нашему разуму. Поэтому очень легко принять любое разумное решение в отношении себя и очень
трудно его выполнить. Полное согласие между сознанием и подсознанием встречается не чаще,
чем счастливый брак. Но излюбленный способ действия подсознания – вести дело так, будто его и нет,
будто сознание управляет всем целиком и полностью. Когда же сознание обнаруживает подвох,
начинается скандал с самим собой…
Гром не грянет…
Никого нельзя принудить к самосовершенствованию ни уговорами, ни угрозами, ни гипнозом,
если у него нет к тому собственных внутренних побуждений. Несовершенство же обычно
застигает врасплох. Недостаточность своего обыденного самообладания человек начинает
замечать на трудностях: повышенный объем и сложность работы, напряженная ситуация,
конфликт, болезнь, возраст – тут-то и обнаруживается, что многим, казалось бы, простым
вещам надо учиться или доучиваться: сосредоточению и мобилизации, переключению
и эмоциональной перенастройке, расслаблению, отдыху, сну…
Управлять собой трудно тогда, когда это особенно необходимо. Огромное большинство людей
этому никогда специально не учится. Удивительно ли, что к экзаменам приходят неподготовленными?Различия между людьми
и физические, и психические, порой оказываются значительнее, чем различия между животными разных видов.
Один и тот же человек в разное время может отличаться от себя больше, чем от другого.
Отсюда уже ясно, как трудно создать универсальную систему здоровья.
Спрос на такие системы, однако, был всегда. Всегда были и предложения.
«Развитие магнетической силы и усиление памяти», «Волевая гимнастика», «Школа самообладания»,
«Сила воли в деловой и повседневной жизни», «Пять минут в день для здоровья»,
«Как перестать волноваться и начать жить»… – подобные руководства выходили
в прошлом и позапрошлом веках, а в нынешнем их стало, естественно, еще больше.
В некоторых из них много полезного, но совокупный результат, видимо, всегда соответствовал формуле:
«умные стали умней, глупые – глупей, а тысячи прочих ни в чем не изменились».
В начале века в Европе и Америке была популярна система Мюллера. Казалось, естественнее
и гармоничнее ничего нельзя было придумать: воздух, солнце, разнообразные движения, во всем умеренность…
Приверженцы этой системы есть до сих пор, сам же творец ее почему-то довольно рано умер.
Впрочем, если даже система не помогла своему создателю, это еще не значит, что она не годится,
равно как и обратное. Мое мнение: всякая система по-своему хороша, если следовать ей с верой.
Но не со слепой…Нет совершенных
Нет человека, который бы повсюду и всегда справлялся с собой; нет и такого, который никогда над собой не властен.
Многие люди, прекрасно владеющие собой в общении, хладнокровные в самых опасных ситуациях,
ничего не могут поделать, когда нужно заставить себя заниматься, или не устоят перед рюмкой.
Собранные и организованные часто бывают раздражительны или застенчивы. Один теряет контроль
над собой при публичных выступлениях, другой на экзаменах, третий – только в интимных ситуациях,
четвертый – в общении с одним-единственным человеком.
Словом, у каждого есть свои сферы наименьшего и наибольшего самоконтроля.
И вряд ли необходимо, чтобы человек всегда одинаково владел собой.
Я не могу определить эту меру – каждый определяет ее для себя сам.
А чтобы понять, почему человек в данном случае хозяин себе, а в другом – нет,
порой приходится разбирать всю его жизнь с раннего детства, учитывать и наследственность,
и воспитание, психотерапевты ломают копья… Но можно самому постичь в себе многое, имея в виду
Полдюжины прописных истин,
к которым автор пришел отчасти на собственных ошибках
1. Нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно.
2. Нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить.
3. Нельзя изучить себя, не изучая одновременно и с равной заинтересованностью других людей
(хотя бы еще одного человека; но чем больше, тем лучше).
4. Нельзя изучать человека холодно: таким путем человек непознаваем, потому что природа
его противится изучению как насилию; по-настоящему постичь человека можно, только помогая ему.
5. Ни себя, ни других нельзя изучить иначе как в деятельности и общении.
6. Изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек –
это «открытая система», меняющаяся во многом непредсказуемо:
больше, чем какое-либо другое существо, человек «становится», а не «есть».

img
#1