В настоящее время катастрофически растет число преступников, алкоголиков, наркоманов, в том числе среди детей и подростков, множаться разводы, происходят природные и техногенные катастрофы, и множество людей не выдерживают напряжения современной жизни, скатываясь к неврозу, нередко переходящему в психозы.
Те же, кому удается удержаться от срывов, "принимают удар на себя" в виде психосоматических нарушений. Нашему обществу остро не хватает психологической культуры отношения к себе, к другим людям в семье и на работе.
Также существует необходимость в квалифицированных медицинских работниках, психологически подготовленных к специфике своей профессии.
Анализируя эти проблемы и изучая медицинскую и психологическую литературу на данную тему, моё внимание привлекла книги выдающегося отечественного физиолога, создателя русской физиологической научной школы Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1861) и, особенно, « Кому и как разрабатывать психологию» (1877), в которых я нашла прямые ответы на поставленные передо мной вопросы.
В этих книгах впервые был поставлен вопрос о том, что является истиной в науке о поведении человека, и что на самом деле будет «белым пятном» в наших представлениях о психике. В первой книге И.М. Сеченов пишет: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению», что по сути означает значительное снижение размерности изучаемых психических явлений. Рефлексы, привычки, противодействия внешним раздражителям, механизмы задержки и подавления реакций организма, всё это имеет под собой единую физиологическую основу. Поэтому во второй книге И.М.Сеченов уже формулируют максиму, с которой я полностью согласна: «Поэтому настоящим психологом-аналитиком может быть только физиолог»
Так уже в начале 19 века появилась такая наука, как психофизиология.
Она является той областью знаний, которая связывает в единое целое понятия сознательного и бессознательного и представляет собой активное отражение в мозгу человека картин объективного мира и самого себя в этом мире, обеспечивая возможность воздействия на мир, его преобразования и целенаправленного поведения в нем.
В свою очередь, в психофизиологии, со временем, появились новые направления. Например, такое направление, как Психофизиология профессиональной деятельности.
Предметом психофизиологии профессиональной деятельности являются психофизиологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.
Цель психофизиологии профессиональной деятельности состоит в том, чтобы показать человека во всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений.
Сфера психофизиологии профессиональной деятельности очень широка, а ее границы с другими дисциплинами достаточно условны.
К числу основных исследовательских задач психофизиологии профессиональной деятельности относят: исследование особенностей психических процессов (внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности личности; изучение основных психофизиологических свойств субъекта труда и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности; изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности, а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью; раскрытие и учет индивидуальных психофизиологических особенностей субъекта труда.
Таким образом, можно подвести итог: Изучая психологию на кафедре клинической психологии РГПУ им. Герцена, и одновременно с этим обучаясь в фельдшерском колледже на вечернем отделении, я бы хотела научиться достаточно свободно, ориентироваться в психофизиологии вообще, и в психофизиологии труда в частности, так как считаю жизненно важным учитывать психологическую готовность студентов медицинского колледжа к профессиональной деятельности в медицинских учреждениях, что и является темой моей магистрской диссертации.
Стараюсь понять проблемы людей и помочь им, потому что чувствую в себе силы и желание это сделать. А также мне интересно изучать психологию и медицину одновременно, что даёт возможность глубже вникать в основы психофизиологии человека.
«Психологи – враги народа» – так отзывается врач-психотерапевт о психологах, когда я сообщаю ему, находясь на приёме, о своём намерении посетить психолога.
С одной стороны, я с ним и согласна, потому что одно из мест моей практики обучения в фельдшерском колледже – больница.
Да, действительно, когда читаешь карты пациентов, то видишь, что на ранних этапах болезни большинство из них ходили по психологическим консультациям, курсам, группам и тренингам.
Людей учили «радоваться жизни» и как «избавиться от излишних страхов и тревог».
А, между тем, у них прогрессировала болезнь.
И никто из ведущих группы или консультирующих психологов не увидел, что у человека заболевание телесное, а не психосоматическое!
Поэтому в моём понимании, психолог, это, прежде всего, человек образованный всесторонне, и желательно, хотя бы в общих чертах, разбирающийся в медицине.
С другой стороны, не всё так плохо, потому, что из своего собственного опыта могу сказать, что однажды сама была вынуждена обратиться к психологу-консультанту. Причём, по стечению обстоятельств, специалисту, закончившему магистратуру РГПУ им. Герцена (студенткой которой сейчас и сама являюсь). Благодаря его высококвалифицированной помощи, были решены не только некоторые важные проблемы в моей жизни, но даже высветилось новое для меня направление деятельности, работы и обучения в той области, которые приносят мне радость, удовольствие и огромное чувство удовлетворения!
Исходя из моего жизненного опыта, могу добавить, что хороший психолог - это человек образованный, сопереживающий, способный понять и поддержать вас в трудную минуту, помочь отыскать вам правильное направление в жизни, грамотно использовать имеющиеся у вас ресурсы.
К сожалению, многие психологи обладают набором довольно поверхностных, разрозненных, устаревших знаний с большим количеством примитивных схем и клише.
Известно, что наша психологическая «школа» славилась, когда занималась наукой. С течением времени направление в области изучения психологии постепенно менялось кардинально противоположно, а именно на коммерческий подход в психологии.
Большинство выпускников факультетов психологии и различных психологических курсов идёт работать с людьми – консультировать, вести группы. А для этого требуется принципиально иной набор профессиональных знаний, да и другой уровень ответственности.
В психологии есть достоверные знания, то есть проверенные научными исследованиями. И есть громадное количество теорий, не подтвержденных никакими хоть сколько-нибудь приемлемыми доказательствами. Сформировались ли на сегодняшний день четкие требования – что должен знать и уметь психолог?
Существуют ли понятия о морально-этических нормах нашего времени? Какие корректировки вносятся в программы подготовки психологов с учётом научно-технического прогресса и увеличения роста стрессо-факторов?