На сегодняшней мировой сцене есть один неоспоримо великий актер, и его не интересует наш сценарий. Российский премьер-министр Владимир Путин, который скоро снова станет президентом, доказал свою поразительную эффективность в розыгрыше тех слабых карт, которые достались ему в наследство. Он одерживает одну победу за другой, одновременно подтверждая, что является тем самым сильным лидером, которого страстно желают россияне. Ни один из его зарубежных коллег не демонстрирует столь глубокое понимание собственного народа, ни один не обладает практичной и трезвой путинской способностью оценивать партнеров.
Гениальность Путина – а иначе это не назовешь – начинается с его способности проникнуть в суть государственного управления, что не удавалось «великим» диктаторам прошлого столетия. Надо контролировать только публичную, общественную, но
не частную жизнь. Путин понял, что человеку надо дать возможность выпускать пар по поводу мировых бед и несчастий, но чтобы он делал это за кухонным столом под бутылку водки, не нанося вреда государству. Его не выраженный словами уговор с российским народом заключается в том, что люди за закрытыми дверями могут говорить все, что им вздумается, не вынося это на улицы и не облекая это в форму публичного протеста. Он увидел, что авторитарное государство, которое не вламывается в двери, не только терпимо, но и более эффективно.
А что до дерзких и непокорных, то
их он убивает или сажает за решетку. Но нет никаких больших чисток, нет ГУЛАГа – есть только тщательно отбираемые жертвы, служащие в назидание другим. Это антикоррупционный
активист Сергей Магнитский, скончавшийся в предварительном заключении; это непослушный миллиардер Михаил Ходорковский, посаженный по обвинениям, которые россияне считают черным юмором. Наверное, совесть немного мучает Запад, но Путин знает, что международное сообщество не станет налагать на режим существенные карательные санкции. Соблазненные кремлевской политикой западные лидеры (а здесь есть все – от нефтяных и газовых концессий до циничных намеков на стратегическое сотрудничество) сделали слишком большие ставки в этой игре. А что до простого народа России, до черни, так это ерунда. Чернь ликует, когда царь режет бороды боярам – или унижает вызывающего зависть олигарха. Что же касается надоедливых и неотступных журналистов, то Путин побился об заклад, что их можно безнаказанно уничтожать, как случилось с Анной Политковской. А наше возмущение – оно временное
и только для проформы.
Во внутренней политике Путину нет равных в том, как он чувствует настроения людей. Нам его позы с голой грудью кажутся смехотворными, но россияне видят в нем настоящего мужика. А его трезвость – это несбыточная мечта женщин России, страдающих от пьянства своих мужей.
Немаловажно и то, что Путин возродил веру россиян в величие страны. Неотступно играя на мировой арене такую роль, которая не соответствует возможностям России, он вновь пробудил представления сталинской эпохи о том, что если народ страдает, то делает он это во имя великого будущего.
На международной арене он оценивает своих собеседников с ловкостью и проворством опытного вербовщика-шпиона, кем он и являлся в старые недобрые времена. Его вспышки гнева
и резкие высказывания становятся темой новостей (что опять же привлекает к нему людей), но политика у него хладнокровная, трезвая и беспощадная – и поразительно успешная.
Стоит отметить те крупные успехи, которых добился Путин. Подобно своему герою Петру Первому, он приручил новую знать (по богатству, а не по крови) и консолидировал власть государства. Он вернул России статус великой державы – в основном благодаря блефу. Он вымучил у американских переговорщиков договор СНВ-3, потому что те очень сильно хотели заключить соглашение. Благодаря своему умелому обращению с Европой, он добивается заключения буквально каждого соглашения о строительстве трубопроводов, одновременно оттесняя на обочину новых членов НАТО на востоке и сохраняя слабость и разобщенность на Украине. Он расчленил Грузию, на заплатив за это ничем.
Он зажал в прочные тиски снабжение наших войск в Афганистане, и теперь путь снабжения через Россию уступает по объемам только пакистанскому маршруту, где мы из-за своего стратегического неумения тоже засунули голову в удавку.
Если у Путина и есть недостатки, то это пренебрежение к экономике. Россия почти фатально зависит от экспорта нефти и газа. Но и это тоже возникает в силу хорошо просчитанной политики: Россию с диверсифицированной экономикой и более состоятельным населением будет гораздо труднее контролировать. Сегодняшняя кучка олигархов вполне подходит на роль старой царской знати (хотя светского лоска и приличия ей явно не хватает). Они тратят деньги хвастливо и у всех на виду, они тусуются за границей, а в политических вопросах послушны и покорны. И Путин скорее
пойдет на ликвидацию монополистической экономики, чем на расширение баз власти и влияния.
Веками Москва называла себя «Третьим Римом» в честь городов святого Петра и Константина. Такое сравнение весьма уместно, потому что Путин сделал то, что после первого падения Рима и разграбления Константинополя в ходе четвертого крестового похода делали многие сильные императоры. Он возродил, пусть и на непродолжительный срок, увядшую славу.
Россия обречена на страшный упадок в плане демографии, экономики, развития, обороны и даже образования. Но наконец-то хоть один гениальный человек дал своему народу отсрочку в исполнении сурового приговора. Владимир Путин опасный человек, но он великолепный царь.
Ральф Питерс – отставной армейский офицер, специализирующийся на России и ее утраченной империи. Он работает аналитиком
в Fox News. Недавно вышла его книга «Lines of Fire: A Renegade Writes on Strategy, Intelligence, and Security» (Линии огня: ренегат пишет о стратегии, разведке и безопасности).
Оригинал публикации: The genius of Vladimir Putin