Вход на сайт
3355 просмотров
11.04.09 21:18 Re: Журнал ╚Деньги╩
в ответ tschaley 11.04.09 21:07
Журнал ╚Деньги╩
Яйца для VIP
Журнал ╚Деньги╩ ╧ 23(327) от 13.06.2001
Много лет назад, 30 мая 1846 года, в семье обрусевшего француза-ювелира
Фаберже родился мальчик Петер Карл. Со временем Карл Густавович Фаберже
стал купцом первой гильдии, ювелиром российского императорского двора и автором
шедевров, заполучить которые - предел мечтаний любого коллекционера антиквариата.
Легендарные пасхальные яйца Фаберже стали одним из символов России, а цены на
них сегодня измеряются в миллионах долларов.
Первую ювелирную фирму Фаберже в Петербурге открыл Густав Фаберже. Но лишь затем,
чтобы заработать денег, жениться и уехать в Саксонию
Homo Faber
В 1842 году в Санкт-Петербурге открылась небольшая ювелирная мастерская. Ее хозяин
Густав Фаберже был потомком гугенотов, эмигрировавших после отмены Нантского эдикта в
Германию. Впоследствии Фаберже осели в прибалтийской провинции Российской империи,
Лифляндии - там родители Густава приняли русское подданство.
Его сын Петер-Карл, закончив немецкую школу в Петербурге, учился ювелирному делу у друга
отца, Петера Пендина, а также у лучших мастеров в Париже, Франкфурте и Лондоне. В 1870 году
он возглавил дело, а спустя два года женился на дочери управляющего императорскими мебельными
мастерскими. Все его четверо сыновей отдали дань
семейному бизнесу.
Карл Густавович, обладавший недюжинной энергией, богатой фантазией и отменной
практической сметкой, превратил отцовскую мастерскую в одну из ведущих ювелирных компаний.
В 1882 году дом Фаберже впервые выставил свои изделия на выставке "Русское художественное и
промышленное искусство" и получил золотую медаль за виртуозно выполненные копии древнегреческих
сокровищ, найденных в захоронениях близ Керчи. Спустя год последовал первый заказ от царской семьи.
А 16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было официально присвоено звание поставщика двора Его
Императорского величества, дававшее право на включение двуглавого орла в фирменный знак.
После этого в очередь к Фаберже выстроился весь высший свет (например, одним из постоянных
клиентов стал нефтяной король Эммануил Нобель - племянник основателя знаменитой премии).
Дело стремительно разрасталось, и в 1900 году фирма заняла новое четырехэтажное здание по
адресу Большая Морская, 24: на первом этаже - главный торговый зал, на втором и третьем - мастерские
и библиотека, на последнем - роскошные 15-комнатные апартаменты самого Фаберже.
Сыновья Фаберже Александр и Евгений возможно, оказались бы неплохими продолжателями дела отца, но им помешали большевики
В том же году фирма показывала свои изделия в составе русской экспозиции на Всемирной парижской выставке.
Дело кончилось настоящим триумфом: копии императорских регалий принесли дому золотую медаль и Гран-при,
а сам Фаберже получил звание "мастер золотых дел" и орден Почетного легиона. Вторая золотая медаль
досталась изобретателю радио Александру Попову.
Среди постоянных клиентов Фаберже теперь значились королевские дома Англии (по предложению супруги английского короля Фаберже открыл свое отделение в Лондоне), Швеции, Норвегии. Множество украшений для своей коллекции приобрел у Фаберже король Сиама (Таиланда), хотя и в собственных ювелирах недостатка не испытывал.
Первая крупная публичная выставка изделий Фаберже в России состоялась в 1902 году. Во дворец барона фон Дервиза съехался весь петербургский свет, включая членов царской фамилии. К тому времени отношения Карла Густавовича со своим главным клиентом вышли за рамки "заказчик-поставщик". Семья императора считала его своим другом, для хранения сокровищ дома Фаберже в Зимнем дворце даже отвели специальное помещение. За главой фирмы было закреплено право самолично решать, когда и что дарить августейшим особам, и сюрпризы от Фаберже во дворце ждали с нетерпением.
Хитрые яйца
Обычай допускать на Пасху "к царевой руке" и дарить крашеные яйца зародился при дворе еще во времена царя Алексея Михайловича. Яйца тогда использовали куриные, лебединые, утиные, гусиные, а также искусственные - из дерева и кости. В XVIII-XIX веках в ход пошли стекло, хрусталь, драгоценные камни и металлы, фарфор, папье-маше с лаковым письмом, шитая бисером ткань.
В 1885 году Александр III решил подарить жене на Пасху нечто необычное и обратился с этим к придворному ювелиру. Фаберже вручил императору драгоценное яйцо: покрытые белой эмалью "скорлупки" скрывали золотой "желток" с золотой же курочкой, внутри которой находились миниатюрное рубиновое яичко и бриллиантовая корона - точная копия императорской.
Это пасхальное яйцо, дожившее, кстати, до наших дней, правда, без "желтка" и курицы, стало первым из 54 (по другим данным, 56), вошедших в знаменитую императорскую серию. Каждое из этих фантастической красоты изделий из золота, драгоценных камней, эмалей, стекла содержало в себе хитрую начинку и было приурочено к тому или иному памятному событию в жизни страны и царского двора. За подобные творения дома Фаберже стоимостью несколько тысяч тогдашних рублей сегодня выкладывают миллионы долларов!
Вопреки расхожему мнению, своими руками Карл Фаберже не сделал ни одного украшения: он руководил, в крайнем случае - рисовал
С тех пор каждое утро на Пасху Карл Густавович собственноручно доставлял во дворец свой очередной презент. При этом император полагался на вкус и фантазию своего ювелира - тот сам определял концепцию яйца.
Постоянным клиентом Фаберже стал и Николай II. Заняв трон в 1894-м, он уже на следующий год заказал ювелиру сразу два пасхальных яйца: "Королевский дворец в Копенгагене" был подарен императором матери, а "Розовый бутон" - жене, Александре Федоровне. Это стало традицией, и работы у Карла Фаберже прибавилось.
Впрочем, фантазии у него по-прежнему было с избытком. Императорская серия пополнялась яйцами с раскрывающим хвост павлином, поющим петухом, точной копией царской кареты, макетами дворцов и боевых кораблей, миниатюрными памятниками и портретами... Ныне в Оружейной палате хранится 10 пасхальных яиц Фаберже - все, что остались в России. Каждое имеет свое название и соответствующий сюрприз внутри: "Памяти Азова" (модель одноименного крейсера), "Часы", "Сибирская железная дорога" (платиновый паровоз с бриллиантовыми фарами и пять золотых вагончиков), "Московский Кремль", "Клевер", "Александровский дворец", "Царская яхта 'Штандарт'", "Памятник Александру III в Петербурге", "Трехсотлетие дома Романовых" (яйцо украшено 18-ю миниатюрами с портретами всех представителей царствующей династии ? от Михаила до Николая II) и одно из последних творений мастеров Фаберже ?"Стальное" яйцо, укрепленное на четырех артиллерийских снарядах. Внутри - мольберт с миниатюрой, изображающей посещение царем боевых позиций русской армии.
Изделия Фаберже нравились императорам с каждым годом все больше. Николая II одно пасхальное яйцо в год уже не устраивало - ему нужны были два
Золотая голова и золотые руки
Впрочем, славу фирме Фаберже принесли не только пасхальные яйца, предназначенные для "VIP". Не меньшей популярностью пользовались, например, портсигары и серебряная столовая посуда, гравированные золотом и разноцветной эмалью. Фаберже фактически возродил искусство знаменитых лиможских эмалей, поднявшись в этом деле до высот, недостижимых и по сей день. Достаточно сказать, что французские мастера XVIII века работали с эмалью восьми цветов, а фирма Фаберже за сорок лет своего существования освоила 140!
Один из истинно царских подарков - 17-сантиметровая точная копия кремлевской Царь-пушки, выполненная мастерами Фаберже из нефрита и золота. Николай II преподнес ее своему германскому "коллеге" и родственнику Вильгельму II. А в 1910 году, в день коронации, английский король Георг V получил в подарок от барона Леопольда Ротшильда вазу из горного хрусталя с золотым обрамлением, также изготовленную знаменитым русским ювелиром.
Любопытно, что Карл Фаберже собственноручно не создал ни одного украшения. Сегодня его бы определили как бизнесмена и менеджера. Тем не менее этого человека по праву можно считать соавтором любой вещи с фирменным знаком "К.Фаберже". Он выдавал идеи, рисовал эскизы, и, будучи в душе перфекционистом, часто заставлял мастеров разбирать готовое изделие, если оно пришлось ему не по нраву, и переделывать все "с нуля". Ходили слухи, что у главы дома Фаберже есть специальный золотой молоток для "выбраковки" негодных образцов...
Карл Густавович обладал особым чутьем на таланты. Так, в 1886 году он привлек к работе 26-летнего Михаила Перхина - сына крестьянина из Карелии, гениального самоучку, который вскоре стал главным ювелиром фирмы. Вообще, на Фаберже работал настоящий "интернационал": финны Генрих Вигстрем, возглавивший ювелирную мастерскую после смерти Перхина, и Иоганн Виктор Арне, швейцарец Франц Бирбаум, англичанин Гораций Уоллес, немцы Кнут Пил, Эдуард Вильгельм Шрамм и Федор Рюкерт, швед Август Хольмстром, русские Федор Афанасьев, Андрей Горианов, Василий Зуев и Александр Петров. Всего же в штате дома к 1914 году числилось около 500 художников и мастеров по золоту, серебру, эмалям и драгоценным камням.
Когда началась война, Фаберже отдал помещения своей фабрики под производство амуниции. Большая часть его мастеров ушла в армию, и выпуск ювелирных изделий резко сократился. Тем не менее Карл Густавович продолжал регулярно дарить царской семье пасхальные яйца. Последним стало упомянутое "Стальное", преподнесенное царю в 1916 году. В том же году фирма была преобразована в товарищество с отделениями в Петрограде, Москве, Одессе и Лондоне.
Дом на Большой Морской был для Карла Фаберже всем сразу: на верхнем этаже он жил, на нижних - торговал и работал
Драгоценности короны - валюта партии
После прихода к власти большевиков царское имущество было национализировано. В частности, все остававшиеся к тому времени в России императорские пасхальные яйца из Зимнего, Аничкового и Гатчинского дворцов перевезли в Москву, в Оружейную палату.
Товарищество Фаберже закрылось в ноябре 1918 года. Узнав о расстреле царской семьи, Карл Фаберже при помощи британского посольства эмигрировал в Германию. Его сыновья, Евгений и Александр, задержались на некоторое время на родине, чтобы продать наиболее крупные вещи. В 1920 году Карл Фаберже переехал в Швейцарию, где собрались члены его семьи, бежавшие из Советской России. 24 сентября того же года он умер.
Александр и Евгений Фаберже пытались сохранить торговую марку и открыли мастерскую в Париже. Но дело не заладилось ? разразился экономический кризис. Двое внуков Карла Густавовича, Тео и Игорь, уже трудились "на стороне" дизайнерами в женевских фирмах, благо такой работы в ювелирной столице мира хватало...
Между тем оставшиеся в России сокровища быстро нашли новых владельцев. В питерском офисе Фаберже на Большой Морской к началу 1918 года хранилось ценностей на 7,5 млрд золотых рублей. Фирма владела одним из лучших в Петрограде сейфов, представлявшим собой бронированный лифт: его поднимали на ночь до уровня второго этажа и постоянно держали под током. Кроме того, многие знатные петербуржцы, зная исключительную порядочность Карла Фаберже, отдали ему свои ценности на хранение.
В марте, когда вышел декрет Совнаркома о защите собственности иностранцев, Фаберже сдал свой дом в аренду швейцарской дипломатической миссии. Денег он брать не стал, только попросил присмотреть за шестью чемоданами с личными вещами членов семьи и саквояжем с драгоценностями на 1,5 млн золотых рублей. Когда в городе участились налеты на богатые квартиры, швейцарский посол переправил вещи в норвежское посольство (под охраной двух швейцарских студентов!), откуда их благополучно умыкнули уже на второй день.
В дом Фаберже неоднократно наведывались и воры, и чекисты. Последние якобы искали припрятанное оружие и реквизировали все, что представлялось им хоть сколько-нибудь ценным. Сейф, правда, оказался крепким орешком, но в конце концов удалось вскрыть и его. К началу 1920 года дом был обчищен полностью. Никакой описи конфискованного не сохранилось - драгоценности изымали, судя по всему, в обход Отдела по делам музеев.
Между прочим, в сейфе среди прочих сокровищ находились два пасхальных яйца, которые Карл Фаберже собирался подарить царской семье весной 1917-го. Одно из них пропало бесследно, а фрагменты второго обнаружились совсем недавно в Москве. Нынешнему владельцу они достались от отца, а тому их в свою очередь подарил академик Ферсман, руководивший в 1920-е годы экспертизой драгоценностей царской фамилии. Именно от мнения этого видного минералога в значительной степени зависела их дальнейшая судьба: отправиться в Гохран или за границу.
Советское правительство, остро нуждавшееся в твердой валюте, в конце 1920-х годов начало активно продавать на Запад "никчемные предметы культа" (к таковым отнесли и пасхальные яйца Фаберже) и прочие "побрякушки проклятого царского прошлого". Только с 1930 по 1933 годы через внешнеторговые организации Наркомфина ушло за границу 14 яиц императорской серии. Несколько пасхальных яиц из коллекции крупного русского золотопромышленника Кельша были проданы в Париже бывшим управляющим Гатчинским дворцом Половцевым.
Царские сокровища в ту пору в Европе скупали охотно, но при этом солидные аукционные дома - лондонские Sotheby's и Christie's - какое-то время отказывались выставлять на торги изделия Фаберже. Поэтому их "толкали" напрямую ? через дипломатов и торговцев в Москве и Ленинграде. Известные "культурные мародеры" - главный друг большевиков капиталист Арманд Хаммер, министр финансов США Эндрю Меллон и супруга американского посла в России Мерриузер Пост - скупали драгоценности оптом, бывало, что и на вес!
Дорогое наследство
Предметы с клеймом Фаберже были чрезвычайно популярными на рынке антиквариата. И когда их поток из России иссяк, цены на "Фаберже" достигли невероятных высот.
В 1961 году Великий князь Василий Романов (сын сестры Николая II) продал на аукционе Sotheby's яйцо "Орден Св. Георгия" - единственное, вывезенное законной владелицей, императрицей Марией Федоровной. Его за $30 тыс. приобрел Малколм Форбс, американский бизнесмен и издатель одноименного журнала, владелец, вероятно, крупнейшей в мире коллекции Фаберже (около 360 позиций, в том числе 11 пасхальных яиц). А спустя 34 года, на аукционе Christie's "Ледяное" пасхальное яйцо ушло уже за $6,5 млн! Даже относительно скромные и менее "раскрученные" вещи, вроде нефритовых набалдашников для тростей, легко продавались за десятки тысяч долларов.
Тем не менее неизвестные изделия фирмы то и дело появляются на рынке. Например, в 1989 году на Sotheby's было продано за $70 тыс. миниатюрное золотое кресло в стиле Людовика XV все тому же Форбсу. Главный эксперт по Фаберже дома Christie's Валентин Скурлов вместе с правнучкой Карла Густавовича Татьяной Фаберже выяснили, что оно было изъято в московской квартире ювелира в 1919 году.
Три года назад в американских газетах промелькнула информация, что среди драгоценностей, которые не успели реализовать за рубежом Андрей Козленок со товарищи из фирмы Golden Ada, обнаружено одно из императорских пасхальных яиц, будто бы оцененное экспертами в $1 млн.
Здесь вызывает сомнение именно оценочная стоимость. Если речь идет об одной из многочисленных подделок или копий (так называемых фальшберже), то красная цена ей - три-четыре десятка тысяч. Если же это подлинник, то оценка занижена в несколько раз.
Впрочем, не исключено, что в распоряжение Golden Ada действительно попало не известное пока антикварному миру изделие Фаберже из тех, что пропали во время большевистских реквизиций. Но тогда это настоящая сенсация, которая с неизбежностью потянет за собой щекотливые вопросы, например: кто отправил это яйцо на Запад?
ВЛАДИМИР ГАКОВ
Яйца для VIP
Журнал ╚Деньги╩ ╧ 23(327) от 13.06.2001
Много лет назад, 30 мая 1846 года, в семье обрусевшего француза-ювелира
Фаберже родился мальчик Петер Карл. Со временем Карл Густавович Фаберже
стал купцом первой гильдии, ювелиром российского императорского двора и автором
шедевров, заполучить которые - предел мечтаний любого коллекционера антиквариата.
Легендарные пасхальные яйца Фаберже стали одним из символов России, а цены на
них сегодня измеряются в миллионах долларов.
Первую ювелирную фирму Фаберже в Петербурге открыл Густав Фаберже. Но лишь затем,
чтобы заработать денег, жениться и уехать в Саксонию
Homo Faber
В 1842 году в Санкт-Петербурге открылась небольшая ювелирная мастерская. Ее хозяин
Густав Фаберже был потомком гугенотов, эмигрировавших после отмены Нантского эдикта в
Германию. Впоследствии Фаберже осели в прибалтийской провинции Российской империи,
Лифляндии - там родители Густава приняли русское подданство.
Его сын Петер-Карл, закончив немецкую школу в Петербурге, учился ювелирному делу у друга
отца, Петера Пендина, а также у лучших мастеров в Париже, Франкфурте и Лондоне. В 1870 году
он возглавил дело, а спустя два года женился на дочери управляющего императорскими мебельными
мастерскими. Все его четверо сыновей отдали дань
семейному бизнесу.
Карл Густавович, обладавший недюжинной энергией, богатой фантазией и отменной
практической сметкой, превратил отцовскую мастерскую в одну из ведущих ювелирных компаний.
В 1882 году дом Фаберже впервые выставил свои изделия на выставке "Русское художественное и
промышленное искусство" и получил золотую медаль за виртуозно выполненные копии древнегреческих
сокровищ, найденных в захоронениях близ Керчи. Спустя год последовал первый заказ от царской семьи.
А 16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было официально присвоено звание поставщика двора Его
Императорского величества, дававшее право на включение двуглавого орла в фирменный знак.
После этого в очередь к Фаберже выстроился весь высший свет (например, одним из постоянных
клиентов стал нефтяной король Эммануил Нобель - племянник основателя знаменитой премии).
Дело стремительно разрасталось, и в 1900 году фирма заняла новое четырехэтажное здание по
адресу Большая Морская, 24: на первом этаже - главный торговый зал, на втором и третьем - мастерские
и библиотека, на последнем - роскошные 15-комнатные апартаменты самого Фаберже.
Сыновья Фаберже Александр и Евгений возможно, оказались бы неплохими продолжателями дела отца, но им помешали большевики
В том же году фирма показывала свои изделия в составе русской экспозиции на Всемирной парижской выставке.
Дело кончилось настоящим триумфом: копии императорских регалий принесли дому золотую медаль и Гран-при,
а сам Фаберже получил звание "мастер золотых дел" и орден Почетного легиона. Вторая золотая медаль
досталась изобретателю радио Александру Попову.
Среди постоянных клиентов Фаберже теперь значились королевские дома Англии (по предложению супруги английского короля Фаберже открыл свое отделение в Лондоне), Швеции, Норвегии. Множество украшений для своей коллекции приобрел у Фаберже король Сиама (Таиланда), хотя и в собственных ювелирах недостатка не испытывал.
Первая крупная публичная выставка изделий Фаберже в России состоялась в 1902 году. Во дворец барона фон Дервиза съехался весь петербургский свет, включая членов царской фамилии. К тому времени отношения Карла Густавовича со своим главным клиентом вышли за рамки "заказчик-поставщик". Семья императора считала его своим другом, для хранения сокровищ дома Фаберже в Зимнем дворце даже отвели специальное помещение. За главой фирмы было закреплено право самолично решать, когда и что дарить августейшим особам, и сюрпризы от Фаберже во дворце ждали с нетерпением.
Хитрые яйца
Обычай допускать на Пасху "к царевой руке" и дарить крашеные яйца зародился при дворе еще во времена царя Алексея Михайловича. Яйца тогда использовали куриные, лебединые, утиные, гусиные, а также искусственные - из дерева и кости. В XVIII-XIX веках в ход пошли стекло, хрусталь, драгоценные камни и металлы, фарфор, папье-маше с лаковым письмом, шитая бисером ткань.
В 1885 году Александр III решил подарить жене на Пасху нечто необычное и обратился с этим к придворному ювелиру. Фаберже вручил императору драгоценное яйцо: покрытые белой эмалью "скорлупки" скрывали золотой "желток" с золотой же курочкой, внутри которой находились миниатюрное рубиновое яичко и бриллиантовая корона - точная копия императорской.
Это пасхальное яйцо, дожившее, кстати, до наших дней, правда, без "желтка" и курицы, стало первым из 54 (по другим данным, 56), вошедших в знаменитую императорскую серию. Каждое из этих фантастической красоты изделий из золота, драгоценных камней, эмалей, стекла содержало в себе хитрую начинку и было приурочено к тому или иному памятному событию в жизни страны и царского двора. За подобные творения дома Фаберже стоимостью несколько тысяч тогдашних рублей сегодня выкладывают миллионы долларов!
Вопреки расхожему мнению, своими руками Карл Фаберже не сделал ни одного украшения: он руководил, в крайнем случае - рисовал
С тех пор каждое утро на Пасху Карл Густавович собственноручно доставлял во дворец свой очередной презент. При этом император полагался на вкус и фантазию своего ювелира - тот сам определял концепцию яйца.
Постоянным клиентом Фаберже стал и Николай II. Заняв трон в 1894-м, он уже на следующий год заказал ювелиру сразу два пасхальных яйца: "Королевский дворец в Копенгагене" был подарен императором матери, а "Розовый бутон" - жене, Александре Федоровне. Это стало традицией, и работы у Карла Фаберже прибавилось.
Впрочем, фантазии у него по-прежнему было с избытком. Императорская серия пополнялась яйцами с раскрывающим хвост павлином, поющим петухом, точной копией царской кареты, макетами дворцов и боевых кораблей, миниатюрными памятниками и портретами... Ныне в Оружейной палате хранится 10 пасхальных яиц Фаберже - все, что остались в России. Каждое имеет свое название и соответствующий сюрприз внутри: "Памяти Азова" (модель одноименного крейсера), "Часы", "Сибирская железная дорога" (платиновый паровоз с бриллиантовыми фарами и пять золотых вагончиков), "Московский Кремль", "Клевер", "Александровский дворец", "Царская яхта 'Штандарт'", "Памятник Александру III в Петербурге", "Трехсотлетие дома Романовых" (яйцо украшено 18-ю миниатюрами с портретами всех представителей царствующей династии ? от Михаила до Николая II) и одно из последних творений мастеров Фаберже ?"Стальное" яйцо, укрепленное на четырех артиллерийских снарядах. Внутри - мольберт с миниатюрой, изображающей посещение царем боевых позиций русской армии.
Изделия Фаберже нравились императорам с каждым годом все больше. Николая II одно пасхальное яйцо в год уже не устраивало - ему нужны были два
Золотая голова и золотые руки
Впрочем, славу фирме Фаберже принесли не только пасхальные яйца, предназначенные для "VIP". Не меньшей популярностью пользовались, например, портсигары и серебряная столовая посуда, гравированные золотом и разноцветной эмалью. Фаберже фактически возродил искусство знаменитых лиможских эмалей, поднявшись в этом деле до высот, недостижимых и по сей день. Достаточно сказать, что французские мастера XVIII века работали с эмалью восьми цветов, а фирма Фаберже за сорок лет своего существования освоила 140!
Один из истинно царских подарков - 17-сантиметровая точная копия кремлевской Царь-пушки, выполненная мастерами Фаберже из нефрита и золота. Николай II преподнес ее своему германскому "коллеге" и родственнику Вильгельму II. А в 1910 году, в день коронации, английский король Георг V получил в подарок от барона Леопольда Ротшильда вазу из горного хрусталя с золотым обрамлением, также изготовленную знаменитым русским ювелиром.
Любопытно, что Карл Фаберже собственноручно не создал ни одного украшения. Сегодня его бы определили как бизнесмена и менеджера. Тем не менее этого человека по праву можно считать соавтором любой вещи с фирменным знаком "К.Фаберже". Он выдавал идеи, рисовал эскизы, и, будучи в душе перфекционистом, часто заставлял мастеров разбирать готовое изделие, если оно пришлось ему не по нраву, и переделывать все "с нуля". Ходили слухи, что у главы дома Фаберже есть специальный золотой молоток для "выбраковки" негодных образцов...
Карл Густавович обладал особым чутьем на таланты. Так, в 1886 году он привлек к работе 26-летнего Михаила Перхина - сына крестьянина из Карелии, гениального самоучку, который вскоре стал главным ювелиром фирмы. Вообще, на Фаберже работал настоящий "интернационал": финны Генрих Вигстрем, возглавивший ювелирную мастерскую после смерти Перхина, и Иоганн Виктор Арне, швейцарец Франц Бирбаум, англичанин Гораций Уоллес, немцы Кнут Пил, Эдуард Вильгельм Шрамм и Федор Рюкерт, швед Август Хольмстром, русские Федор Афанасьев, Андрей Горианов, Василий Зуев и Александр Петров. Всего же в штате дома к 1914 году числилось около 500 художников и мастеров по золоту, серебру, эмалям и драгоценным камням.
Когда началась война, Фаберже отдал помещения своей фабрики под производство амуниции. Большая часть его мастеров ушла в армию, и выпуск ювелирных изделий резко сократился. Тем не менее Карл Густавович продолжал регулярно дарить царской семье пасхальные яйца. Последним стало упомянутое "Стальное", преподнесенное царю в 1916 году. В том же году фирма была преобразована в товарищество с отделениями в Петрограде, Москве, Одессе и Лондоне.
Дом на Большой Морской был для Карла Фаберже всем сразу: на верхнем этаже он жил, на нижних - торговал и работал
Драгоценности короны - валюта партии
После прихода к власти большевиков царское имущество было национализировано. В частности, все остававшиеся к тому времени в России императорские пасхальные яйца из Зимнего, Аничкового и Гатчинского дворцов перевезли в Москву, в Оружейную палату.
Товарищество Фаберже закрылось в ноябре 1918 года. Узнав о расстреле царской семьи, Карл Фаберже при помощи британского посольства эмигрировал в Германию. Его сыновья, Евгений и Александр, задержались на некоторое время на родине, чтобы продать наиболее крупные вещи. В 1920 году Карл Фаберже переехал в Швейцарию, где собрались члены его семьи, бежавшие из Советской России. 24 сентября того же года он умер.
Александр и Евгений Фаберже пытались сохранить торговую марку и открыли мастерскую в Париже. Но дело не заладилось ? разразился экономический кризис. Двое внуков Карла Густавовича, Тео и Игорь, уже трудились "на стороне" дизайнерами в женевских фирмах, благо такой работы в ювелирной столице мира хватало...
Между тем оставшиеся в России сокровища быстро нашли новых владельцев. В питерском офисе Фаберже на Большой Морской к началу 1918 года хранилось ценностей на 7,5 млрд золотых рублей. Фирма владела одним из лучших в Петрограде сейфов, представлявшим собой бронированный лифт: его поднимали на ночь до уровня второго этажа и постоянно держали под током. Кроме того, многие знатные петербуржцы, зная исключительную порядочность Карла Фаберже, отдали ему свои ценности на хранение.
В марте, когда вышел декрет Совнаркома о защите собственности иностранцев, Фаберже сдал свой дом в аренду швейцарской дипломатической миссии. Денег он брать не стал, только попросил присмотреть за шестью чемоданами с личными вещами членов семьи и саквояжем с драгоценностями на 1,5 млн золотых рублей. Когда в городе участились налеты на богатые квартиры, швейцарский посол переправил вещи в норвежское посольство (под охраной двух швейцарских студентов!), откуда их благополучно умыкнули уже на второй день.
В дом Фаберже неоднократно наведывались и воры, и чекисты. Последние якобы искали припрятанное оружие и реквизировали все, что представлялось им хоть сколько-нибудь ценным. Сейф, правда, оказался крепким орешком, но в конце концов удалось вскрыть и его. К началу 1920 года дом был обчищен полностью. Никакой описи конфискованного не сохранилось - драгоценности изымали, судя по всему, в обход Отдела по делам музеев.
Между прочим, в сейфе среди прочих сокровищ находились два пасхальных яйца, которые Карл Фаберже собирался подарить царской семье весной 1917-го. Одно из них пропало бесследно, а фрагменты второго обнаружились совсем недавно в Москве. Нынешнему владельцу они достались от отца, а тому их в свою очередь подарил академик Ферсман, руководивший в 1920-е годы экспертизой драгоценностей царской фамилии. Именно от мнения этого видного минералога в значительной степени зависела их дальнейшая судьба: отправиться в Гохран или за границу.
Советское правительство, остро нуждавшееся в твердой валюте, в конце 1920-х годов начало активно продавать на Запад "никчемные предметы культа" (к таковым отнесли и пасхальные яйца Фаберже) и прочие "побрякушки проклятого царского прошлого". Только с 1930 по 1933 годы через внешнеторговые организации Наркомфина ушло за границу 14 яиц императорской серии. Несколько пасхальных яиц из коллекции крупного русского золотопромышленника Кельша были проданы в Париже бывшим управляющим Гатчинским дворцом Половцевым.
Царские сокровища в ту пору в Европе скупали охотно, но при этом солидные аукционные дома - лондонские Sotheby's и Christie's - какое-то время отказывались выставлять на торги изделия Фаберже. Поэтому их "толкали" напрямую ? через дипломатов и торговцев в Москве и Ленинграде. Известные "культурные мародеры" - главный друг большевиков капиталист Арманд Хаммер, министр финансов США Эндрю Меллон и супруга американского посла в России Мерриузер Пост - скупали драгоценности оптом, бывало, что и на вес!
Дорогое наследство
Предметы с клеймом Фаберже были чрезвычайно популярными на рынке антиквариата. И когда их поток из России иссяк, цены на "Фаберже" достигли невероятных высот.
В 1961 году Великий князь Василий Романов (сын сестры Николая II) продал на аукционе Sotheby's яйцо "Орден Св. Георгия" - единственное, вывезенное законной владелицей, императрицей Марией Федоровной. Его за $30 тыс. приобрел Малколм Форбс, американский бизнесмен и издатель одноименного журнала, владелец, вероятно, крупнейшей в мире коллекции Фаберже (около 360 позиций, в том числе 11 пасхальных яиц). А спустя 34 года, на аукционе Christie's "Ледяное" пасхальное яйцо ушло уже за $6,5 млн! Даже относительно скромные и менее "раскрученные" вещи, вроде нефритовых набалдашников для тростей, легко продавались за десятки тысяч долларов.
Тем не менее неизвестные изделия фирмы то и дело появляются на рынке. Например, в 1989 году на Sotheby's было продано за $70 тыс. миниатюрное золотое кресло в стиле Людовика XV все тому же Форбсу. Главный эксперт по Фаберже дома Christie's Валентин Скурлов вместе с правнучкой Карла Густавовича Татьяной Фаберже выяснили, что оно было изъято в московской квартире ювелира в 1919 году.
Три года назад в американских газетах промелькнула информация, что среди драгоценностей, которые не успели реализовать за рубежом Андрей Козленок со товарищи из фирмы Golden Ada, обнаружено одно из императорских пасхальных яиц, будто бы оцененное экспертами в $1 млн.
Здесь вызывает сомнение именно оценочная стоимость. Если речь идет об одной из многочисленных подделок или копий (так называемых фальшберже), то красная цена ей - три-четыре десятка тысяч. Если же это подлинник, то оценка занижена в несколько раз.
Впрочем, не исключено, что в распоряжение Golden Ada действительно попало не известное пока антикварному миру изделие Фаберже из тех, что пропали во время большевистских реквизиций. Но тогда это настоящая сенсация, которая с неизбежностью потянет за собой щекотливые вопросы, например: кто отправил это яйцо на Запад?
ВЛАДИМИР ГАКОВ
Все люди, как люди ... лишь я королева ...
11.04.09 21:44 Re: Журнал ╚Деньги╩
Празднование Пасхи при дворе русских императоров в XVIII - конце XIX в.
XVIII век - век фарфора, когда европейцам удалось наконец раскрыть "китайский секрет" - рецептуру изготовления фарфора. Третьим после после Мейсенского и Венского был Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 г. в Петербурге. С этого времени в празднованиях Пасхи при дворе начинают использовать фарфоровые яйца.
Вид Собора в Зимнем дворце
Эдуард Петрович Гау
Церемониал празднования Пасхи в XVIII-XIX вв. соответствовал старым традициям и оставался почти неизменным. К полуночи, накануне Светлого Воскресения, по сигналу пушки во дворец императрицы Елизаветы Петровны съезжались приглашенные знатные особы, и в двенадцать часов начиналось всенощное бдение и литургия.
Часы в форме пасхального яйца
Иван Петрович Кулибин
Главной резиденцией Екатерины II становится построенный в середине XVIII в. Зимний дворец, созданный по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, - самый грандиозный дворец в Европе того времени. Пасха при дворе Екатерины Великой являла зрелище незабываемое. "Весь двор и вся городская знать собирались в этот день во дворцовой церкви, которая была полна народом. Дворцовая площадь была сплошь покрыта самыми изящными экипажами, дворец утопал в великолепии: недаром народ в то время представлял его себе раем", вспоминала графиня Варвара Николаевна Головина. В ночь на пасхальное воскресенье, во втором часу пополуночи начиналось великолепное шествие по парадным залам дворца в Большую церковь для слушания всенощного бдения. Блистательный кортеж открывали придворные чины, затем следовали царское семейство и гости. В этот день дамы являлись ко двору в придворном русском платье, а кавалеры - в цветных праздничных кафтанах. Кульминационные моменты пасхального богослужения - начало заутрени, пение "Христос Воскресе", чтение Евангелия - сопровождались залпами пушек близлежащих Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. 101 выстрел возвещал об окончании литургии. Церкви города наполняли тишину Святой ночи благовестом колоколов.
Яйцо пасхальное с вензелем императора Александра III
Императорский фарфоровый завод
Служба заканчивалась в половине пятого утра, затем придворный камер-фурьер вносил в комнаты императрицы сдобную пасху на золоченом блюде, и в шестом часу, обычно в Бриллиантовой комнате, где хранились коллекции драгоценностей Екатерины, начиналась трапеза в кругу ближайших придворных. На следующий день давался торжественных обед в столовой дворца для более широкого круга гостей. При этом "стол сервирован с переменою золотым сервизом", а питие царского кубка сопровождалось 51 залпом Адмиралтейской крепости.
Крестный ход
Илларион Михайлович Прянишников
Празднование Пасхи при дворе сопровождалось чередою аудиенций, балов, концертов и представлений в Оперном доме Зимнего дворца. В последующие дни Светлой недели императрица принимала поздравления от митрополита, высшего духовенства, генералитета, дворянства и других именитых гостей и жаловала их к руке. Обмен поздравлениями сопровождался обычно раздачей пасхальных даров, причем символический пасхальный дар - яйцо - могло сопровождаться и подношениями более материального свойства - изделиями придворных мануфактур и ювелиров. Яйца представлялись ко двору в специально изготовленных на заводе ажурных фарфоровых корзинах или вазах на поддонах. К Пасхе 1793 г. в комнаты императрицы Екатерины II были доставлены шесть ажурных корзин и шесть ваз с поддонами, наполненных фарфоровыми яйцами, которыми она одаривала гостей. Всего было поднесено 373 пасхальных яйца большого, среднего и малого размера, украшенных росписью с изображением пейзажей, фигур и арабесок. Сама императрица также получала ответные дары.
Яйцо пасхальное с вензелем императрицы Марии Федоровны
Императорский фарфоровый завод
Коронация преемника Екатерины II императора Павла I, проходившая 5 апреля 1797 г. в Успенском соборе Московского Кремля, совпала с пасхальными празднествами. Новому императору были доставлены в Москву фарфоровые вазы и корзины, в которых было помещено 200 фарфоровых яиц "с разною живописью и позолотою".
Яйцо "Курица"
Фирма Фаберже
В XIX в. число подносимых на Пасху ко двору фарфоровых и стеклянных яиц с каждым царствованием увеличивалось. В середине XIX в. было представлено уже более 5000 фарфоровых и 7000 стеклянных яиц. Кроме того, на Петергофской гранильной фабрике изготавливались яйца из полудрагоценных камней: яшмы, малахита, лазурита, агата, порфира.
Помимо яиц, в качестве пасхальных подарков изготовлялись вазы, сервизы, лампы, скульптуры. Все эти изделия распределялись среди членов Императорской фамилии, великих князей с супругами.
Обычай одаривания придворных на Пасху соблюдался на протяжении всего XIX в. Вот, например, описание церемонии христосования при дворе императора Александра II:
"Вошел Государь. Он только что перехристосовался с массою ординарцев, часовых, стоявших у дверей его комнат, со всеми своими служащими... Потом вошла Императрица..., с нею вышел великий князь Сергей Александрович, он держал довольно большую корзину с фарфоровыми яйцами. Мы подходили к государыне одна после другой и говорили: "Христос Воскресе!". Она, кивая головой, очень приветливо отвечала: "Merci" (Благодарю). Мы целовали ей руку, а она нас в голову; брала из корзинки яйцо и приговаривала: "Voici pour vous aussi un oeuf" (Вот Вам также яйцо). Мне она дала порфировое яйцо. (Императрица иногда к яйцу прибавляла какую-нибудь фарфоровую или стеклянную вещицу: вазу или тарелку для фруктов, графин со стаканом, подсвечники, или какое-нибудь хорошенькое украшение для туалета)".
Во второй половине XIX в. сокращаются придворные заказы на изготовление пасхальных подарков. В 1881 г. Александр III распорядился, "чтобы на Пасху не делать других подношений, кроме пасхальных яиц". В январе 1887 г. дается указание об уменьшении выпуска пасхальных яиц для царской семьи. "Государю Императору 20 штук с живописью святых и 50 штук обыкновенных, с разными украшениями, но больших, а Государыне Императрице - лишь 50 штук больших, с разными украшениями".
Наряду с фарфоровыми и стеклянными яйцами, для пасхальных поздравлений часто использовались изделия столичных ювелиров. В придворных кругах и домах богатых вельмож обменивались драгоценными пасхальными украшениями из золота и серебра. В конце XIX в. вошли в моду миниатюрные брелки из золота, серебра, драгоценных камней в оправе, имеющие форму яйца. Они дарились к каждой Пасхе, их собирали в ожерелья, браслеты, использовали как подвески для серег или как брелки на цепочке карманных часов или запонок.
Конец XIX в. - время расцвета фирмы Фаберже. В сюрпризах, созданных к Пасхе искусными ювелирами прославленной фирмы по заказам двора, изобретательность и виртуозное мастерство достигли апогея. Первое пасхальное яйцо, заказанное Александром III для императрицы Марии Федоровны, было достаточно скромным и незатейливым по отделке. За ним последовали новые изделия с разнообразными, почти невероятными по сложности и тонкости работы сюрпризами и изощренным декором. Всего было выполнено 52 пасхальных яйца для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Примеру двора последовала и столичная знать. Подарок от Фаберже стал самым модным и престижным сувениром. Фирма принимала заказы на изготовление яиц с сюрпризом, подобные придворным подношениям, для семейства Юсуповых, Нобелей, герцогини Мальборо и сибирского золотопромышленника А.Ф. Кельха.
в ответ tschaley 11.04.09 21:07
Празднование Пасхи при дворе русских императоров в XVIII - конце XIX в.
XVIII век - век фарфора, когда европейцам удалось наконец раскрыть "китайский секрет" - рецептуру изготовления фарфора. Третьим после после Мейсенского и Венского был Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 г. в Петербурге. С этого времени в празднованиях Пасхи при дворе начинают использовать фарфоровые яйца.
Вид Собора в Зимнем дворце
Эдуард Петрович Гау
Церемониал празднования Пасхи в XVIII-XIX вв. соответствовал старым традициям и оставался почти неизменным. К полуночи, накануне Светлого Воскресения, по сигналу пушки во дворец императрицы Елизаветы Петровны съезжались приглашенные знатные особы, и в двенадцать часов начиналось всенощное бдение и литургия.
Часы в форме пасхального яйца
Иван Петрович Кулибин
Главной резиденцией Екатерины II становится построенный в середине XVIII в. Зимний дворец, созданный по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, - самый грандиозный дворец в Европе того времени. Пасха при дворе Екатерины Великой являла зрелище незабываемое. "Весь двор и вся городская знать собирались в этот день во дворцовой церкви, которая была полна народом. Дворцовая площадь была сплошь покрыта самыми изящными экипажами, дворец утопал в великолепии: недаром народ в то время представлял его себе раем", вспоминала графиня Варвара Николаевна Головина. В ночь на пасхальное воскресенье, во втором часу пополуночи начиналось великолепное шествие по парадным залам дворца в Большую церковь для слушания всенощного бдения. Блистательный кортеж открывали придворные чины, затем следовали царское семейство и гости. В этот день дамы являлись ко двору в придворном русском платье, а кавалеры - в цветных праздничных кафтанах. Кульминационные моменты пасхального богослужения - начало заутрени, пение "Христос Воскресе", чтение Евангелия - сопровождались залпами пушек близлежащих Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. 101 выстрел возвещал об окончании литургии. Церкви города наполняли тишину Святой ночи благовестом колоколов.
Яйцо пасхальное с вензелем императора Александра III
Императорский фарфоровый завод
Служба заканчивалась в половине пятого утра, затем придворный камер-фурьер вносил в комнаты императрицы сдобную пасху на золоченом блюде, и в шестом часу, обычно в Бриллиантовой комнате, где хранились коллекции драгоценностей Екатерины, начиналась трапеза в кругу ближайших придворных. На следующий день давался торжественных обед в столовой дворца для более широкого круга гостей. При этом "стол сервирован с переменою золотым сервизом", а питие царского кубка сопровождалось 51 залпом Адмиралтейской крепости.
Крестный ход
Илларион Михайлович Прянишников
Празднование Пасхи при дворе сопровождалось чередою аудиенций, балов, концертов и представлений в Оперном доме Зимнего дворца. В последующие дни Светлой недели императрица принимала поздравления от митрополита, высшего духовенства, генералитета, дворянства и других именитых гостей и жаловала их к руке. Обмен поздравлениями сопровождался обычно раздачей пасхальных даров, причем символический пасхальный дар - яйцо - могло сопровождаться и подношениями более материального свойства - изделиями придворных мануфактур и ювелиров. Яйца представлялись ко двору в специально изготовленных на заводе ажурных фарфоровых корзинах или вазах на поддонах. К Пасхе 1793 г. в комнаты императрицы Екатерины II были доставлены шесть ажурных корзин и шесть ваз с поддонами, наполненных фарфоровыми яйцами, которыми она одаривала гостей. Всего было поднесено 373 пасхальных яйца большого, среднего и малого размера, украшенных росписью с изображением пейзажей, фигур и арабесок. Сама императрица также получала ответные дары.
Яйцо пасхальное с вензелем императрицы Марии Федоровны
Императорский фарфоровый завод
Коронация преемника Екатерины II императора Павла I, проходившая 5 апреля 1797 г. в Успенском соборе Московского Кремля, совпала с пасхальными празднествами. Новому императору были доставлены в Москву фарфоровые вазы и корзины, в которых было помещено 200 фарфоровых яиц "с разною живописью и позолотою".
Яйцо "Курица"
Фирма Фаберже
В XIX в. число подносимых на Пасху ко двору фарфоровых и стеклянных яиц с каждым царствованием увеличивалось. В середине XIX в. было представлено уже более 5000 фарфоровых и 7000 стеклянных яиц. Кроме того, на Петергофской гранильной фабрике изготавливались яйца из полудрагоценных камней: яшмы, малахита, лазурита, агата, порфира.
Помимо яиц, в качестве пасхальных подарков изготовлялись вазы, сервизы, лампы, скульптуры. Все эти изделия распределялись среди членов Императорской фамилии, великих князей с супругами.
Обычай одаривания придворных на Пасху соблюдался на протяжении всего XIX в. Вот, например, описание церемонии христосования при дворе императора Александра II:
"Вошел Государь. Он только что перехристосовался с массою ординарцев, часовых, стоявших у дверей его комнат, со всеми своими служащими... Потом вошла Императрица..., с нею вышел великий князь Сергей Александрович, он держал довольно большую корзину с фарфоровыми яйцами. Мы подходили к государыне одна после другой и говорили: "Христос Воскресе!". Она, кивая головой, очень приветливо отвечала: "Merci" (Благодарю). Мы целовали ей руку, а она нас в голову; брала из корзинки яйцо и приговаривала: "Voici pour vous aussi un oeuf" (Вот Вам также яйцо). Мне она дала порфировое яйцо. (Императрица иногда к яйцу прибавляла какую-нибудь фарфоровую или стеклянную вещицу: вазу или тарелку для фруктов, графин со стаканом, подсвечники, или какое-нибудь хорошенькое украшение для туалета)".
Во второй половине XIX в. сокращаются придворные заказы на изготовление пасхальных подарков. В 1881 г. Александр III распорядился, "чтобы на Пасху не делать других подношений, кроме пасхальных яиц". В январе 1887 г. дается указание об уменьшении выпуска пасхальных яиц для царской семьи. "Государю Императору 20 штук с живописью святых и 50 штук обыкновенных, с разными украшениями, но больших, а Государыне Императрице - лишь 50 штук больших, с разными украшениями".
Наряду с фарфоровыми и стеклянными яйцами, для пасхальных поздравлений часто использовались изделия столичных ювелиров. В придворных кругах и домах богатых вельмож обменивались драгоценными пасхальными украшениями из золота и серебра. В конце XIX в. вошли в моду миниатюрные брелки из золота, серебра, драгоценных камней в оправе, имеющие форму яйца. Они дарились к каждой Пасхе, их собирали в ожерелья, браслеты, использовали как подвески для серег или как брелки на цепочке карманных часов или запонок.
Конец XIX в. - время расцвета фирмы Фаберже. В сюрпризах, созданных к Пасхе искусными ювелирами прославленной фирмы по заказам двора, изобретательность и виртуозное мастерство достигли апогея. Первое пасхальное яйцо, заказанное Александром III для императрицы Марии Федоровны, было достаточно скромным и незатейливым по отделке. За ним последовали новые изделия с разнообразными, почти невероятными по сложности и тонкости работы сюрпризами и изощренным декором. Всего было выполнено 52 пасхальных яйца для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Примеру двора последовала и столичная знать. Подарок от Фаберже стал самым модным и престижным сувениром. Фирма принимала заказы на изготовление яиц с сюрпризом, подобные придворным подношениям, для семейства Юсуповых, Нобелей, герцогини Мальборо и сибирского золотопромышленника А.Ф. Кельха.
11.04.09 23:45 Re: Журнал ╚Деньги╩
в ответ tschaley 11.04.09 23:03
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B9%D1%86%D0%B0_%D0%A4%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D...
Яйцо ╚Курочка╩, 1885 г. (создано для Марии Федоровны)
Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной: пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств, (Вена) и в частной коллекции, (ранее - в художественной галерее ╚Зеленые своды╩, Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне, новой императрице.
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.
Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами - горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.
Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX?XX вв. составляла 3000-8000 руб. (Российская Империя).
Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).
Яйцо ╚Курочка╩, 1885 г. (создано для Марии Федоровны)
Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной: пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств, (Вена) и в частной коллекции, (ранее - в художественной галерее ╚Зеленые своды╩, Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне, новой императрице.
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков (известно о 15). Среди них стоит особняком серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Кроме того, существует ещё 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ (для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц). Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.
Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами - горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.
Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX?XX вв. составляла 3000-8000 руб. (Российская Империя).
Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).
11.04.09 23:53 Re: Журнал ╚Деньги╩
в ответ tschaley 11.04.09 23:45
12.04.09 00:06 Re: Журнал ╚Деньги╩
Сувенирное пасхальное яйцо
медь (~2000 г), камни: агат, халцедон,
нефрит, фианиты;
высота 41-42 см;
Пасхальное яйцо с ангелом
серебро 999° (224 г), золочение, скань, зернь, камни: хризолиты, гранаты;
высота 14,5 см;
Пасхальное яйцо сувенирное
серебро 925° (298 г), возможно написать любой лик, позолотить; высота 17 см;
Сувенирное пасхальное яйцо. Копия Дмитриевского собора г.Владимира
серебро 960°, золочение, скань, зернь;
11 * 4 см
Декоративное пасхальное яйцо. Петербургские площади
серебро, золото, скань, зернь, эмаль;
8 * 4 см
Яйцо Фаберже ╚Часы с синей змеей╩
Источник Коллекция принца Альбера
Время создания 1887
Автор Фаберже
╚Яхта 'Штандарт'╩. Изображение яхты императора Александра III
Яйцо-часы герцогини Мальборо, ок. 1902 г. (создано для Консуэлы Вандербильт, герцогини Мальборо)
Повторяет тип императорского яйца ╚Часы с синей змеей╩. Также известно под названием ╚Часы с розовой змеей╩.
╚Синее созвездие царевича╩. Незакончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло и хрустальная подставка.
Гравировка - положение звезд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звезды исчезли или не были сделаны.
Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея, куда, видимо попало из-за недостаточной ценности сырья.
Находится: Минералогический музей Ферсмана, Санкт-Петербург
в ответ tschaley 11.04.09 21:07
Сувенирное пасхальное яйцо
медь (~2000 г), камни: агат, халцедон,
нефрит, фианиты;
высота 41-42 см;
Пасхальное яйцо с ангелом
серебро 999° (224 г), золочение, скань, зернь, камни: хризолиты, гранаты;
высота 14,5 см;
Пасхальное яйцо сувенирное
серебро 925° (298 г), возможно написать любой лик, позолотить; высота 17 см;
Сувенирное пасхальное яйцо. Копия Дмитриевского собора г.Владимира
серебро 960°, золочение, скань, зернь;
11 * 4 см
Декоративное пасхальное яйцо. Петербургские площади
серебро, золото, скань, зернь, эмаль;
8 * 4 см
Яйцо Фаберже ╚Часы с синей змеей╩
Источник Коллекция принца Альбера
Время создания 1887
Автор Фаберже
╚Яхта 'Штандарт'╩. Изображение яхты императора Александра III
Яйцо-часы герцогини Мальборо, ок. 1902 г. (создано для Консуэлы Вандербильт, герцогини Мальборо)
Повторяет тип императорского яйца ╚Часы с синей змеей╩. Также известно под названием ╚Часы с розовой змеей╩.
╚Синее созвездие царевича╩. Незакончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло и хрустальная подставка.
Гравировка - положение звезд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звезды исчезли или не были сделаны.
Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея, куда, видимо попало из-за недостаточной ценности сырья.
Находится: Минералогический музей Ферсмана, Санкт-Петербург