Deutsch
0 просмотров
посетитель
olena-klier
13.02.11 00:53  Тим, Брысь и мудрая мышь

- И запомни, Тим, - назидательно погрозила пальцем бабушка маленькому мышонку, - Никогда не залазь в корешки книг! Самые старые и потертые книги - самые опасные! Ты все понял?

Мышонок поспешно закивал и снова уткнулся взглядом в пол - изучать рисунок паркета. Его бабушка была очень образованной седой мышью и обожала учить внука премудростям жизни. Спорить с ней было бесполезно, потому что она была твердо уверена, что знает, что и как лучше. В такие моменты мышонок с тоской думал, как хорошо было бы порезвиться сейчас на улице с братьями. Так нет же. "Учись," - сказали родители и отправили его сюда, в старую библиотеку. Бабушка-мышь жила тут одна, предпочитая покой и уединение среди множества книг кухне или, скажем, подвалу, где кроме интересностей можно было найти еще и уйму вкусностей. Но бабушка с головой ушла в науку и за все годы перечитала, наверное, все книги на земле.

- Ох, - недоверчиво вздохнула бабушка и покачала головой, - За что мне такое наказание?

Тим тяжело вздохнул. Наверное, это его судьба - быть наказанием старой мыши. Выслушивать такое было крайне неприятно, и постреленок втайне понадеялся, что эти нравоучения скоро закончатся. И в самом деле, бабушка решила, что добавлять что-либо к сказанному не имеет смысла. По всему видно, что ребенок упрямый. Она еще раз вздохнула и опять обратила взор в раскрытую перед ней книгу.

Мышонок понял, что на него никто не обращает внимания, и поспешил тихонько улизнуть из поля зрения бабушки. Тим был, и правда, непоседливым мышиным отпрыском, хотя родители считали его особенно одаренным. Однако, бабушка в нем этой одаренности определенно не замечала и была вечно не довольна его поведением. Постоянно предостерегала и научала. "И чего она так боится?," - диву давался мышонок, оглядывая просторную комнату, в которой вместо стен от пола до потолка возвышались книги. Книги лежали на огромном дубовом столе, на полу у кресла, на низком столике у дивана и даже на самом кожаном диване под подушкой тоже можно было найти парочку.

Хозяин всех этих книг знал о том, что в библиотеке живет мышь. Он даже частенько оставлял блюдечко с печеньем рядом с огромным диваном с той стороны, где обитала бабушка в своей уютной квартирке. Между ними существовал давний негласный договор, и бабушка считала себя хранительницей библиотеки. Конечно, какой человек не будет гордиться тем, что за его книгами присматривает самая ученая мышь в мире? Он, конечно, очень удивился, когда обнаружил Тима на своем столе. Оба некоторое время изучали друг друга, потом человек улыбнулся и громко спросил:

- Кассандра, старушка моя, уж не решила ли ты обзавестись семьей?

Тим вздохнул: и за это ему тоже влетело. Но хозяин оказался добродушным бородачем. Кажется, он вовсе не рассердился. И зря бабушка так волновалась.

- Ты не должен показываться на глаза кому-либо кроме мышей. Ты мышь. И дружить должен только с мышами. Все, что тебе нужно, - это семья, - толковала бабушка растерянному ребенку.
- Но почему? - пытался возмутиться Тим.

- Потому что никогда не знаешь, чего ожидать от других! - поразилась старая мышь несообразительности внука, - Ты думаешь, что все хорошо, поверишь, что это твой самый большой друг, а он вдруг захочет тебя сожрать!

- Но откуда ты можешь это знать?! - не сдавался малыш, - По-моему, человек не собирался меня есть. Это он не оскалился, а улыбнулся! Просто у него зубы большие, - постарался он переубедить бабушку Кассандру.

- Во-первых, в мире существуют другие люди. И я слышала и читала, что они ненавидят нас, мышей. И расставляют ловушки, и рассыпают отраву. Так что еще не известно, что нашему человеку придет в голову завтра. А во-вторых, (и запомни это крепко накрепко) в мире существуют и другие животные кроме нас. И некоторые очень даже не прочь поживиться таким глупым и легкомысленным мышонком, как ты! Поверь, я бы не стала тебя так предостерегать, если бы сама не попала в очень опасную ситуацию, Тим!

- Так это было когда? Сто лет назад? - буркнул мышонок, чувствуя, что ему опять ни в чем бабушку не переубедить.

- В мире ничего не изменилось за это время, - ответила бабушка и неодобрительно глянула на строптивого мальчишку поверх очков.

- Ладно, - сдался малыш, - Понял.

На самом деле ему ужасно надоело сидеть в заперти и выслушивать чужие премудрости. В конце концов, у него своя голова на плечах - решил мышонок и отправился к самому дальнему книжному шкафу. Там лежала большая стопка старых книг прямо на полу. Отважный мышонок хотел узнать, почему же эти старые книги по словам всезнающей бабушки самые опасные.

Цепляясь за края переплетов и обложек, Тим карабкался с книжки на книжку, как по высоким ступеням, стремясь выбраться на самый верх. Нос щекотал сладковатый запах старой бумаги и клея. Мышонок внимательно вынюхивал и рассматривал каждую книжку, заглядывал во все щели и проемы, аккуратно пробовал на вкус толстые кожаные и картонные обложки, опасливо оглядываясь при этом, не видела ли бабушка. Но старая Кассандра была увлечена какой-то поварской книгой и не обращала внимания на внука.

В конце концов малыш выбрался на самый верх, и задохнулся от восхищения. С этой высоты комната показалась ему совсем иной, не знакомой. Малыш просто лопался от гордости, что ему удалось забраться на самую верхнюю книгу так быстро. Он чувствовал себя победителем и совершенно взрослым и самостоятельным мышем. Раз ему удалось покорить такую вершину, что казалась недосягаемой еще вчера, значит, он сможет еще больше!

"Я только одним глазком загляну в корешок," - решил он, - "Бабушка и не узнает." И Тим подошел к краю. Конечно, было немного боязно. Все же, бабушка так убедительно говорила, что это опасно! Собрав все свое мышиное мужество, малыш заглянул в темный проем. Внутри еще интенсивнее пахло старым клеем, но с другой стороны был виден свет в конце "туннеля". Мышонок чихнул. Эта своеобразная норка показалась ему уютной и совсем не страшной. "Все же бабуля зря такие страшилки рассказывала," - подумал отважный исследователь, - "Совсем не страшно. И очень интересно." И он забрался в эту норку, чтобы все тщательнее обнюхать и рассмотреть. А может, и попробовать на вкус. Внутри было тепло. Уставший от достаточно быстрого подъема по отвесным "стенам", мышонок свернулся в клубочек и решил отдохнуть перед спуском.

Проснулся он от резкого толчка. Норка пришла в движение и стала деформироваться. Перепуганный мышонок пулей метнулся вперед и вылетел в поток света. Заложив уши от ужаса, мчался он вперед, и не заметил, как слетел с края высоченного светлого стола на пол. От изумления и внезапной боли в боку он замер, как вкопанный. Сердце бешено колотилось в ушах. Тим смотрел прямо перед собой и понимал, что он в незнакомом месте. Пол, стены, мебель - все было другим. Обмирая от все увеличивающегося ужаса он сделал пару нерешительных шагов, и тут...

- Ка-а-а-ася!

С утробным то ли рыком, то ли воплем сверху на маленького мышонка летело что-то гигантское и темно-волосатое, выставив вперед десяток огромных белых кинжалов. Тут-то Тим вспомнил все, чему учила его бабушка, и решил, что это последнее мгновение его жизни. Он закрыл лапками глаза и приготовился к тому, что его сейчас сожрут.

Гигантское волосатое мягко приземлилось совсем рядом.

- Кася! - услышал мышонок над своей головой, - Я так соскучился!

Тим открыл один глаз. Похоже, его все же никто пожирать не собирался. Он нерешительно посмотрел вверх и увидел внушительных размеров монстра, который все еще утробно урчал.

- Кася! Ну, скажи что-нибудь! - потребовал монстр.

Мышонок откровенно не понимал, что происходит, но сердить урчащее существо нехотел.

- Меня зовут Тим, - наконец подал он свой голос и не узнал его.
- Тим? - удивился монстр.

- Да, я мышь, - гордо добавил малыш, и его голос зазвучал увереннее.
- Я вижу, что мышь. Поэтому и подумал, что ты - моя подружка, - разочарованно сказал монстр и положил морду на пол, чтобы лучше рассмотреть мышонка, - Да, теперь я вижу, что ты не Кася. Но очень похож, - задумчиво добавил он.

- А ты кто? - в свою очередь полюбопытствовал Тим.
- Меня зовут Брысь, - благодушно фыркнул монстр, - Я кот. Да, да, не удивляйся. Мой хозяин - большой оригинал. Решил дать мне имя, которым обычно прогоняют. В результате он сердится, что я всегда мешаюсь под руками. Но сам виноват. Кто ж гонит и зовет одновременно?

Кот тихонько засмеялся и вытянулпередние лапы в сторону, развернув свое мягкое пузико вверх.

Тим понял, что ему ничего не грозит и вздохнул с облегчением.

- Откуда же ты тут взялся? - опять подал голос кот.
- Из книги, - смущенно признался мышонок, - Бабушка запретила мне, но я все равно залез в корешок одной старой...

- Прямо, как Кася, - шумно хмыкнул кот по имени Брысь, - Она тогда выпала из корешка книги со сказками - любимой книги хозяина. Он ее все время читает детям, - кивнул он неопределенно в сторону и мечтательно закатил глаза, - Я тогда был еще котенком. Эх, давно это было. Но мы стали закадычными друзьями, даже спали вместе в моей корзинке.

- А куда же она потом делась? - удивился Тим.
- Ушла. Обиделась очень. Я тогда был молодой, легко увлекался. И, кажется, ранил ее когтем в игре. Я не хотел, но она очень испугалась. И не стала слушать моих извинений и объяснений, а просто убежала. Я ее долго искал и звал, но... - Брысь грустно вздохнул и уткнулся носом в свою мягкую лапу.

- Жаль, - согласился мышонок и тоже вздохнул, предвкушая реакцию бабушки на его долгое отсутствие, - Ой, влетит мне.
- От кого? - удивился странный кот.

- От бабули. Она меня предупреждала, а я не послушался. Опять будет нотации читать...
- А где живет твоя бабуля?

- В комнате, где много книг, - на самом деле мышонок даже не представлял себе, где это и как объяснить коту, что это за комната.

- Ах, это библиотека, наверное, - предположил неожиданный знакомец, - Меня туда не пускают, чтобы я не портил книги своими когтями, - он виновато посмотрел на свой приличный арсенал оружия, - С тех пор, как я Касю обидел, просто места себе не находил, пытался их сточить обо все, что попадалось. Хозяйка гоняла меня кухонным полотенцем и грозилась выбросить, потому что я изодрал все в доме. Но Кася не вернулась. И когти все время ростут, - безысходно вздохнул Брысь и опять положил голову на пол.

- Я думаю, если бы ты ей объяснил все, она бы тебя простила, - предположил мышонок.
- Возможно, - согласился кот, - Но мы этого уже не узнаем. Она, наверняка, тогда ушла из дома... Иногда я думаю, что зря меня хозяйка не выгнала. Может, я бы Касю на улице нашел?

Оба немного помолчали, и неожиданно кот предложил:

- Давай, я тебя провожу к твоей бабушке. Чтобы тебе не сильно влетело. А ты подождешь там, пока хозяин откроет дверь в библиотеку, и...
- Спасибо! - обрадовался Тим.
- Забирайся мне на спину.

Кот вежливо подставил мышонку лапу, а тот шустро забрался по мягкой шерсти ему на холку и в конце концов устроился между ушами, чтобы было лучше видно, куда они направляются. Брысь бесшумно двинулся из комнаты в коридор, потом по лестнице вниз, опять в коридор, и вскоре остановился перед резными деревянными дверями, покрытыми темным лаком. На счастье дверь оказалась лишь прикрытой. Одно ловкое движение кошачьих лап - и одна створка, скрипнув, отворилась ровно на столько, чтобы кошачья голова проникла внутрь.

В библиотеке было тихо. Решив, что бабушка даже не заметила его отсутстувия, Тим направился прямо к укромной норе в старом диване.

- Бабуль! - позвал он.

Но ему не ответили.

- Бабушка! - обеспокоенно заглянул мышонок в нору, - Ты где?!
- Сейчас же иди сюда, - горячо прошептала старая мышь откуда-то из глубины, - Немедленно!

- Но бабуль, я тебя хочу с кем-то познакомить! - надулся малыш.
- Познакомить? Он тобой сейчас пообедает! Будь умницей, иди сюда! - продолжала бабушка, не слушая, что пытается ей объяснить внук.

- Если бы он хотел, он уже съел бы, - еще больше обиделся Тим, - Брысь! - обернулся он к коту, - Бабуля тебя боится.

При звуке кошачьего имени старая Кассандра тут же перестала ворчать. Кот неуверенно переступил с лапы на лапу:

- Ну, тогда я пойду?
- Погоди, - уверенно остановил его мышонок, - Ба! Сколько лет прошло уже! Ну, сделал он тебе больно. Но он же не хотел! Брысь тебя искал везде и когти свои затупить пытался, так что его хозяйка чуть не выгнала. А ты его выслушать не хочешь. Может, пора простить и забыть обиды? Между прочим, ужасы, существуют только в твоей голове!

Из норки показался мышиный нос с седыми усами. И пара недоверчиво блестящих глаз.

- Это правда? - спросила она со смешанным чувством тающей обиды и увеличивающейся надежды, - Ты не хотел?
- Мне очень жаль, - виновато шмыгнул носом Брысь, - всех тех лет... Я тебя каждый день ждал...

С тех пор счастливая и по-настоящему мудрая мышь учит своих внуков прощать обиды и забывать нечаянную боль.
#1