Deutsch
видео вопрос германия даром друзья желание живое животные земля избранная искусство история кино конкурс кулинария легенда лет лицо личность любовь мечта мое море музыка мульт начало озеро опрос перепев поэзия праздник природа притча проза просветление путь пятница рассказ реалия рекомендующий секс сознание статья творчество успех фото художник цитата юмор язык blockes

(посетитель)
olena-klier
24.12.18 18:58 NEW * Что делать с критикой
Импорт с livejournal не позволяет показать ролик. Оригинальный пост тут.

Вот! Берегите свой цветочек :) 

(посетитель)
olena-klier
23.12.18 15:11 NEW * О писательском мастерстве или Куда пойти учиться

Тут я уже слышу хор уверенных порицателей, мол, научить писать нельзя, и талант либо есть, либо его нет, и учеба автора только портит, мол, посмотри, сколько писателей вышло с филфака. 

Такая себе писательница. Фото стырено тысячу дней назад из интернета, автора, к стыду моему, не запомнила.

Итак, во-первых, оговорюсь о терминах. Талант — это способности, помноженные на титанический труд. Графомания — это болезненное состояние, когда человек не может не писать и не в состоянии слышать хоть сколько-то критичные замечания по написанному. 

И совершенно точно: писатель растет с каждой новой книгой. То есть, на самом деле научиться писать можно только в том случае, если пишешь. И каждая следующая история будет лучше предыдущей. 

Ну, а если чувствуешь, что где-то не хватает знаний, что нужен критический взгляд и дельный совет (т.е. ты не графоман, и психиатр тебе не нужен), то есть выбор (из моего опыта). 

1. CWS Майи Кучерской — онлайн-школа на базе очного академического и даже магистерского курса. Ставлю эти курсы под номером раз, потому что они дают максимальную практику из всех мной испробованных. С мастерами везет по-разному. Но все они дают подробную обратку по написанному, указывают на удачные и неудачные моменты. Мне особенно повезло на последнем курсе. Мастер был заоблачно аккуратен и нежен со всеми тонкими натурами в группе, даже если тексты реально ставили в ступор. 

Итак, плюсы: 

— подробные видео-лекции — практические задания после каждой лекции (в итоге на руках почти портфолио из миниатюр)— время на исполнение заданий: неделя— дельные, знающие мастера — вебинары по всем возникающим вопросам (включая сумасшедшие) — если следовать правилам по сдаче домашки, то сто процентов научишься укладываться в маленький объем, вычеркивать все ненужное, формулировать кратко и емко (это здорово помогает, когда надо уложиться в объемы по конкурсам, например): попробуй уложить весь рассказ в 2.000 знаков! Слабо? После пары таких курсов научишься. — после окончания курса остается какое-то теплое чувство, ощущение собственной ценности что ли, принадлежности к семье

Минусы: 

— курс слишком быстро заканчивается (всего-то пару месяцев драйва!) — доступ к материалам ограничен по времени, сохранить видео нет возможности (хотя есть конспект, но это ж совсем другое) — если с мастером не сойтись характерами, то поменять не получится 

Особенно классным оказался мой последний курс от Марины Степновой «Как писать хорошо». Это для тех, кто уже пишет и расписался. Марина жжет! И в лекциях, и на вебинаре — с полной отдачей. 

Кстати, в тему о том, что гении не учатся. На одном потоке со мной курс у Марины проходили Лиля Ким (да-да, та самая, которая пишет сценарии для Голливуда и которая жена Андрея Курпатова, достаточно известная уже авторесса) и Вера Полозкова (да-да, та самая распиаренная, талантливая и вельми известная поэтесса).  

2. «Мастер текста» от АСТ. Если ты хочешь печататься, то тебе надо знать, чего от автора ожидают издательства. Приблизительно такой была моя мотивация. Обучение происходит в виде вебинаров, где сразу же можно задать вопросы, если таковые возникают. Но обычно информация так накрывает, что ее сначала надо переварить. 

Плюсы: 

— тебе на самом деле дают понять, чего издательство ждет от писателей — выпускники в течение года получают приоритет на рассмотрение рукописей (то есть, из текучки вы уже выбьетесь) и даже шанс на публикацию (кажется, таких учеников уже полсотни опубликовались)  — есть шанс получить отзыв не только от редактора издательства, но и от гл.редактора персонально, и таким образом можно отдаленно познакомиться с издательской кухней — есть практические задания, и даже есть веселые — в итоге есть несколько классных идей — после вебинара есть запись, которую можно сохранить и пересматривать

Минусы: 

— на выходе меньше текстов, чем после CWS — вебинаров не много, и они длиннющие — после окончания курса остаешься один на один с миром современной литературы, и он отчего-то становится пугающим (но это моя личная импрессия, конечно) 

АСТ не успокаивается на достигнутом и постоянно генерирует новые проекты, так что у выпускников всегда остается бонус — возможность участвовать в различных конкурсах или соавторских битвах. Иногда из этого даже получается книга (как у меня вышло с Шерлоком в России). 

3.  «Райтхак» от Дарьи Корж. Этот проект начался еще в мою бытность на ЖЖ и вырос в огромное движение пишущих людей в поисках совершенства. И да, в рамках этого проекта бывают курсы писательского мастерства, целью которых является прокачка мозгов и вскрытие писательской кухни в смысле «как это сделано». Кстати, ведущие проекта на хорошем счету у редакции АСТ (во всяком случае, о них тепло отзываются как о специалистах) и активно пишущие и успешно издающиеся авторы. Тут приятно, что я с Дашей познакомилась задолго до и ценю ее очень высоко.

Плюсы: 

— в очень краткой форме даются концентрированные знания по определенной теме (например, как написать детектив) — никакой воды, все только по делу — в твои руки вкладывают конструктор, и при определенном уровне интеллекта вполне можно собрать историю — есть практические задания, позволяющие прокачать какой-то навык— есть вкусные бонусы в виде «волшебных сундучков» и массы писательских приемов, облегчающих решение задачи  

Минусы: 

— режим обучения очень интенсивный: каждый день — новый урок, на подумать и переварить времени — абсолютный минимум — сокурсники обычно в шоке и тяжело раскачиваются на общения и игры, а время-то уходит... — текстов на выходе нет вообще, кроме того, над которым ты уже работаешь

Кстати, у Даши есть еще отдельные курсы по написанию рассказа, например. Мне повезло послушать один из вебинаров, и я просто растаяла от того, какой внимательный, нежный и аккуратный из нее получается тренер. В таких руках любого участника ждет успех. И публикация (я отчего-то уверена). Так что рекомендую ее с дорогой душой. 

4. Эльвира Барякина. Ну, тут реклама работает хорошо, и нет, наверное, пишущего человека, который не знал бы о Барякиной. Она начала свой проект «Справочник писателя» тоже на ЖЖ. Поразительная работоспособность, вебинары минимум раз в месяц, выездные семинары в романтичных локациях (Прага, Венеция и т.п.) 

На последнем месте по практическому эффекту лично для меня. Творческого кайфа не словила. 

Плюсы: 

— она на самом деле пишет и издается, и охотно делится секретами как писательской, так и издательской кухни — остается трезвое понимание собственной ситуации 

Минусы: 

— стиль преподавания достаточно фривольный, оставляет ощущение обесценивания многих моментов — нет обратной связи, нет личной работы, все на уровне вольного слушателя — активность ведущей больше направлена на саморекламу 

Итак... Тут должно быть резюме? 

Sapienti да будет  sat. (Если кто-то не знаком с латынью, Sapienti sat. = Умному достаточно.) 

P.S. И да, не надо меня убеждать, что все великие — самоучки. Это миф, активно поддерживаемый лентяями. Да. И Роулинг тоже практикуется с шести лет и училась делать «это» правильно (по ее собственным словам). С другой стороны, кто же признается, где он учился. Это же реклама им и контрреклама себе. Мне можно, потому что я пока никто. Тс-с-с-с-с! 

(посетитель)
olena-klier
19.11.18 23:07 NEW * Уж замуж... в Германию?

— Я успел! — говорит Тур и показывает мне руку с обручальным кольцом. — Сегодня! 

— Поздравляю! — улыбаюсь я и вижу: муж подмигивает. 

Месяц назад я была уверена, что не успеет. Парень принес на перевод свидетельство о рождении своей суженой — и без апостиля. Без заверения подписи лица, выдавшего документ, его не примут в немецких инстанциях. Но Тур такой славный, молоденький и — сразу видно — очень честный, что ему поверили, хотя у них ничего не было готово. Но тут все духи и боги были на стороне пары: и билеты в последнюю минуту достались, и прошение в посольство успело вовремя, и чиновники удивительным образом попались милосердные. 

И вот, он сидит напротив меня — руки до сих пор дрожат (шутка ли! месяц сумасшедшей скачки — и свадьба сегодня!) — и прилежно записывает, что нужно еще сделать, чтобы его суженой выдали германское удостоверение: сначала в паспортный стол (Einwohnermeldeamt) за справкой о прописке, потом в ведомство по делам иностранцев (Ausländeramt), чтобы подать прошение о титуле на пмж, потом в консульство Украины, чтобы встать на учет, а потом... Потом начнется кутерьма с переводом диплома, подачей его на признание. У технарей (а она зубной техник) больше шансов на успех предприятия. А потом искать практику, курсов повышения квалификации и работы. 

— Вам лучше спросить у чиновников, — замечаю я. — Законы все же меняются. Мало ли.

— Опыт показывает, Вы знаете больше, чем кто-либо, — серьезно заявляет он без тени лести. 

Иногда думаю... Бог мой, какой путь у меня за плечами... Сколько всей этой бюрократии, битва за место под солнцем и тот еще квест — найти работу. 

Да, ребята. Раньше я думала, что нет сложнее испытания, чем эмиграция. Но все можно преодолеть. Чем ты моложе, тем больше шансов справиться. Главное — не опускать руки. Меня спасали мамины слова: «Дочь, помни: ты всегда можешь вернуться. У тебя есть дом.» Нет, вовсе не обязательно спасаться бегством из сложной ситуации. Важно знать, что этот дом есть. Тогда можно пережить и бездомно-безденежную зимнюю ночь, и страх, и отчаяние. 

— Боже мой, — говорю, — что же Вы здесь делаете? Вас жена дома ждет. Вам бы сейчас праздновать с шампанским и розовыми лепестками по постели. 

— А мы уже успели, — простодушно улыбается Тур. — И завтра у меня выходной. 

Боги, Боги... Какие же они дети... Наивные, чистые и такие... взрослые. Только бы смогли сохранить свою любовь от формальностей. 

Хороший день был сегодня. И хорошо закончился. 

(посетитель)
olena-klier
05.11.18 22:59 NEW * Благодарности пост... или Не стоит пытаться!

Вот, я задумалась: Почему огребать приходится от людей, которым больше всех уделяешь времени, на которых тратишь больше сил? Это такая обратка? Типа не надо стараться вытащить за уши тупицу и не тратить на него неоплачиваемые часы?  

Фейспалм, да?

Сегодня мой самый нелюбимый день на работе: выдача сертификатов. Понятное дело, что эту плотно-хрустящую бумагу с оценкой, печатью и подписью получают только те, кто удачно сдал экзамен. 

И оно случилось. Я уверена, он знал изначально, что экзамен он не потянет. Он и старался-то не особо. Но тут он встал конем и обвинил меня в подтасовке результатов не в его пользу. Мол, его сосед у него все списывал — и сдал, и такого быть не может. На самом деле, конечно, это он у соседа списывал, но списывал плохо, не полностью, да еще и с ошибками. В итоге кто виноват? Правильно. И это при всем том, что я именно с ним возилась больше, чем с остальными. В итоге он свалил после скандала с воплем: «Е....ть вас всех!» И это глубоко верующий мусульманин. По крайней мере он это демонстративно подчеркивал каждый удобный раз. 

Была на моей памяти еще одна девушка из Доминиканы, с которой я каждый день оставалась после занятий, и мы полчаса разбирали новый пройденный материал заново. Да. Она накатала на меня жалобу в итоге и обвинила в расизме, унижениях достоинства и дискриминации. 

На самом деле их было еще. Просто при всех моих попытках привить себе удобный пофигизм они застают меня врасплох. 

А мне — мало того, что я за них всех болею, и мне каждого не сдавшего хочется обнять и утешить — даже возразить нечего. Я просто хлопаю глазами, понимаю, что сердятся они не на меня, а на себя, но йолки-палки!

Теперь хочется пироженку, мороженку, напиться, на ручки и боксерскую грушу. Наверное, я просто девочка, да? 

У вас такое бывает? Как справляетесь? 

А, ну, и поскольку пост «благодарный», все же благодарю. Во-первых, этого товарища за то, что не дал мне расслабиться и напомнил об обязательном протоколе. А во-вторых, благодарна себе за то, что не повысила голос, за то, что не выпустила эмоции из-под контроля и не развезла соплей. И даже не напилась. 

(посетитель)
olena-klier
03.11.18 11:48 NEW * Исландия: Ведомство по делам элементалов и природных духов

Вся вселенная Толкиена построена на древних кельтских мифах. Это, конечно, ни для кого не секрет. Что греха таить, я со своими героями там же погрязла по самые фибры. Но то ж мы, на всю голову волшебные. Нормальные люди относятся к сочинителям снисходительно, мол, что с болезных возьмешь. 

А жили бы мы в Исландии... может, дослужились бы до высокого чиновничьего поста. Да у них есть это ведомство. И есть такая профессия — говорить с элементалами и защищать их интересы. 

Госпожа Эрла Стефансдоттир (Erla Stefánsdóttir), уполномоченная по делам эльфов в рамках Управления по надзору за строительством Рейкьявика несет ответственность не только за легкокрылых, но и за троллей, гномов и прочий невидимый народец (Huldofólk). Она составила Карту невидимого мира, и ее мнением интересуются, когда затевают новый строительный проект. Некоторые планы она меняет одним росчерком пера. Были и такие, на которые она наложила вето. Например, трасса между Рейкьявиком и Копавагуром делает петлю вокруг холма, на котором по ее словам обитают эльфы. Шум строительных работ, а потом и автотрассы помешал бы им. А в городке Грундарфьордур есть уступ скалы между двумя домами, на котором ею запрещено строительство. Квартал построили, и скале даже присвоили номер «дома» — 84. 

Интересно, что исландцы на 95% христиане протестантской конфессии. Но их благая весть настигла достаточно поздно — где-то тысячу лет назад. И, видимо, миссионеры оказались не очень убедительными. 

Как бы там ни было, а госпожа Стефансдоттир чувствует свою высокую ответственность перед эльфами и гномами, утверждает, что может с ними разговаривать, издала несколько книг, прекрасно разбирается в вопросах подземных источников и родников, а также геомагнитных особенностей Земли. 

Так чудно, что эти новости настигают меня уже после окончания работы над норвежским проектом. Наверное, они хотят меня утешить и убедить, что я нормальная. Поздно, дорогие мои! Я уже на всю голову :) 

(посетитель)
olena-klier
21.03.17 23:45 NEW * ЗАБАВНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС
1
Найдите себе гения
Что прекрасно в гениях, как правило они встречаются в группах. Если вы найдете одного гения, это приведет вас к остальным. Сотрудничайте с гениями, особенно с непризнанными — они доступнее и ждут ваших предложений.

2
Продолжайте пробовать, рисовать и биться головой о стол
Совет от иллюстратора. Очень часто все способы выхода из кризиса являются лишь способами прокрастинации. Поэтому просто рисуйте, рисуйте что угодно, даже если сильно отклоняетесь от темы. Хотите стать художником, рисуйте и еще раз рисуйте, другого способа нет. Вы являетесь художником только когда рисуете.

Career-Books-Young-Women-Should-Read.jpg


3
Совершайте множество ошибок
Проблема творческого кризиса — в боязни ошибиться. Это подключает прокрастинацию, отлынивание, подгоняемое страхом. Ошибки прекрасны. Любая ошибка движет вас к цели и это новое мышление изменит все. Относитесь к ошибкам, как поводу стать лучше.

4
К концу велопрогулки все как-то налаживается
Я долго принимаю ванную, вода смывает все плохие мысли. Потом делаю уборку, ведь как можно размышлять, пока вокруг бардак. Если это не помогает, я сажусь на велосипед и стараюсь не думать о проекте. В конце все как-то само налаживается.

5
Поселитесь в дорогом отеле
Заранее оплатите все три дня, которые вы проведете тут. Возьмите с собой все самое необходимое. А теперь просто напишите десять тысяч слов. Если вам кажется, что у вас творческий кризис, подумайте о сумасшедших деньгах, которые вы выложили за проживание в номере.

6
Посмотрите на случайное предложение
Возьмите любую книгу. Какую угодно — это может быть научная фантастика, инструкция по сборке мебели IKEA, религиозный текст. Откройте случайную страницу и случайное предложение. Мне попалось предложение: «Боли не было, но эта сила была разрушительной». Прекрасно. Подумайте, какие чувства вызывает эта фраза в контексте текста, который вы пишете или проблему, которую решаете. Или: «На следующее утро я отправился в Британский музей в Лондоне, чтобы увидеть сокровище». Идеально. Приходят мысли о вампирах, проклятых драгоценностях, Индиане Джонсе, святом Граале. Почему нет? Смешивайте тексты разных авторов, пытайтесь зацепиться за любую фразу. Не понравилась фраза? Не беда, возьмите другую, вас никто не заставляет зацикливаться на чем-либо.

7
Проговаривайте все
Паника. Вас переполняет чувство тревоги, вы начинаете метаться как обезглавленная курица. Я завариваю чай или кофе — необходимо освежиться. Выйдите прогуляться, говорите с людьми о вашей проблеме или сами с собой.

8
Меняйте чипсы
Это испанский эквивалент, означающий перезагрузку сознания, изменение вашего мышления, взгляд со стороны. Измените что-либо в вашей жизни, что угодно. Пишите не за столом, а в кафе, меняйте еду, ходите в такие места, в которые никогда бы не пошли.

9
Творческий кризис — это рост
Старайтесь всегда оставаться оптимистом, засыпайте и просыпайтесь с одной-единственной мыслью: «У меня не закончились идеи, я просто стараюсь придумать что-нибудь получше». Все же очень просто — если вы будете твердить себе, что ничего не получится, ничего и не получится.

(без названия)

10
Не бывает двух одинаковых творческих кризисов
Не нужно создавать правил борьбы. Кризисов бывает очень много и все они разные, как снежинки. Генерируйте плохие и посредственные идеи, так вы сумеет натолкнуться на что-нибудь стоящее. Используйте все способы, которые знаете. Один и тот же способ способен так же приесться и временно перестать работать.

11
Почему бы не выпить кофе прямо перед сном?
Лучшие идеи приходят во время попытки уснуть. Положите рядом с собой блокнот и ручку, а также создайте возможность включить свет, даже не вставая с кровати.

12
Сделайте что-нибудь
Приговьте выпечку, уберитесь в квартире, помойте посуду, нарисуйте рожицу на стикере и приклейте ее на свой компьютер, наколите дров.

13
Творческий кризис — это нормально
Прекрасная мысль. Всякий раз, когда наступает кризис, мы начинаем посыпать голову пеплом и проскальзывает мысль: «Ну вот, это случилось. Я отупел и постарел». Выбросьте ее из головы и начните заменять ее на другую. Творческий кризис пройдет, он проходит всегда, особенно когда вы расслабляетесь и не давите на него.

14
Просто. Объясните. Проблему.
Творческий кризис очень часто наступает, когда мы пытаемся решить проблему, которую сами для себя не сформулировали. Разве не глупость? Начните смотреть на проблему. Удивительное мысль, которую стоит понять каждому — в любой задаче есть ответ. Не у любой, а в любой. Ответ есть в самой задаче, вот что вам нужно понять. Ему больше негде находиться. Поняв это, вы покажете своему мозгу, что решение есть в задаче, а значит ваша проблема решаема.

15
Книги!
Зачем пытаться выудить какой-то проблеск ответа, если можно порыться в книгах — бездумно, бессистемно и запустить в мозге цепь ассоциаций.

16
Сядьте, замолчите и отключите интернет
Давно ли вы просто размышляли в тишине? Разве не странно, как мы заменяем размышления просмотром страниц в социальных сетях? Устройтесь поудобнее в кресле и просто размышляйте. Все гении так делали.

17
Поешьте сыра перед сном
И посмотрите, что из этого выйдет. Мало ли.

18
Креативность — это мышца
Ей тоже нужно отдохнуть и восстановиться. Так же как и тренировать. Чередуйте работу с просмотром фильмов, играми и книгами.

19
Дедлайн — лучшее средство
За многие проекты вы просто не сможете взяться, пока не включатся механизмы выживания. Обещайте другим, что сделаете проект через пару дней. Или обещайте это себе. Сделайте проект за 10 минут. Пускай на проект уйдет, по вашим оценкам, месяц, сядьте и решите, что сделаете его за 10 минут. И посмотрите, что получится.

20
Представьте, что вы опоссум
Это все прекрасные советы, которые поданы под ироническим соусом, а ведь именно ирония и смех позволяют высвободить тонны нашей креативной энергии и позволяют расслабиться. Экспериментируйте с данными советами, распечайте каждый из них на лист А4 и повесьте на стену.

Советы взяты из книги "Опять творческий кризис? 90 способов как выйти из него" с сайта https://goo.gl/vAOvmE

(посетитель)
olena-klier
29.01.17 20:16 NEW * "Путь Художника" IV: набор в группу открыт!

Мы делаем это снова. Уже в четвертый - и что-то мне подсказывает, что в не в последний! - раз.

Что такое "Путь Художника"?

Речь идет о курсе творческого возрождения авторства Джулии Кэмерон, который длится двенадцать недель (плюс предварительная). На каждой неделе вам предлагается прочитать текст и выполнить задания. И уложиться в срок (недельный).
Сколько времени отнимают задания?

Утренние Страницы - 30-40 минут в день. Творческие свидания - зависит от вас. На все остальное - максимум три часа в неделю.

"Путь Художника" - это только для тех, кто пребывает в творческом тупике/писательском кризисе?

Нет, нет, нет и еще раз нет. "Путь Художника" - это курс для тех, кто хочет получше узнать себя, открыть в себе новые грани, сделать свою жизнь ярче и освободить внутренний творческий поток, а также наладить связь со Вселенной. Для тех, кто не любит эзотерику и хочет факты, суровые факты: "Путь Художника" дает неимоверно мощный творческий пинок. Опять же, проверено на много раз, не только на моем опыте. Я своими глазами видела, как эти двенадцать недель ПОЛНОСТЬЮ меняют людей и их взгляды не только на творчество, но и на жизнь в целом.

"Путь Художника" - это только для людей, работающих со словом?

Нет, нет, нет и еще раз нет. Скажу даже больше - это не только для творческих людей, но и для людей, которые хотят таковыми стать. Позволить себе таковыми быть, если говорить точнее.

Где будет проходить курс?

Тут, в нашем сообществе. В закрытой группе.

Сколько стоит курс?

Это бесплатно - и всегда будет бесплатно.

Какова история этого решения - проводить каждую весну "Путь Художника"?

Идея проведения первого потока "Пути Художника" принадлежала мне. Я сама проходила курс не один раз, каждый раз получала неимоверно крутые результаты и в какой-то момент решила воспользоваться рекомендацией Джулии создать творческий кружок. Мы провели первый поток "Пути Художника", и из этой идеи появился наш Клуб. С тех пор каждую весну мы проводим "Путь Художника". Для нас это не только возможность отдать дань замечательной традиции, но и пригласить в сообщество новых участников. И, конечно же, моя личная миссия, которая остается неизменной - "создать" как можно больше творческих людей, показать как можно большему числу людей дорогу к неиссякаемому творческому источнику.

Почему группа? Многие проходят "Путь Художника" в одиночку, и вполне довольны

Основных причин две. Первая - командный дух. В группе все поддерживают друг друга, читают комментарии, дискутируют, жалуются и идут дальше, несмотря на сложности. Вторая - социальное обязательство. Когда вы идете группой, "слететь" с курса значительно сложнее, вам немного стыдно перед остальными. Пообещал перед всеми - значит, вперед, никаких полумер! Я была свидетельницей того, как социальное обязательство удерживало людей от необдуманного эмоционального решения оставить курс. И потом эти люди благодарили группу за поддержку в сложной ситуации.

Я уже проходил курс. Я подхожу?

Конечно. Многие проходят "Путь Художника" два или даже три раза: я - как раз из таких. На первый взгляд может показаться, что ничего нового вы в себе не обнаружите, если пойдете по второму кругу, но так вам только кажется.

Есть ли минимальные требования к участникам?

У нас есть одно правило, но правило железное. Опыт предыдущих трех потоков научил нас уму-разуму, и тут - действительно никаких полумер. На курсе есть два обязательных задания - творческие свидания и Утренние Страницы. Задания каждой недели иногда пропускают, а потом нагоняют (мой вам добрый совет - никогда так не делайте, тем более что на выполнение этих заданий много времени не нужно). Но творческие свидания и Утренние Страницы - это ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ условия. Участник, пропустивший творческое свидание на одной из недель, исключается. Участник, не писавший Утренние Страницы два дня и более - аналогично, исключается. Мы так категоричны не потому, что плохие и злые и хотим сделать группу как можно меньше. Пожалуйста, положитесь на наш опыт. Утренние Страницы и творческие свидания - это самое, самое, самое главное в курсе. Это - основа основ. Без них вы можете в самом начале отсечь от вашего успеха 50 процентов - именно такими будут ваши результаты. Вы хотите пройти серьезный путь в 12 недель и получить только 50 процентов результатов? Не думаю.

Нужно ли иметь книгу?

Бумажная книга - это всегда хорошо. Для прохождения курса будет достаточно электронной.

Как будет выглядеть курс с технической точки зрения?

В понедельник утром я буду публиковать пост с краткими тезисами по тексту той или иной недели. В субботу будет публиковаться отчет, и участники должны написать к нему комментарии до воскресенья, до 23-59 по Москве. Если кто-то не успевает, об этом нужно сообщить - и вы получите день (не больше) отсрочки.

Как производится набор в группу?

1. Вы делитесь этим постом: в своем блоге или в социальных сетях.

2. Оставляете здесь комментарий и говорите, что хотите участвовать.

3. Я включаю вас в закрытую группу и отвечаю на ваш комментарий.

4. Вы терпеливо ждете 27 февраля - дата начала курса (предварительная неделя).

У меня есть вопрос, но тут я ответа не нашел!

Спрашивайте в комментариях. Отвечу с удовольствием.

Всем добра!

С любовью,

Настя


(посетитель)
olena-klier
19.12.16 01:29 NEW * Мужская логика
- Новый год отмечать будем? Рождество? - спрашиваю.
- Та ну... - после некоторого молчания отзывается Мужчина моей жизни. - Зачем нам вся эта возня?

К слову, город уже подготовился к Рождеству, и в окнах разномастная иллюминация. Рассказываю, что соседка уже интересовалась нашей елочкой, что два года радовала всех, жила в кадушке во дворе. Но этим летом отдала Богу душу, чем очень меня расстроила.

- Та ну... - полчаса спустя напоминает он мне о начатом было разговоре. - После праздников этих елок будет еще... Найдем новую.
- Как хочешь, - соглашаюсь.

Два часа спустя Мужчина крадется в спальню и достает из шкафа пакет с игрушками.
- Елка? - догадываюсь.
- Не-а, - деловито отзывается он.

В итоге по двору развешаны шары и гирлянды, которые неизменно включаются каждый вечер.
Нет, я к этому руки не прикладывала. Разве только первый шар. Это в том смысле, что Новый год мы праздновать не будем. Ага. А еще говорят, это женская логика не подлежит расшифровке.

Наш прошлогодний антураж с совенком.
(посетитель)
olena-klier
19.11.16 00:45 NEW * На Гаваи
Осенним утром брел по берегу моря мужик... Жизнь дала слабину, свалила на его плечи сотню проблем и оставила без советчиков. Вот, шел он по кромке прибоя и пинал комки сухих водорослей и дохлых медуз обратно в воду, как наткнулся на старинную лампу. По традиции, потер он ей бок, и разбудил джинна.

Недовольный вторжением, Джинн облокотился на ближайший рог скалы и выдохнул сизый дым:

- Чего тебе... мой повелитель? Только давай побыстрее. Я тут сон интересный смотрел.

Мужик почесал затылок и говорит:

- Ты знаешь, меня так все заколебали. Хочу в отпуск. На Гаваи. Только летать я боюсь - нынче самолеты падают, как дохлые мухи в октябре. Построй мне мост-автостраду, чтоб прямо отсюда и до островов.

- Ты с ума сошел?! - возмутился Джинн. - Можешь себе представить, сколько это стали, бетона и арматуры?! Нет, это даже для меня практически невыполнимо. Давай, другое что-то.

Мужик почесал нос, пожал плечами...

- Ну, хорошо. У меня вечная проблема с женщинами - хоть вешайся. Они смеются - без причин. Плачут - фиг знает, почему. Сделай так, чтобы я понимал их.

Джинн крякнул и почесал лысый затылок:

- Сколько полос ты хотел на автостраде?

Идею украла в инете
(посетитель)
olena-klier
09.11.16 01:18 NEW * Слова, которые стоит ЗАБЫТЬ. Чак Паланик

Представляю вашему вниманию размышления Чака Паланика о словах, которые должен ЗАБЫТЬ писатель.

"Через шесть секунд вы начнете меня ненавидеть.
Но через шесть месяцев вы станете писать лучше.

С этого момента – по крайней мере, в ближайшие полгода – я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть».
И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.
До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника, что прошлой ночью он ушел».

То есть вам придется писать что-то вроде: «Затем по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром. Она всегда ставила только свою чашку кофе в микроволновку. Никогда не его». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю лучше узнать их. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что сам читатель это захочет.

Не нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».

Никаких сокращений. Только специфические эмоциональные детали: действие, запах, вкус, звук и чувства.

Как правило, писатели прибегают к мыслительным глаголам в начале части. (В таком виде они становится чем-то вроде «Формой отчетности», и я еще выскажусь против нее чуть позже.) То есть они устанавливают с самого начало интенцию всей части. А то, что следует дальше – это словно иллюстрация.

Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Ее телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела всего в срок».

Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только физические действия и материально воплотите отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.

Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».
Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»».

Одна из самых частых ошибок начинающих писателей в том, что они оставляют своих героев в одиночестве. Вы пишете – и можете быть одни. Читатель читает – он также может быть один. Но ваш герой не должен оставаться наедине с собой. Потому что тогда он начнет думать, беспокоиться и интересоваться.
Например: «Ожидая автобус, Марк начал беспокоиться о том, как долго продлится поездка…»
Но лучше написать: «По расписанию автобус должен был прийти в полдень. Марк посмотрел на часы – было 11:57. Отсюда была видна дорога до самого торгового центра, но автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на другой стороне и вздремнул. Водитель спит, а Марк вот-вот опоздает. Или хуже, водитель напился – и Марк отдал свои семьдесят пять центов, чтобы умереть в дорожной аварии…»

Когда герой один, он может начать фантазировать или что-то вспоминать, но даже тогда вы не имеете права использовать мыслительные глаголы или каких-то их абстрактных «родственников».

И не надо глаголов «забыть» и «помнить».
Не надо никаких переходов типа «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал ей волосы».
Лучше: «Тогда, на втором курсе Нельсон проводил по ее гладким, длинным волосам своей рукой».
Опять же – расшифровывайте, не надо писать коротко.

Еще лучше – быстро столкните одного героя с другим. Пусть они встретятся и начнется действие. Позвольте их действиям и словам показать их мысли. А вы сами держитесь подальше от их голов.

Когда начнете избегать мыслительных глаголов, с большой осторожностью используйте пресные глаголы «быть» и «иметь».
Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».
Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать перед своим лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»

Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь» попробуйте раскрыть детали портрета своего героя через действия и жесты. Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете ее.
И тогда вы научитесь расшифровывать своих героев и возненавидите ленивых писателей, которые ограничиваются «Джим сел около телефона, спрашивая себя, почему Аманда не звонит».

Пожалуйста. С этого момента вы можете меня ненавидеть, но не используйте мыслительные глаголы. Я готов поспорить, после Рождества вы сами не захотите к ним возвращаться.

Домашняя работа на этот месяц.

Выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол: устраните его, «расшифровав». А потом пройдитесь так же по какой-нибудь художественной литературе. Будьте безжалостны.

«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».

«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».

«Ларри знал, что он мертвец».

Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее".

Стибрила тут

(посетитель)
olena-klier
06.11.16 00:20 NEW * Архетипы

Тащу в копилку все, что интересно сказочникам. Сегодня у в ФБ выхватила увлекательную тему про архетипы. И с благодарностью и радостью делюсь.

Что такое архетип? Если совсем коротко, то это некий “собирательный образ”, основывающийся на общечеловеческом опыте. Систем архетипов существует множество. Я предлагаю взять в работу систему Марк и Пирсон - 12 собирательных образов персонажей, у каждого из которых своя история: Простодушный, Славный Малый, Герой, Хранитель (Опекун), Искатель (Странник), Бунтарь, Эстет (Романтик, Любящий), Творец, Правитель, Маг, Мудрец (Философ), Шут. Каждый архетип характеризуется определенным взглядом на мир (ценностями и целями), способом достижения целей, сильными и слабыми сторонами, внутренними конфликтами и жизненными задачами, которые нужно решить, чтобы попасть на “следующий уровень”.

Зачем это писателю? Человеческий мозг так устроен, что он в любом случае мыслит типами, архетипами, категориями, норовит все разложить по полочкам и подписать. А еще он (мозг) доверяет знакомому, а к незнакомому наоборот относится подозрительно (вдруг оно меня съест?) Поэтому на любой незнакомой территории - например, территории незнакомого текста - в первую очередь старается распознать что-то, что он уже знает. Что-то, на что можно опереться. Если писателю удалось грамотно прописать в персонаже архетипические черты, это помогает завоевать доверие читателя.

При создании персонажей архетипы тоже могут помочь. Если я понимаю, в каком архетипе мой герой, мне проще предположить его естественные реакции, но главное - становится очевидно, какие у него теневые стороны и какие внутренние задачи перед ним сейчас стоят.
Например, мой главный персонаж Странник-Хранитель, но в архетипе Хранителя (Опекуна) он явно подзастрял, и пока не осознает, что “опекаемых” нужно рано или поздно отпускать в свободное плавание, никакого развития жизненного сюжета для него не будет (а для меня как автора - не будет развития книжного сюжета ;))

Краткое описание этой системы архетипов можно найти вот здесь: http://hloflo.livejournal.com/913956.html А как вспомогательный инструмент можно использовать картинки вот отсюда: http://hloflo.livejournal.com/978683.html В каких декорациях ваш герой смотрелся бы естественно? (Это не обязательно декорации из вашей книги. Например, мой герой-Странник живет в современном мире, но периодически мечтает о путешествиях и таинственных путях, ведущих в неизвестность.)

Если тема вас заинтересовала (или если вдруг вы уже сами об этом задумывались), поделитесь, кто ваши герои по архетипу?

(посетитель)
olena-klier
01.11.16 00:47 NEW * НаНо-Лихорадка
Сердце колотится, в глазах звезды, но я-таки решилась.

Нормальные люди готовятся к забегу в #NaNoWriMo заранее. Меня эта мысль застигла в полете за два дня до начала действа, т.е. позавчера. В воскресенье я практически не спала ночь: судорожно ловила в темноте тему. Веро подкинула мне мысль про любовный роман, что показалось мне сначала чудовищной попыткой склонить меня к тому, чего я вообще не умею. Но поскольку этот план заранее обречен на провал, именно он меня и сожрал. В общем, к утру перед моим носом вынырнула одна идея, за которую я схватилась, и уже успела вместо романтики напороть чернухи.

Все воскресенье я мудрила над скелетом истории. Из героев у меня нарисовался мужчина. За женщиной я гонялась всю ночь на понедельник, и утром от руки прописала ее историю. Пока у нас еще много слепых пятен, которые я буду дорабатывать уже в полете.

Итак, 1 ноября уже наступило. Я неумолимо падаю в НаНо и опрометчиво дала обещание написать 50 000 СЛОВ. Это по 1 тысяче слов в день и по выходным по две (или две с половиной). Мороз по коже, искры из глаз, пульс 99 уд/мин. В общем и целом вполне такая себе писательская лихорадка. Ждите меня в декабре, если выживу.

(посетитель)
olena-klier
27.10.16 23:01 NEW * Единственное, что останется после нас, - это любовь. Хелен Данмор
Продолжаю таскать заповеди маститых. Сегодня Хелен Данмор

  1. Заканчивайте дневную норму, когда Вы все еще хотите продолжать писать.

  2. Слушайте, что Вы написали. Плохой ритм в диалогах указывает на то, что Вы еще не почувствовали персонаж достаточно, чтобы записать его голос.

  3. Перечитывайте, переписывайте, перечитывайте, переписывайте. Если не поможет - выбрасывайте. Это хорошее чувство, если Вы не хотите оказаться заваленным трупами стихов и прозы, в которых есть все, кроме жизни.

  4. Учите стихи наизусть.

  5. Присоединяйтесь к организациям, занимающимся коллективными правами писателей.

  6. Если возникает проблема с каким-то куском текста, позвольте себе долгую прогулку. Чаще всего она разрешает все сложности.

  7. Если Вы боитесь, что забота о детях и домашнее хозяйство не дадут Вам писать, помните, о сотнях своих коллег, которые работают над текстом после работы и домашнего хозяйства.

  8. Не переживайте по поводу того, что останется после Вас. Как гласит мудрость, "Единственное, что остается после нас,  -  это любовь."

(посетитель)
olena-klier
27.10.16 02:28 NEW * Хамелеон
Над обеденным столом гуляли грозовые облака. Алешка сопел, уткнувшись в свою тарелку. Антонина издерка бросала в его сторону взгляд, полный порицания, и тоже молчала. В конце концов, Василий не выдержал:

- Кто-нибудь может объяснить, в чем дело?
- Твой сын пытается убить мне последние нервы! – фыркнула жена.
- Алексей, кажется, мы с тобой договорились: маму надо беречь!
- Пап! – ребенок поднял на него глаза, полные слез. – Собака – это все для меня! Понимаешь?

Отец вздохнул. Мечта детства, безжалостно убитая родительским запретом, – он, Васька, и пограничный пес Рекс на страже мира и свободы – саднила где-то глубоко до сих пор.

- Тосенька, - как можно мягче начал он, - может...
- Не может! – отрезала та. – Кто будет с ним гулять? Три раза в день –минимум! А шерсть?! А вонь?! И ты, - она ткнула лакированным ноготком в мужнину грудь, - готов расстаться с любимым креслом?

Кресло обошлось в полторы тысячи. Кожа. Антистресс. Функция массажа. С подогревом и удобными гаджетами для газет, дистанционки. Плюс нычка для шоколадных батончиков.

- Нет! – решительно выдохнул он. – И мебель новая, и паркет...
- Да ничего не будет вашему паркету! – взорвался сын. – И Марьиванна говорит, домашние животные воспитывают чувство ответственности! Обещаю заботиться, кормить и гулять! Ты только посмотри! – протянул он планшет.

- Удачный снимок, - согласился отец, изучая мудрый взгляд и точеный профиль бельгийской овчарки. – А лицо какое выразительное! Не всякий актер так может, а? – оглянулся он на жену. – Да и права учительница...
- Тогда можешь сразу сдавать билеты на Барселону. Потому что остаешься дома. С собакой.
- Ээээ... – Василий сконфуженно вернул сыну компьютер.

- Никогда ни за что не женюсь! – крикнул тот и выбежал из кухни.
- И замечательно, - согласилась Антонина и с достоинством победителя вышла следом.
- Эх, сын! – пробормотал Василий, глядя в окно, - Не женись. Не надо.

Фото: Tanja Brandt
(посетитель)
olena-klier
24.10.16 02:37 NEW * Не ищите на Амазоне книгу, которую Вы еще не написали. Родди Дойл
Продолжаю тягать рекомендации состоявшихся авторов начинающим писакам. Прежние можно посмотреть по тегу "заповеди". Сегодня на очереди Родди Дойл.

  1. Не ставьте на письменный стол фотографию своего любимого автора. Особенно, если он покончил жизнь самоубийством.

  2. Будьте добры к себе. Заполняйте страницы, как можно скорее. Подойдет двойной интервал. Или пишите в каждой второй строчке. Празднуйте каждую новую страницу.

  3. До тех пор, пока Вы не достигнете 50 страницы. Теперь замедляйтесь и думайте о качестве. Теперь можно начинать переживать. Это Ваша работа.

  4. Как можно скорее дайте произведению имя. Присвойте его, смотрите на него, почувствуйте его. Дикенс знал, как назовет свою книгу до того, как начинал ее писать.

  5. Ограничьте пользование интернетом до нескольки страниц в день. Не приближайтесь к онлайн-букмекерам, если этого не требуют исследования для Вашей книги.

  6. Имейте словарь, но храните его где-нибудь подальше. В дальней комнате, в сарае, где-то, куда надо добираться на транспорте. Скорее всего, слова, которые придут Вам на ум, достаточно хороши.

  7. Иногда можно поддаться искушению и помыть полы на кухне или постирать белье... Это тоже исследования для книги.

  8. Меняйте свое мнение. Хорошие идеи всегда можно прикончить лучшими.

  9. Не ищите на Амазоне книгу, которую Вы еще не написали.

  10. Можно провести несколько минут в день, работая над биографией для обложки. Что-то типа "Он проводит свои дни между Кабулом и Огненной Землей..." А потом возвращайтесь к работе.

(посетитель)
olena-klier
22.10.16 02:27 NEW * Когда умолкает кукушка. Ольга Лисенкова
И еще одно сокровище на сегодня.

Мне везет с друзьями. Нет, не так. Я горжусь своими друзьями. Они пишут замечательные книги.

Итак, восхитительная сказка. Нет, это, конечно, не совсем сказка. Это путешествие не просто в детство, а к истокам, к самому своему началу.

Казалось бы, ну, что там. История про то, как учительница пытается найти пропавшую ученицу и пропадает вслед за ней. Но это только кажется, что все так просто. Читатель вслед за героями неизбежно оказывается в мире, где оживают все детские страхи и бабушкина мудрость, где оправдываются непостижимые обещания и сбываются самые тайные мечты. И самое главное, ждущим удается дождаться, ищущим - найти, верным - спасти... И под конец я гарантирую совершенно искренние слезы.

В общем, читайте. На страничке у как раз идет розыгрыш книги. Постарайтесь успеть!
(посетитель)
olena-klier
22.10.16 02:04 NEW * Прекрасная сторона зла. Вероника Белоусова
Хвастаюсь.
Моя подруга - Вероника Белоусова - пишет серию про вампиров под названием "Прекрасная сторона зла".

История - находка для любителей квестов и загадок. Несмотря на то, что герои книги в основной массе своей - живые мертвецы, которых, казалось бы, ничто земное уже не должно волновать, они поражают своей человечностью и потребностью в любви.

Роман полон жизни, общения, в характерах сплавлены, антагонистические черты, сюжет порой совершенно непредсказуем. Холодная жестокость соседствует с трогательной нежностью. Неуязвимость часто оказывается иллюзией, а хрупкость выносит на своих плечах неподъемное.

В общем, долго рассказывать не буду. Читайте. И все узнаете сами.
(посетитель)
olena-klier
16.10.16 14:56 NEW * Наброски к характеру героини
Бумс-бумс-бумс – уже оглохла. А от сабвуферов давно сквозняк понизу. Господи, угораздило же! Тысячи глаз. Следят за каждым движением, того гляди пробуравят насквозь. Ну, почему именно я постоянно подворачиваюсь под руку шефу?! Ксю, вот, со спокойной совестью соскочила, прикрывшись несуществующей простудой. Ей найти предлог – раз плюнуть. А мне до сих пор ни одной хитрости на ум не пришло. Наверное, никогда не научусь говорить «нет».

Не знаю, кто может добровольно пойти на такое. Кто придумал все эти конкурсы, сравнения, оценки? Мало того, что комиссия безразмерная – целых пятнадцать человек – так еще и лица, что маски. Ни одной улыбки. С умным видом смакуют, черкают в формулярах, кивают друг другу... Общаются телепатически?

Похоже, Макс из «Шоколадницы» уже в фаворитах. Чувствует себя свободно, как дома, гостей принимает. Да еще время находит снисходительно подмигивать, мол, тебе не на что надеяться. Латте-арт – его конек. Ах, как он держит чашечку в ладони! Каждое движение отточено до совершенства.

Ничего. Еще два раунда. Только бы дрожь в руках унять. Арт не терпит суеты.

«Просто делай все, как всегда,» - шепчет Ксю. – «Покажи им бабочку!» А у меня во рту застывшая лава, желудок давно превратился в раскаленный булыжник, ноги ватные и поджилки трясутся. Для бабочки нужен маленький молочник, иначе не уложусь. Пятнадцать чашек. Первая – самая сложная.

А ведь и правда, ничего нового. Улыбайся. Легче руку. Держи темп, не сбивайся. Волна за волной, как закатное море. Поцелуй за поцелуем, как во сне. Господи, до чего же хорошо! Пальцы греет, как долгожданная любовь. А вишневая наливка на донышке согреет их сердца и доведет до стона.

Первая ушла. Теперь повторить шаг за шагом еще четырнадцать, а там – будь, что будет.


(посетитель)
olena-klier
11.10.16 01:35 NEW * Это Ваш выбор, так что не скулите. Маргарет Этвуд


Продолжаю таскать из "Гардиан". Советы Маргарет Этвуд.

  1. Возьмите карандаш, чтобы писать в перелетах. Ручки текут. А если карандаш сломается, Вам нечем будет заточить, потому что нож на борт не пропустят. Поэтому возьмите два карандаша. И что-нибудь, на чем можно писать. Подойдет бумага. В крайнем случае - куски дерева или Ваша собственная рука.

  2. Если пишете на компьютере, всегда сохраняйте тексты на флешку.

  3. Делайте упражнения для спины. Боль отвлекает.

  4. Удерживайте внимание читателя. (Это получится лучше, если Вам интересно, что Вы пишете) Но если Вы не знаете, кто Ваш читатель, то процесс будет похож на стрельбу из рогатки в темноте. То, что интересует одного, совершенно не интересно другому.

  5. Скорее всего, Вам понадобится словарь, элементарный учебник грамматики и чувство реальности. И еще: бесплатно Вас никто не накормит. Писать - это работа. А еще - это фортуна. Вам никто не предложит пенсионную страховку. Другие люди могут Вам помочь. Чуть-чуть. В основном Вы предоставлены и полагаетесь только на себя. Вас никто не заставлял: Это Ваш выбор, так что не скулите.

  6. У Вас не получится прочесть Вашу книгу в невинном ожидании, что же последует за той первой, вкусной страницей, потому что Вы ее написали. Вы были за кулисами. Вы видели, как кроликов опускали в шляпу. Поэтому попросите одного, а лучше двух друзей почитать всю писанину прежде, чем предлагать ее издателю. И лучше, чтобы у Вас не было романтических отношений с этими друзьями, чтобы не уничтожить их.

  7. Не сидите в трех соснах. Если Вы потеряли нить или зашли в тупик, вернитесь назад, посмотрите, где что-то пошло не так. Пойдите по другому пути. И/или измените героя. Измените время повествования. Откройте другую страницу.

  8. Молитва помогает. Или можно почитать что-нибудь другое. Или представить себе / визуализировать, что готовая, опубликованная книга - Ваш Грааль - уже существует.